Знать
17 июня

«Почему наши девочки погибли, а ты нет?»: как писательница Катя Тюхай отрефлексировала опыт насилия, пока писала книгу

Редакция «Горящей избы»
Редакция «Горящей избы»
Женское издание обо всём.
Изображение

Детство писательницы Кати Тюхай прошло в 90-е, и там было многое, что знакомо этому поколению: домашнее насилие, бедность, беспомощность взрослых, а ещё — столкновение с серийным убийцей. Обо всём этом Катя долго боялась говорить — пока не написала роман «Девочка со спичками» и не обнаружила, что все непрожитые эмоции выплеснулись там. Катя рассказывает о том, как письмо помогло ей осознать свою травму, а выход книги — найти поддержку и единомышленников.

Катя Тюхай
Писательница, автор книги «Девочка со спичками»

В одиннадцать лет на меня напал серийный убийца. Я шла из школы в два часа дня мимо шестого подъезда своего дома, под козырьком стоял мужчина в домашних тапках и курил. За неделю до этого у меня сбежал кот — я искала его в подвалах нашего дома и просила ключи от них у жильцов первых этажей. Мужчина просто сказал: «Девочка, я там кота нашёл в подвале, он мяукает, но не выходит — это случайно не твой?» Конечно, я пошла проверить — и он напал на меня в подвале.

Маньяк держал меня в подвале, пытался изнасиловать и чуть не задушил. Две его следующие жертвы были изнасилованы и зарезаны. Я единственная выжила и запомнила, как он выглядит. Мне удалось выжить потому, что я с ним поговорила и сумела убедить, чтобы он меня отпустил. Так я оказалась единственным свидетелем, который мог описать полицейским, как он выглядит.

Судебное разбирательство длилось около года. Меня постоянно таскали в полицию. Ко мне в школу приезжали полицейские со стопками фотографий — тогда ещё не было баз данных, всё это было на бумаге, как в старых фильмах. Однажды на фотографии я узнала этого человека. Ему дали пожизненное.

Со мной вроде как ничего не случилось — только синяки и царапины, не считая того, что я чуть не умерла от асфиксии. Как я потом узнала от специалистов, у меня сформировался ПТСР. Сейчас он диагностирован, но большую часть жизни я просто думала, что так живут все: панические атаки, постоянная боль в груди — просто я такая нервная. Но нет: когда психологическое переходит на уровень телесного, пора таблеточки принимать. 

Как я начала писать книгу 

Когда с тобой случается что-то плохое, мозг может поступать с этим по-разному: одни люди идут плакаться друзьям, другие к психологу, а третьи (как я) делают вид, что ничего не произошло. До тридцати одного года я не подозревала, что травма наихудшим образом влияет на мою жизнь. А потом я родила ребёнка. 

Уже на второй день после родов я вышла на работу. Целый год я вставала несколько раз по ночам кормить ребёнка, а к девяти утра ехала в офис. Такой день сурка почти без сна. У меня была жёсткая депривация, но я пила таблетки и делала вид, что всё классно. 

Ресурсы организма были так истощены, что блокировки, навешенные на мою травму, слетели, и я начала соприкасаться с ней гораздо сильнее. Панические атаки, суицидальные мысли, бессонница, боль в груди, как будто кто-то на неё давит. Иррациональное чувство вины за то, что я выжила, и желание причинять себе вред. Я доводила себя до изнеможения огромным количеством работы и малым количеством сна. 

Чтобы не сойти с ума, я начала писать роман — по ночам в заметках на телефоне. 

Как роман помог мне преодолеть травму

Психодраматическая ситуация

Я поняла, что травма просочилась в мой роман, только когда закончила. В процессе я ни разу не перечитывала текст от начала до конца. С помощью символьного языка, архетипичных героев и сюжетных поворотов я отыграла как момент удушения маньяком, так и колоссальное чувство вины за то, что я посадила человека на пожизненное. Перечитав, я увидела, что это моя расстановка по психодраме на шестьсот страниц.

В психодраме есть такая методика: когда тебе причиняют вред и ты хочешь переписать эти воспоминания, ты вставляешь в ситуацию человека или любое другое существо, которое защитит тебя в этот тяжёлый момент. Например, в одном из эпизодов романа персонажи попадают в полицию, и главный герой жертвует собой в обмен на то, чтобы героиня могла уйти, а его подвергают избиениям и пыткам. При этом девушку собирались изнасиловать — это сцена полицейского произвола. В моей жизни была реальная угроза изнасилования, и я незаметно для себя создала сюжет, где появляется тот, кто может меня защитить. 

Я не понимала, откуда берутся некоторые эпизоды и почему мне так важно их написать. Например, после того как я вернулась из подвала с убийцей, я посмотрела в зеркало и сказала себе: «Это нормально, это бывает со всеми». Эту фразу и ситуацию я полностью забрала в роман. Почему мой герой именно это говорит себе в зеркало, я поняла только тогда, когда дописала. Воспоминания о травме настолько фрагментарны, что иногда ты неосознанно вытаскиваешь их наружу, но не можешь осознать в моменте.

Травма свидетеля

Мой главный герой Игорь постоянно испытывает колоссальное чувство вины из-за того, как погиб его отец. Герой не виноват в этом, но думает, что виноват — и смерть отца делит его жизнь на «до» и «после». Вдобавок Игорь по стечению обстоятельств становится виновником катастрофы, в которой пострадала его любимая женщина. Это сублимация моего собственного чувства вины. 

Во-первых, я чувствую себя виноватой за то, что посадила человека — каким бы он ни был. Я против смертной казни, а в Беларуси она есть (я белоруска). У меня нет уверенности, что ему потом не переизбрали меру пресечения. 

Во-вторых, в зале суда родители погибших девочек кричали мне в лицо: «Почему наши девочки погибли, а ты нет?» Я постоянно чувствовала, что живу взаймы, а на самом деле должна была сдохнуть в одиннадцать лет. Ещё я жила в дисфункциональной семье с отцом-алкоголиком, который мог бить нас с братом — вину буквально вбили в меня, и теперь я постоянно чувствую её за что угодно.

В безопасной обстановке романа я могу выкрутить своё чувство вины на максимум и прожить его легально: мой герой действительно виноват в ряде преступлений. Огромная проблема людей с травмой свидетеля, как у меня, — это деструктивная установка «почему я выжила, а другие нет». Нам невозможно доказать, что мы не виноваты. 

Ярость и пространство эксперимента

В юнгианской психологии есть архетип Тень — это подавленные чувства, которые есть у каждого. Травмированный ребёнок может злиться на родителей, но из-за табу не даёт себе эту злость проживать. Мой роман — это, в числе прочего, распакованная ярость на того насильника и на моего отца (прости, пап, но это так). 

Моя героиня Кира свою ярость проживает: в последней трети книги она распаковывает своё альтер-эго, очень агрессивное, насильственное, и идёт до конца — вплоть до того, что причиняет серьёзный вред главному герою. Всё это — моя сублимация Тени, которая годами пылилась, пока мне хотелось кричать на весь мир: «Боже, за что мне это всё?»

И вторая сторона — мой герой Игорь. Он чувствительный и человечный, но в то же время властный, параноидальный, недоверчивый, в нём сосредоточено много пороков. У него есть зависимость. Он занимается самоуничтожением, не знает меры в своих поступках и ни в чём себе не отказывает. Это тоже пространство эксперимента и вопроса «А что, если?». А что, если я была бы мужчиной, ничем не обременённым, с огромным количеством власти и денег? Это и вопрос, повёрнутый к читателям лицом: «А что сделал бы ты, будь у тебя такие возможности, как у моего главного героя?» 

Самоисследование

Я исследую, кто я на самом деле: яростная девочка, которая хочет отомстить, или человек, который уничтожает всё вокруг (и себя) из-за чувства вины. Всякая вина в конечном счёте должна быть разряжена: ты либо ищешь способы восстановить справедливость по отношению к себе (наказание), либо избегаешь этого наказания. В моём герое сошлось два в одном: он боится ответственности и жаждет, чтобы его наказали.

К некоторым сценам я подбиралась месяцами — например, когда главный герой должен признаться в совершённом преступлении. До написания сцены у меня даже были суицидальные мысли, мне стало по-настоящему плохо. Написав эту сцену, я долго отходила — а потом постепенно стало легчать, и эффект от такой «терапии» я ощущаю до сих пор. 

Когда мне было плохо, я ночами перечитывала отдельные фрагменты. Потом я поняла, что для меня они являются повтором психодраматической ситуации, когда мозгу недостаточно проиграть что-то один раз. Некоторые моменты я перечитывала раз по пятьдесят — например, сцену, где Кира получает над Игорем абсолютную власть. Эта фобия появилась у меня после встречи с серийным убийцей: что кто-то будет иметь надо мной абсолютную власть, обездвижит, придушит, запрёт в комнате. Страх насилия я отыгрываю мужской фигурой: через женскую я не могу это проживать, мне кажется, я сойду с ума, если буду играть сама за себя. Поэтому я использую мужской архетип как защиту, чтобы прожить свою фобию в более безопасной обстановке. 

Остановить петлю насилия

Роман я закончила в мае 2023-го, и в течение полугода мне становилось всё легче и легче. Я даже слезла с антидепрессантов — они стали мне больше не нужны. Сейчас эмоциональные качели раскачиваются гораздо реже и с меньшей амплитудой. 

После довольно большого перерыва я вернулась к психологу, и она заметила изменения в моих стейтментах и формулировках. Книгу она, кстати, прочла и подтверждает, что письмо стало для меня терапией. 

Теперь, когда я попадаю в травмирующую ситуацию, когда кто-то агрессивно настроен ко мне, я думаю, что сделал бы Игорь на моём месте, и мне становится легче. Его образ я использую для распаковки «мужских» качеств в себе, которыми мне сложно управлять, которые меня пугают: он сильный, агрессивный,  эгоистичный, расчётливый, умеет управлять людьми, материалист, жёстко защищает свои границы. Это часто бывает нужно в обычной жизни, где я не только мама, жена, но и владелец бизнеса, руководитель. 

В Киру же я вложила своё желание говорить правду. Это вообще одна из главных тем романа: нужна ли правда тем, кто её ищет? У главных героев есть идейное противостояние: можно ли прожить жизнь, постоянно обманывая? Хороша ли ложь во спасение? Говорить правду — это адреналин для моих героев, довольно деструктивных и нездоровых людей, которые тем не менее пытаются стать адекватнее на протяжении романа, эмоционально обнажаясь друг перед другом. 

Ключевой вопрос, который я решаю через женскую фигуру, — как быть собой и говорить правду даже тем, кто имеет над тобой власть, несмотря на риск навредить карьере. Работая в корпорации, всегда приходится прогибаться под внешние условия, искать компромиссы. Правда не всегда уместна, приходится постоянно пытаться усидеть на двух стульях — и мне это не очень нравится. 

Сейчас я чувствую в себе силу и цельность, потому что две мои части соединились. Теперь я сама себе отличный друг и могу себя защитить. В знак этого осознания я сделала себе татуировку на пальце: впереди — лента Мёбиуса, петля насилия, которое я всеми силами хочу остановить, а ручками петлю держит Чёрный человек. Чёрный человек — это одна из линий внутри романа, он стоик, это часть меня, которая взяла на себя всё насилие, которое происходило со мной с самого раннего возраста. С одной стороны, это мой защитник, с другой — моя тёмная, неодобряемая часть, которую я долго отрицала. Такой дуальный образ.

Этой татуировкой я говорю, что многие люди в современном мире ощущают себя намертво прикованными к «петле насилия» — как в прошлом, так и в настоящем. Но нет, чёрт возьми, мы просто держим эту петлю руками. Мы можем просто разжать руки и не передавать насилие дальше, и эта бесконечная петля, наконец, прервётся — хотя бы на нас самих. Не бить детей, если тебя самого били в детстве. Не отвечать токсичностью на токсичность, злом на зло. Оба моих героя делают такой выбор: несмотря на миллион причин продолжать насилие в адрес друг друга, они останавливают эту петлю — практически ценой жизни.

Книга для меня стала поводом к разговорам длиной в год — с моими друзьями, которые не знали меня с этой стороны, с читателями и книжными блогерами, с моими студентами. Теперь я говорю об этом открыто и получаю колоссальное количество поддержки — не только как личность, но и как автор, потому что людям искренне нравится роман. Многим в романе откликается линия школьницы Полины, живущей в регионе в дисфункциональной семье, — это знакомо каждому второму человеку, родившемуся в девяностые. Особенно девочкам, которые так часто сталкиваются с насилием, — и это частично и моя собственная история. 

Я даже оставила в книге электронную почту и адрес своего канала на случай, если со мной захотят чем-то поделиться, — и получаю много поддержки и там. Я как будто обрела ещё одну семью, разбросанную по всему свету. Мои читатели пишут мне, что я не одна, потому что одна из главных тем «Девочки со спичками» — это одиночество наедине с насилием. Даже сейчас мне страшно об этом говорить — а раньше я бы вообще не смогла.

Советы тем, кто пишет о своей травме

  1. Если вы не знаете свой диагноз, но чувствуете, что с вами что-то не так, — прежде чем писать, лучше сходите к врачу. И если врач рекомендует принимать таблетки — принимайте их. Потому что, если вы соприкоснётесь с травмой внутри романа без поддержки, в том числе медикаментозной, быть беде. Вы можете даже не понимать, что распаковали травму. Например, решите, что вам плохо из-за проблем на работе, но вам плохо из-за того, что у вас в романе отец бьёт дочь. Так что обязательно заручитесь поддержкой специалистов.
  1. Ешьте слона по кусочкам. Если вам сложно написать конкретную сцену, сделайте зарисовку на бумаге, проиграйте её с друзьями. Я написала сцену, к которой подбиралась два месяца, с помощью комьюнити — там было человек пятнадцать. Действие происходит в людном баре, где люди отпускают разные реплики. Я принесла ребятам канву и попросила отыграть эпизод вместе со мной: я буду играть за главных героев, а они — за посетителей, которые комментируют происходящее. Мне начали набрасывать реплики, реакции на ситуацию, которая происходила в сцене — признание в преступлении во время прямого эфира на сотни тысяч человек. Мне было не так страшно это писать, потому что со мной была толпа народу. 
  1. Ищите поддержку. Часто случается так, что окружение не даёт нам прожить эмоции своевременно. После встречи с серийным убийцей одноклассницы мне вообще не поверили, а родители отвели меня в полицию, но предпочитали лишний раз о случившемся не заговаривать. К психологу тогда меня тоже не отвели, но я не виню родителей — времена были другими. С тех пор мы ни разу об этом не поговорили, о том, что происходило в тот день и год. Если вы встречаете такое молчание близких — помните, что это тоже один из видов травмы, вот такое молчание, избегание разговоров о случившемся. С вами всё в порядке, просто продолжайте писать, найдите бета-ридеров, друзей, чтобы они стали той силой, которая вас поддержит. И не стесняйтесь просить психолога прочесть то, что вы написали.
  2. Нарушайте молчание. Проговаривать травму — значит десакрализировать её. Худшее, что может испытать травмированный человек, — стыд и страх за случившееся. Теперь я понимаю, что всё было не зря: я дала людям ролевую модель поведения в травме, не сдаваться никогда (сдайся я сразу — я бы не вышла из подвала). Это главный урок, который я вынесла из своей травмы и своего романа: в каждой тьме что-то есть, и, если ты не боишься в неё вглядываться, это и есть ключ к спасению и деэскалации насилия.
Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий