Смотреть
3 октября 2021

Принцесса, воительница, ведьма: как фэнтези-фильмы и сериалы переосмысливают женские клише

Иногда девочки мечтают стать драконами, а не запертыми в башнях принцессами.

Надя Попова
Надя Попова
Авторка и феминистка.
Изображение

В мифах и сказках женщин изображали в обличиях, которые подпитывали социальные и религиозные представления о женственности. В новом времени эти образы нашли своё место в литературе и кино в жанре фэнтези. Рассказываем, какие архетипы героинь популярны сегодня и как их изображают в фильмах о волшебных мирах, принцессах и драконах.

Дева-воительница

Кадр из фильма «Властелин колец»

В мифах и сказаниях

Дева-воительница — женщина, которая сражается наравне с мужчинами. Этот образ можно найти во многих мифах. В Древнем Египте верили в богинь войны Сехмет и Нейт. В Древней Греции прославляли богиню военной стратегии Афину. Скандинавские девы-воительницы — валькирии — решали, кто из погибших воинов попадёт в небесный чертог. А в славянских былинах были женщины-богатыри — поленицы.

В фэнтези

В произведениях фэнтези дева-воительница участвует в любых сражениях, будь то битва на мечах или волшебных палочках. Она часто оказывается членом знатной или королевской семьи. В этом случае ей изначально приписывают традиционную гендерную роль — будущая жена и мать наследника. Поэтому её желание владеть мечом, а не строить глазки принцам, многие воспринимают в штыки.

Феминистская исследовательница кино Кэтлин Роу Карлин в статье «Крик, популярная культура и феминизм третьей волны: „Я не моя мать“» пишет, что в современной культуре сильные героини обрели новую популярность благодаря феминизму. Например, фэнтези-сериал «Баффи — истребительница вампиров» стал настоящим хитом в 90-е годы. Как раз это время принято считать началом третьей волны движения. Главная героиня Баффи не похожа на беспомощную принцессу. Она борется со злом, искореняет нечисть и защищает жителей города Саннидейл.

Феминистская исследовательница Кэрол Пирсон в работе «Герой внутри: шесть архетипов, по которым мы живём» говорит, что женщина-воин сочетает в себе заботу о других и военное мастерство. Она применяет силу, чтобы изменить мир к лучшему, а не чтобы победить и обрести власть. Дева-воительница отстаивает свою волю и право быть той, кем хочет.

Примеры

Эовин из «Властелина колец», Ария и Бриенна из «Игры престолов», Аннабет из «Перси Джексона», Алина Старкова из «Тьмы и кости», Зена из «Зена — королева воинов», сёстры Холливелл из «Зачарованных», Тина из «Фантастических тварей и где они обитают», Тауриэль из «Хоббита».

Дева в беде, или Принцесса 

Кадр из сериала «Игра престолов»

В мифах и сказаниях

Безупречная наследница и красавица. Она либо попадает в плен и ждёт спасения, либо становится трофеем героя за подвиги. Другой функции, как правило, в сюжете у неё нет. 

Древнегреческая Андромеда — пример дамы в беде. Своей красотой она разгневала богинь-нереид, из-за чего отец должен был принести её в жертву морскому чудовищу. Героем в этой истории оказался Персей, который спас Андромеду. Конечно, он влюбился в девушку, и они поженились.

В 70-х годах троп «дама в беде» критиковали феминистки. По их мнению, он прививал женщине традиционную роль и модель в отношениях: принц всё сделает, принцессе нужно просто быть красивой.

В фэнтези

В фэнтези есть примеры дам в беде, которые не так беспомощны, как кажется поначалу. Эльфийская принцесса Арвен из «Властелина колец» — на первый взгляд, настоящая дева в беде. Она ждёт, пока Арагорн спасёт Средиземье, чтобы стать его женой. Но у неё есть внутренний конфликт. Арагорн — смертный, а она нет. Ради союза с ним Арвен придётся оставить свой народ, пойти против воли отца и обречь себя на страдания. Хотя она выбирает традиционную роль «награды» и жены, она делает самостоятельный выбор, который заранее обречён на «недолго и счастливо». Питер Джексон, режиссёр экранизации, сделал Арвен более воинственной. Она умеет обращаться с оружием. И именно Арвен спасает раненого хоббита Фродо от злых духов — назгулов.

Сериал «Игра престолов» тоже переворачивает троп дамы в беде на примере Сансы Старк. Она предстаёт перед зрителями слабой девушкой, которая видит своё предназначение в браке с принцем. Её радужные мечты разбиваются, жених оказывается жестоким тираном и садистом. Санса попадает в водоворот ужасных событий. Преодолевая каждое, она трансформируется в сильную женщину и мудрого политика.

Примеры

Белла из «Сумерек», Изабель из «Джек — покоритель великанов», Гвен из «Мерлина», Елена из «Дневников вампира».

Мать

Кадр из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин»

В мифах и сказаниях

Фигура матери присутствует во всех культурах и мифах. В Древней Греции главной матерью была жена Зевса, Гера. Она часто устраивала неприятности любовницам и внебрачным детям супруга. В египетской мифологии идеалом материнства была богиня Исида — жена царя загробного мира Осириса и мать бога неба и солнца Гора. Славянская мифология запечатлела Мать — сыру землю, богиню плодородия и мать всего живого.

В фэнтези

Мать борется за выживание и благополучие детей. Так как фэнтези обычно происходит в средневековых «декорациях», браки чаще заключают по экономическим и политическим причинам, а не из большой любви. Поэтому порой персонаж матери привязан не столько к мужу, сколько к детям.

Исследователи связывают персонаж матери с архетипом Юнга. У великой матери двойственная природа: созидательная и деструктивная. Материнство толкает героинь на необдуманные, импульсивные поступки. Так ведёт себя Кейтилин Старк в «Игре престолов». Она — мать одного из самых могущественных домов в Вестеросе. Любое её действие повлияет на ход борьбы за трон. И всё равно она обвиняет Тириона Ланнистера — наследника другого знатного семейства — в покушении на своего сына, хотя доказательств у неё не так много. В попытке защитить ребёнка Кейтилин запустила цепь трагических событий для всей семьи.

Исследовательница Джанин Энгельбрехт в работе «Волшебные матери: изображение ведьм и материнства в современном фэнтези» пишет, что Малифисента из одноимённого фильма и Мисс Перегрин из «Дома странных детей Мисс Перегрин» тоже выступают в образе матери, но показывают его более феминистский вариант. Во-первых, обе героини сами выбрали для себя роль матери. Они не хранят очаг и не делают его более уютным. Они защищают своих детей от реальных опасностей. Во-вторых, рядом с ними нет мужчины. Они не надеются на поддержку извне.

Примеры

Молли, Нарцисса и Лилли из «Гарри Поттера», Серсея из «Игры престолов», Пайпер из «Зачарованных», Хильда и Зельда из «Леденящие душу приключения Сабрины».

Ведьма

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины»

В мифах и сказаниях

Ведьма — героиня с волшебными способностями, которые она использует для своих целей. Колдунья может быть отрицательным персонажем, если её действия не сходятся с мотивами главного героя, или героиней, про которую нельзя однозначно сказать, на чьей она стороне. Она действует по-разному в зависимости от выгоды, которую может получить.

Ведьма — популярный образ и в сказках. Она представала перед героями в двух обличиях: красавица и старуха. Например, ведьма из «Гензель и Гретель» была морщинистой, худощавой старухой, которая ела детей. Славянская Баба Яга тоже, как правило, не славилась красотой. А вот в сказках «Белоснежка» и «Снежная Королева» ведьмы были красавицами.

Молодые колдуньи часто обладали чертами тропа роковой женщины — они соблазнительны, опасны и непостоянны в своих действиях. Некоторые исследователи считают это проявлением феминизма. Ведьма не соответствует «правильной», покорной и невинной женственности. Она осознаёт свою сексуальность и может использовать её против мужчин.

В мифах Древней Греции ведьмами были Кирка и Медея. Кирка, или Церцея, вышла замуж за царя сарматов и отравила его, чтобы самой стать правительницей. Но она была жестока с подданными, из-за чего потеряла власть. Медея же использовала свои способности не только во вред, но и для врачевания.

В фэнтези

Первые колдуньи в фэнтези-фильмах были отрицательными персонажами, которые завидовали красоте, доброте и молодости главной героини. Такие ведьмы были в экранизациях «Спящей красавицы», «Белоснежки», «Волшебника из страны Оз». Но исследователи нашли связь между развитием тропа ведьмы и феминизмом. Часто в пример приводят сериал 1964 года «Моя жена меня приворожила». Магия помогает главной героине Саманте избавиться от домашнего труда, что меняет традиционные гендерные роли в её семье.

В современном кино-фэнтези одной из самых ярких фем-икон стала Сабрина из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины». Это молодая волшебница, которая учится в школе и получает по наследству трон в аду. Она борется с мужским доминированием как в школе, так и в подземном царстве. В целом Сабрина — положительный персонаж. Но её натура двойственна, что характерно для тропа ведьмы. Она мечется между миром людей и миром мёртвых, между жизнью обычной девочки и ведьмы, между добром и злом.

Похожей двойственностью обладает героиня этого же сериала Лилит. Она встаёт на разные стороны в зависимости от того, как выгодно ей.

Примеры

Мелисандра из «Игры престолов», Белая Колдунья «Хроник Нарнии», Йеннифэр из «Ведьмака», Галадриэль из «Властелина колец», Малифисента из «Малифисенты», Беатрикс из «Судьба: Сага Винкс».

Как меняется репрезентация женщин в кино-фэнтези

Фэнтези произведения заимствуют мотивы и архетипы героев из сказок и древних мифов, которые знакомы нам с детства. Поэтому этот жанр особенно интересен, когда мы говорим о репрезентации женщин в популярной культуре.

Современные фэнтези-фильмы и сериалы всё чаще показывают героинь, отличных от беспомощных принцесс. Иногда в экранизации книг включают новых женских персонажей — так было с Тауриэль в «Хоббите». Героини кино-фэнтези становятся участницами событий, а не пассивными жертвами — например, Санса и Арья Старк, Серсея Ланнистер, Дейнерис Таргариен из «Игры престолов». Современные киноадаптации старых сказок также меняют роли, которые были у женщин в оригинале. К примеру, Алиса из фильма Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес» из заблудившейся девочки превратилась в деву-воительницу.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий