Комментарии

Почему в СССР было гендерное равноправие, а потом его не стало

Советская Россия стала одной из первых стран, где было узаконено гендерное равенство. После революции женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам, могли легально делать аборты и легко разводиться. Несмотря на то что сто лет назад наша страна была одной из самых прогрессивной в гендерном вопросе, сейчас мы на 81‑м месте в рейтинге экономического равенства полов. Вместе с феминистской и исследовательницей Анастасией Красильниковой разбираемся, как мы потеряли эти достижения и почему гендерное равноправие в советской России несколько преувеличено.

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

1917–1930‑е годы: революция в гендерном вопросе

Законы о равноправии, принятые в 1917–1918 годах

Уже в первые месяцы правления Советы приняли декреты, которые улучшали положение женщин. 

— Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Узаконил равноправие мужчин и женщин.

— Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Запрещал женский труд в ночное время.

— Декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Открывал доступ женщинам к высшему образованию.

— Декрет «О заработной плате». Устанавливал равную оплату труда мужчин и женщин.

— Декрет «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния». Упразднял религиозную регистрацию браков и уравнивал права женщин в семье. Первым гражданским браком стал союз Александры Коллонтай и революционера Павла Дыбенко.

— Избирательное право. Первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, закрепила право женщин избирать и быть избранными в Советы.

«Новая женщина»

Революционерка и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай считала, что для гендерного равноправия недостаточно изменить законы. Она стремилась уничтожить гендерные стереотипы и частную сферу, то есть традиционную семью, которая порабощала женщину, делала её заложницей домашнего хозяйства. В статье 1913 года она описала концепцию «новой женщины» — идеологический эталон женственности того времени. Он включал в себя:

1. Внутреннюю дисциплину и борьбу с эмоциями. Женщина должна провести над собой воспитательную работу, чтобы отстаивать свои права, которых раньше не было.

2. Уважение своей и чужой свободы. Да, Александра Коллонтай уже тогда предлагала соблюдать личные границы.

3. Требовательность к мужчине. От «нового мужчины» не требовалось быть добытчиком, потому что женщина теперь может обеспечить себя. Однако он должен бережно и уважительно относиться к женщине.

4. Самостоятельность. Женщина больше не связана с семьёй, поэтому у неё должны быть собственные увлечения и интересы.

5. Отношение к любви как к одной из сфер жизни. До этого в мире женщины не было ничего, кроме любви. Она играла для неё первостепенную роль. «Новая женщина» должна относиться к любви как к одной из сфер своей жизни, а не как к целому миру.

Повышение грамотности и политического участия женщин

Для того чтобы женщина поддерживала коммунизм и включилась в производство, ей было необходимо профильное образование. Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Затем женщины получили доступ к любому учебному заведению. Профсоюзы, советы, молодёжные и кооперативные организации поднимали культурный и политический уровень женщины.

В середине 1919 года при ЦК РКП(б) были созданы женотделы, чьей задачей стало просвещать женщин в вопросах политики. На собраниях женотделов обсуждались вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Представительницы защищали их права, контролировали выполнение законов в отношении работающих женщин. Также женотделы участвовали в законотворчестве и следили, чтобы женские интересы были учтены.

Новая советская семья

Декрет о гражданском браке лёг в основу Семейного кодекса 1918 года. Муж и жена признавались равными партнёрами в семейных отношениях. В законе не было прописано, что супруги должны хранить друг другу верность. С тех пор жена не была обязана брать фамилию мужа. Имущество считалось общим. Расторгнуть брак стало очень просто. Это мог сделать один из супругов по почте. При разводе труд женщины в домашнем хозяйстве приравнивался к труду мужчины вне дома, поэтому у него не было привилегий в разделе нажитого имущества при разводе.

Мужчины обязаны были платить алименты женщине, если она забеременела от него вне брака. Тогда биологическое отцовство установить было трудно, однако суд мог наложить это обязательство на всех предполагаемых отцов. В 1920 году было легализовано право женщины на аборт. Советская Россия узаконила репродуктивные женские права раньше, чем другие страны Европы.

Одной из задач правительства стало облегчение быта: построение столовых, садов, яслей. Предполагалось, что так государство берёт на себя часть обязанностей по ведению быта и предоставляет женщине возможность работать вне дома.

Фотография человека
Анастасия Красильникова, феминистская исследовательница и соосновательница образовательного проекта FEM TALKS.

Большинство реформ, которые были воплощены в жизнь при советском правительстве, были направлены не на благополучие женщин, а на выгоду нового государства.

Мощная индустриализация требовала новых рабочих рук. Эта тенденция была в то время во всём мире, не только в России. Новой рабочей силой стали женщины. Чтобы их вовлечь, нужно было создать условия и новую общественную структуру. Как раз поэтому были проекты про новый быт, лёгкие разводы, государственную поддержку материнства. Без этих реформ вовлечение женщин в производство не принесло бы пользы, потому что была бы высокая женская и детская смертность. Об этом пишет Александра Коллонтай в своём труде «Общество и материнство» 1913 года.

1930‑е — 1955 год: откат в традиционную политику

Ликвидация женотделов

Уже в начале 1920‑х годов в правительстве возникали сомнения о женотделах. Например, в резолюции XII партийного съезда 1923 года отмечается, что женские организации создают почву для отделения женщин в борьбу за свои права, а не за права рабочих. Правительство боялось, что женщины таким образом примкнут к «буржуазному» феминизму, а не к марксистскому. Первым «звоночком» к ликвидации женотделов стало окончание Международного женского секретариата Коминтерна в 1926 году. Его возглавляла Клара Цеткин. В январе 1930-го женотделы стали подчиняться отделу Агитации и массовых кампаний. В 1934 году Сталин объявляет женский вопрос решённым, и женские политические организации упразднялись окончательно.

Укрепление «традиционной» семьи

Гражданская и Первая мировая войны ударили по демографии. Начиная с 1920‑х годов рождаемость упала в два раза по сравнению с началом XX века, и тенденция продолжалась. В ответ на это правительство стало укреплять традиционные семейные ценности. Секс снова стал «работать» на рождение детей. В 1935 году прекратилось производство контрацепции. Далее в 1936‑м была усложнена процедура развода. В том же году аборты разрешались только по медицинским показаниям. При этом нагрузки на производстве с женщины не снимались. Теперь она должна была работать как машина и регулярно рожать, что создавало для неё двойную нагрузку.

Гендерный вопрос в годы Великой Отечественной войны

Во время войны женщины заняли на производстве места мужчин. Среди рабочих и служащих число женщин возросло на 15 миллионов человек и составило 56% от числа работающих. Женщины стали заняты в профессиях, которые считались мужскими. Среди рабочих железнодорожного транспорта их количество выросло с 25% до войны до 42% после. В цветной металлургии — соответственно с 27 до 50%. На предприятиях по производству боеприпасов они составляли более 50% работающих. Женщины также занимали освободившиеся административные должности. На 1 октября 1944 года женщины составляли 55% в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик, 60,9% — в аппаратах областных и краевых исполкомов, 76,5% — в городских и районных Советах депутатов трудящихся.

Everett Col­lec­tion / Shut­ter­stock
Wiki­me­dia Commons

При этом правительство пыталось повышать рождаемость. С 1944 года увеличились льготы и выплаты для многодетных семей. Женщина могла отдать своего ребёнка в воспитательный дом, и заботу о нём брало на себя государство. Был введён налог на бездетность на граждан, не имеющих детей, и налог на супругов, имеющих одного или двух детей.

После окончания войны женщины оказались вытесненными мужчинами с рабочих мест, которые они ненадолго заняли. В обществе укреплялось представление о традиционной семье, так как было важно повышать рождаемость. Женщина металась между ролью матери и работницы. Мужчины же приобретали особую ценность, так как их численность сильно уменьшилась.

Фотография человека
Анастасия Красильникова, феминистская исследовательница и соосновательница образовательного проекта FEM TALKS.

Несмотря на то что женщина стала работать, голосовать, получать образование, она всё ещё должна была рожать детей — новых граждан для нового государства. Правительство было озабочено демографией, потому что в XX веке было много социальных катаклизмов: войны, голод, разрушительные последствия коллективизации.

В начале 20‑х годов у правительства был сильный запал на эксперименты и радикальную перестройку. Но стало понятно, что многие из проектов привлекательны на бумаге, а на практике трудновыполнимы. Плюс это дорого, а денег не было. Из-за этого все реформы быстро сворачиваются, и государство возвращается к акценту на традиционных ценностях. При этом женщины оказываются в ловушке. Они уже не могут положиться только на мужчин в материальном плане, потому что те не могут обеспечить всю семью. Женщины были вынуждены трудиться сначала на оплачиваемой работе, а потом на неоплачиваемой дома.

1955–1990‑е: противоречивая гендерная политика

Восстановление репродуктивных прав женщины

Усилия по повышению рождаемости не принесли результатов. Также это наносило большой вред женщинам, которые прибегали к нелегальному прерыванию беременности. Из-за этого в 1955 году аборт снова легализовали. Несмотря на это, был затруднён доступ к контрацепции. Были проблемы и с секспросветом. Из-за этого сложилась «абортная контрацептивная культура», то есть аборт стал единственным методом контрацепции. При этом операции происходили практически без обезболивания.

Культивирование материнства

В 1970–80‑х увеличиваются выплаты беременным и матерям. В начале 1990‑х годов послеродовой отпуск увеличен до 70 дней. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком длится до полутора лет. Введён отпуск по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет без оплаты, но с сохранением рабочего стажа и без утраты рабочего места.

Проводится агитация в пользу «правильной женственности», которая ассоциируется с материнством. Несмотря на льготы на рабочем месте, социальные структуры, которые должны помогать в быту, не соответствуют потребностям семьи, в которой работают и отец, и мать. Так, детей стали повсеместно воспитывать бабушки и дедушки.

Кризис мужественности и женственности

Семья снова преподносится как основная ячейка общества, где чётко распределены гендерные роли: мужчина-добытчик, а женщина — тоже добытчица, но ещё и мать. В таком контексте мужчины испытывает кризис маскулинности, потому что он перестаёт быть единственным кормильцем семьи. Женщина же испытывает на себе двойную нагрузку и чувство вины за то, что не может полностью отдаться ни одной из двух ролей.

Фотография человека
Анастасия Красильникова, феминистская исследовательница и соосновательница образовательного проекта FEM TALKS.

Закручивание гаек произошло при Сталине, после его смерти оно закончилось, но сильно лучше не стало. Вернули право на аборты, упростили развод, но никуда не делся бытовой сексизм.

В 70‑е мы видим его торжество, что хорошо показано в советском кино, на котором мы выросли. Например, в фильмах «Москва слезам не верит» и «Служебный роман» есть успешные героини с хорошей карьерой, но они неполноценны без «женского счастья» и женской привлекательности. В эти годы начинается давление третьей смены — время, которое тратит женщина на соответствие стандартам красоты. Про это писала исследовательница Элла Россман в сборнике «Феминистский самиздат 40 лет спустя» — это переиздание альманаха «Женщины и Россия», написанного диссидентскими феминистками в конце 70‑х.

Они заметили, что в СССР существует мифическое гендерное равенство, потому что на практике именно женщина и работает, и ведёт домашнее хозяйство. При этом мужчины перестали быть кормильцами. Наступает кризис маскулинности. Это тоже видно в советских фильмах. В упомянутых «Москва слезам не верит» и «Служебном романе» любовные интересы героинь — «неудачники», которые самоутверждаются за счёт отношений с женщинами. Диссидентские феминистки, например Татьяна Горичева, Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова, писали, что женщины стали тащить все обязанности на себе, но всё равно считаются «вторым полом».

С перестройкой и 90-ми происходит несколько интересных моментов. Хлынуло западное влияние. Создаётся много центров гендерных исследований, выпускаются сборники, проводятся конференции. Гендер — предмет изучения социологии, культурологии и других гуманитарных наук. Однако это продолжалось недолго и в довольно узком кругу. Для большинства женщин тогда (и на самом деле сейчас тоже, если мы говорим о наших мамах) гендерное равенство ассоциировалось с утомительной работой и тем, чтобы тащить всё на себе.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Почему не было достигнуто гендерное равенство

«Новая женщина» Александры Коллонтай не смогла найти своей реализации в советской России, потому что политика в её защиту велась только в первые десять лет после революции. Затем перед государством остро встал вопрос повышения рождаемости. Из-за этого укреплялись традиционные семейные ценности, в контексте которых женщина — прежде всего мать, значит, она привязана к дому. Также государство не осуществило задачу по взятию на себя части домашних обязанностей. 

Фотография человека
Анастасия Красильникова, феминистская исследовательница и соосновательница образовательного проекта FEM TALKS.

В СССР права были спущены женщинам сверху и в довольно искажённой форме, в то время как в западных странах женское движение боролось за эти права. В советской гендерной политике женщины были объектами. Гендерное равенство не было достигнуто, потому что советская власть и не планировала его достигать — у неё были другие цели.

Обложка: Everett Col­lec­tion / Shutterstock/Wikimedia Commons

Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.