Сейлор Мун научила целое поколение быть бесстрашными, не стесняться чувств и верить своему сердцу. Вместе с образовательным проектом «Правое полушарие интроверта» разбираемся, как плакса оказалась настоящей революционеркой и почему нам до сих пор стоит брать с неё пример.
Манга и аниме «Прекрасная воительница Сейлор Мун» — типичная история в жанре махо-сёдзё, что в переводе с японского значит «девочки-волшебницы». Главная героиня Усаги Цукино (или Банни в английском и русском дубляжах) — школьница со сверхъестественными силами, которая борется со злом и ищет свою любовь. Сюжет кажется довольно банальным, но неожиданно популярность сериала превзошла все ожидания создателей: за приключениями Усаги и её подруг следили не только девочки, представляющие себя одной из сейлор-воительниц, но и молодые люди.
Такая, как все
Усаги и её подруги — обычные девочки-подростки. Даже форма воительниц, в которой они сражаются со злом, отсылает к традиционной японской школьной форме. Хотя Усаги выполняет важную миссию и «несёт возмездие во имя Луны», она похожа на многих из нас: получает плохие оценки по математике, часто плачет и любит сладкое.
Сейлор-воительницы почти ничем не отличаются от обычных школьниц. Усаги мечтает о свадьбе, Рей постоянно ищет парня, Макото обожает готовить. Но их интересы и увлечения, которые считаются «девчачьими», нисколько не умаляют их сил и способностей. Макото выше и сильнее почти любого парня, а Рей — негласный лидер команды, она принимает сложные решения и сражается до конца. Робкая Ами — настоящий гений, а Минако, кумир подростков и любимая певица Усаги, оказывается первой сейлор-воительницей, которая долго сражалась в одиночку. Сама Усаги не раз спасала мир: она никогда не поддаётся слепой ярости и всегда пытается понять врага и найти компромисс, чтобы спасти как можно больше жизней. Сериал доказывает, что совсем необязательно быть «не такой, как другие девчонки», дружить только с парнями и ненавидеть розовый цвет, чтобы быть сильной и влиятельной.
При этом повседневная жизнь для Усаги не менее важна. Когда её подруги забыли о том, что были сейлор-воительницами, она долго сомневалась, стоит ли возвращать им память. Лишь опасность уничтожения мира заставила её разрушить их мирную реальность. Так «Сейлор Мун» показывает, что обычные проблемы девочек, которые смотрят сериал о волшебницах и принцессах, так же значимы, а их жизнь не менее интересна.
Дерись как девчонка
До сих пор существует стереотип, будто девушки слабые и не могут за себя постоять, а если вы что-то делаете «как девчонка», значит, у вас это получается хуже, чем у парней. Поэтому первые самодостаточные и сильные героини были довольно маскулинными: Эллен Рипли, Сара Коннор, Зена, Баффи. Они были хладнокровны, иногда жестоки и очень сильны физически.
Женственность при этом не только подразумевала слабость, но и демонизировалась. Так, злодейки изображались гиперфеминными и сексуализированными:
неважно, были они чирлидершами из старшей школы или демонами, готовыми уничтожить мир.
Сейлор-воительницы разрушают эти стереотипы: они показывают, что можно плакать, мечтать о свадьбе, фанатеть от поп-звёзд, постоянно менять наряды — и при этом не быть глупыми и слабыми. «Прекрасная воительница Сейлор Мун» — первое аниме, где главная героиня не ждёт спасения от принца. Она сама может спасти и себя, и принца, и целую Вселенную. Усаги «не дама в беде» — эту роль, скорее, исполняет её возлюбленный Мамору, которого постоянно похищают. Зато он всегда её поддерживает и присматривает за дочерью, пока жена сражается или серьёзно ранена.
Усаги боится стоматологов, но всё равно остаётся сильнейшей воительницей во Вселенной и раз за разом доказывает это не только врагам, но и союзникам, которые её недооценивают. Она всегда рассчитывает только на свои силы и не бежит от опасности, как бы страшно ей ни было. Более того, она растёт и меняется у нас на глазах, учится нести ответственность за свои поступки, становится более мудрой и гуманной — и вдохновляет нас следовать ее примеру.
Дружба — это магия
В 1990-е репрезентация женской дружбы в медиапространстве была редким явлением. Обычно такие отношения строились на противостоянии с другими девушками либо не выдерживали испытания одинаковыми нарядами. Кроме того, любовь для главных героинь всегда стояла на первом месте, а подруги часто становились лишь массовкой.
Несмотря на то что любовная линия Усаги и Мамору важна для сюжета, именно развитие дружеских отношений между сейлор-воительницами занимает большую часть экранного времени. Подруги помогают друг другу не только на поле битвы, но и в обычной жизни: они вместе готовятся к экзаменам, поддерживают в сложных ситуациях, утешают после неудач в личной жизни или учёбе. Между девушками устанавливаются особые отношения: они построены на полном доверии и принятии. Каждая из них знает свои сильные и слабые стороны, поэтому они дополняют друг друга и вместе развиваются. Они не осуждают чужие увлечения и всегда готовы помочь подруге исполнить мечту — даже если это попытка попасть на концерт любимого айдола.
Самым страшным препятствием для женской дружбы в кино 90-х всегда были не суперзлодеи или приближающийся конец света, а мужчина. В «Сейлор Мун» есть подобный сюжет: Рей и Усаги обе заинтересовались Мамору. Но даже этот любовный треугольник не разрушил их дружбу. Хотя подруги продолжали ссориться из-за пустяков, их отношения были одними из самых крепких и трогательных в истории. И остальные подруги знали об этом, поэтому никогда не воспринимали всерьёз их перепалки.
И если подумать, то, несмотря на то, что Мамору был сначала возлюбленным, а потом и мужем Усаги, в самой последней битве с врагом рядом с ней до последнего бились именно её подруги.