Если вы смотрите кино и мультфильмы, то наверняка сталкивались с этим явлением. Эйприл из «Черепашек-ниндзя», Элизабет из «Пиратов Карибского моря» и даже принцесса Лея из «Звёздных войн» — порождения кинотропа, который носит название «принцип Смурфетты». Из-за него в интересных и популярных историях зачастую не хватает женских персонажей. А те, что есть, оставляют желать лучшего.
Что такое принцип Смурфетты
О принципе Смурфетты мало писали исследователи, и у него нет чёткого словарного определения. В поп-культуре так называют троп «одна девочка среди кучи мальчиков». Его можно встретить в фильмах и мультфильмах, в том числе детских. Может показаться, что хотя бы один женский персонаж лучше, чем ни одного. Но у принципа Смурфетты негативный смысл: он стереотипный и подчёркивает, что женские персонажи как будто второстепеннее мужских.
Термин «принцип Смурфетты» придумала американская поэтесса и эссеистка Ката Поллитт. В 1991 году она опубликовала в газете New York Times колонку, в которой пожаловалась, как сложно найти хороший мультфильм для трёхлетней дочери. Поллитт купила ей кассету «Русалочка», потому что главная героиня этой сказки — смелая и решительная в отличие от пассивных Золушки и Спящей красавицы. Но таких историй, по мнению авторки, слишком мало. Детские мультфильмы и телешоу ориентированы скорее на мальчиков. Поэтому там либо все герои мужского пола, либо то же самое плюс один невзрачный женский персонаж.
Название «принцип Смурфетты» появилось благодаря смурфам — добрым синим гномикам, которые живут в лесной деревне. Смурфов придумал и нарисовал бельгийский художник Пьер Кюллифор. В 1981 году на канале NBC вышел мультфильм про них. В нём появилась и Смурфетта — единственный женский персонаж истории. По сюжету её создал главный враг смурфиков — злой волшебник Гаргамель. Гномы раздражали его своей гармоничной и счастливой жизнью. Он захотел, чтобы Смурфетта шпионила за ними и в итоге рассорила гномов. В общем, единственная девушка появилась в сюжете, чтобы разрушить мужскую идиллию.
Поначалу Смурфетта была темноволосой и не особо привлекательной. А потом cамый старший смурф преобразил её в красивую блондинку с длинными ресницами. Получилась довольно стереотипно «женственная» героиня, которая вдобавок обожала платья и цветы и ходила на каблуках даже в лесу. Хотя, как отметил автор статьи The Atlantic, у Смурфетты был потенциал. Она часто предлагала план действий, а однажды даже помогла другому смурфу сбежать из заточения. Но факт остаётся фактом: Смурфетта долго оставалась единственной девочкой в мужском царстве.
От блокбастеров до «Винни Пуха: где можно увидеть принцип Смурфетты
Принципом Смурфетты часто грешат блокбастеры. Это заметно даже по постерам, где среди четырёх-пяти героев мужского пола всего одна женщина. В 2016 году издание Time сделало подборку таких постеров. В неё попали «Звёздные войны» 1977 года, «Охотники за привидениями», «Матрица», «Пираты Карибского моря: на краю света», «Первый мститель» и «Стражи Галактики». В заметке отметили, что обычно единственная женщина в фильме «одета в кожу, может выпить лишнего и самозабвенно дерётся с плохими парнями». А ещё между ней и главным героем, как правило, сексуальное напряжение.
В 2011 году создательница принципа Смурфетты отметила, что спустя 20 лет после её статьи в New York Times ситуация не изменилась в пользу женщин. Она привела в пример фантастический фильм Джей Джея Абрамса «Супер 8» — историю подростков из маленького городка, которые столкнулись с необъяснимыми событиями. По словам Поллитт, среди главных героев всего одна девочка — Элис. Но проблема даже не в этом, а в том, что Элис блекнет на фоне остальных и просто «олицетворяет всё женское» (а потом ещё и становится девой в беде).
«Винни Пух»
В диснеевском мультфильме 1977 года всего один женский персонаж — кенгуру Кенга. Она появляется в сюжете время от времени. Её роль — добрая и любящая мама маленького кенгурёнка Ру.
«Черепашки-ниндзя»
В американской франшизе братья-супергерои борются со злом в Нью-Йорке под присмотром своего мастера по боевым искусствам. Единственной девушкой в сюжете долгое время была Эйприл О’Нил — программистка в комиксах и репортёрша в мультфильме. Долгое время девочки-зрительницы могли себя ассоциировать только с ней. И только в 1997 году (спустя 10 лет после старта оригинального мультсериала) появилась черепашка Венус де Майло. Её добавили, чтобы расширить аудиторию и чтобы девочки тоже захотели себе игрушечные фигурки любимой героини.
«Теория Большого взрыва»
Главные герои американского ситкома «Теория Большого взрыва» — гики и учёные-физики Леонард и Шелдон. У них есть друзья — астрофизик Раджеш и аэрокосмический инженер Говард. Все они увлекаются наукой и работают в технологическом институте. Поначалу единственная девушка среди них — привлекательная блондинка Пенни, которая живёт по соседству с Леонардом и Шелдоном. Пенни далека от науки: она работает официанткой и мечтает о карьере актрисы. Её главная роль в сюжете — романтический и сексуальный интерес Леонарда.
Авторы интернет-энциклопедии Tv Tropes отметили, что позднее сценаристы добавили в сюжет больше женских персонажей — у Говарда и Шелдона, например, появились девушки. Поэтому из первоначального принципа Смурфетты получился практически гендерно сбалансированный актёрский состав.
«Начало»
В фантастическом боевике Кристофера Нолана профессиональные шпионы проникают в подсознание людей через сны, чтобы извлечь нужную заказчику информацию. Среди них всего одна девушка — студентка-архитектор Ариадна. Но в отличие от других примеров принципа Смурфетты, Ариадна не просто фон для главных героев. У неё есть своя важная задача — спроектировать лабиринт сна, куда попадёт вся команда.
Стереотипы и гендерное неравенство: за что принцип Смурфетты критикуют
Главные претензии к «принципу Смурфетты» сформулировала его создательница. Ката Поллитт посчитала, что добавлять всего одну героиню к кучке мужских персонажей несправедливо. Из-за этого страдают в первую очередь девочки — им просто не с кем себя ассоциировать. Даже если у них есть мечты и амбиции, в книжках и на экранах они не видят похожих на себя примеров. Мальчики, в свою очередь, понимают, что они важнее и исключительнее девочек.
«Посыл ясен. Мальчики — норма, девочки — вариация; мальчики занимают главное место, девочки — периферийное; мальчики — индивидуальности, девочки — типажи. Мальчики определяют группу, её историю и ценности. Девочки существуют только по отношению к мальчикам».
Эту мысль процитировала в своём видео Анита Саркисян — канадско-американская феминистка и критик. Она сказала, что принцип Смурфетты — ещё одно название токенизма. Инклюзивности для галочки. Это когда отдельным людям из уязвимой группы предоставляют какие-то права и возможности. Например, берут в престижную IT-компанию человека с инвалидностью. Или вводят в сериал одного темнокожего персонажа. Но это не искреннее желание улучшить ситуацию для всех, а циничный ход. Благодаря ему организация выглядит прогрессивно — как будто действительно поддерживает равенство. В глобальном смысле такие решения ничего не меняют. Люди по-прежнему сталкиваются с расизмом, сексизмом и эйблизмом на работе. Принцип Смурфетты работает так же: формально женский персонаж появляется на экране, но гендерным равенством это назвать нельзя.
По словам Аниты, чтобы произведение не попадало под принцип Смурфетты, его авторы должны включить в каст больше одной героини. Но важно не только количество. Если женские персонажи появляются на экране в виде ходячей сексуальной декорации, ничего хорошего тоже не выйдет.
Принцип Смурфетты можно считать первой ступенькой, которую сценаристы должны преодолеть, чтобы сделать что-то хорошее. Если в сценарии больше одной героини — это первый маленький успех. Далее произведению предстоит пройти тест Бекдел — Уоллес: женщины в произведении должны разговаривать, а беседы должны быть о чём-то помимо мужчин. И только после этого уже можно говорить о сложных, хорошо прописанных и реалистичных героинях без ярлыков вроде Мэри Сью.
Как в кино борются с принципом Смурфетты
В последнее десятилетие принцип Смурфетты по-прежнему встречается в кино и сериалах. Его заметили, например, в приключенческом фильме 2017 года «Джуманджи: Зов джунглей», экранизации Стивена Кинга «Оно» и фантастическом сериале «Очень странные дела» (правда, во втором сезоне сценаристы всё-таки добавили в сюжет ещё одну девушку).
Ещё один пример — американский супергеройский фильм «Чудо-женщина». Его первые кадры напомнили принцип Смурфетты наоборот: единственный герой мужского пола оказался на острове амазонок. Но, как отметила в своей статье для Den of Geek, журналистка и редакторка Кейти Берт, во второй части фильма ситуация резко изменилась. Главная героиня — амазонка Диана — попала в «реальный мир», состоящий как будто из одних мужчин. Да, в сюжете появилась женщина-учёная — Доктор Яд. Но, по мнению Берт, она «скорее пешка, чем настоящая антагонистка». Сценаристы могли бы добавить больше интересных и положительных женских персонажей, с которыми Диана общалась бы и за пределами своего острова. От этого фильм бы только выиграл.
Позитивные изменения у принципа Смурфетты тоже есть. В мультфильме 2017 года «Смурфики: затерянная деревня» Смурфетта обнаружила целую деревню, где жили только смурфики женского пола. Сама героиня активно участвовала в сюжете и спасала своих друзей. А ещё в финале мультфильма прозвучал почти феминистский посыл — Смурфетта может быть кем угодно. Главное, чего она захочет сама.
По данным американского Центра изучения женщин на телевидении и в кино, в 2022 году кассовых американских фильмов с женщинами в главных ролях стало на 2% больше, чем в 2021-м. Но проблемы всё равно остаются: В 80% фильмов мужских персонажей больше, чем женских. Кроме того, женских персонажей не хватает в новых детских проектах и анимации. А значит, о полной инклюзивности говорить пока рано.
Станьте первым, кто оставит комментарий