Знать
08:00

Раннее развитие детей — это польза или вред?

Всё зависит от интерпретации понятия «развитие» и степени фанатизма родственников.

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ранним детством считается период до восьми лет. В России раннее детство определяют как возраст с года до трёх лет. Несмотря на эти разночтения, оба документа сходятся в одном: ребёнок в период раннего детства как губка впитывает всё, о чём узнаёт, и эта информация становится для него фундаментом на всю жизнь. На этом фоне в России стала популярной идея раннего развития малышей, а методики такого развития из чисто профессиональных перешли в статус занятий на каждый день. 

Что такое раннее развитие

Как такового понятия «раннего развития» в науке не сформировалось, есть рекомендации ВОЗ о развитии ребёнка в раннем детстве — как раз в период до восьми лет. Российские педагоги, говоря о развитии, имеют в виду психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но чаще всего в программах детских учреждений понятие раннего развития подменяется понятием раннего обучения. Так появляются методики обучения письму, счёту и иностранным языкам в два, в три, в четыре года.

Почему раннее развитие вызывает споры

Сколько родителей, столько и мнений. Одни считают, что такие методики идут на пользу, другие не видят в них смысла. Вот три разных взгляда родителей, которые использовали практики раннего развития для своих детей.

Юлия
Мама двенадцатилетней Саши и годовалой Зои

Моя позиция: с первым ребёнком было интересно, но точно не буду повторять со вторым. Со старшей дочкой мы посещали занятия для раннего развития, особого толка я в них не увидела для малыша в год-полтора. Дальше у нас был садик — там всё дали, там о-го-го какое влияние коллектива!

Думаю, само по себе раннее развитие важно как для мамы, так и для малыша. Родители сами решают, как дать это развитие и достичь желаемого результата. В детских центрах есть польза коллектива, дети занимаются вместе, учатся чему-то новому друг у друга. Но технологии, которые дают нам детские центры, стандарты, по которым они учат, легко применять и в домашних условиях. Можно любую уборку и готовку в такую игру превратить, что ребёнок сам захочет помогать и участвовать во всём этом. Это прежде всего воспитывает ответственность. Делаете влажную уборку, даёте ребёнку ведро с тряпкой, и вместе можно мыть пол — очень хорошее развитие.

Необязательно для формирования навыков ходить в детские центры. Это легко можно применять дома, тем более сейчас очень много различных книжек, наклеек, магнитиков, детский пальчиковый театр. Я считаю, что детские центры — это чисто для коллектива, для того, чтобы дети посмотрели друг на друга, а остальному всему в садике научат.

Марина
Мама восемнадцатилетней Полины, четырнадцатилетней Златы и семилетнего Серёжи 

У меня однозначно позитивный опыт с двумя первыми детьми. С младшим ребёнком уже не ходила в центры развития, сама дома развивала, да и у сестёр много чему учится сам. К выбору программы и центра развития для младших детей я подходила тщательно, читала отзывы, рекомендации. Хотелось, чтобы развитие было комфортно и интересно. 

Выбрала один из центров, который использовал методику Монтессори: там работали с натуральными материалами, направленными на развитие мелкой моторики, со взаимодействием звуковых и зрительных контактов. Сама как ребёнок радовалась каждой игре. Так как в школу развития я записала ребёнка где-то в год и три месяца, малыши ходили туда вместе с мамами. От этого детям было комфортно. Нам повезло, центр развития был рядом с домом, поэтому трудностей с посещением не было. А расписание составлено так, чтобы каждый подобрал себе комфортное время. Группы были небольшие, фиксированные. Все мамочки познакомились и с удовольствием потом ещё гуляли с детьми на площадках. 

Благодаря регулярным занятиям, дочка начала говорить в полтора года, легко коммуницировала с другими детьми на детских площадках. Моё мнение: польза центров развития есть, и она не только для детей, но и для мамочек, которые в кругу таких же мам могут поделиться своим опытом или переживаниями.

Елена
Мама четырнадцатилетнего Максима

Считаю, что раннее развитие придумали маркетологи. Наш сын родился в 2010 году, тогда центры раннего развития малышей только начинали открываться, но методики уже были на слуху. Ясельных групп в садиках Екатеринбурга в 2012–2013 годах не было, да и в сад устроили с трудом, только потому, что была льготная очередь как у семьи военнослужащего. Поэтому решили, что можно попробовать походить в детский центр. 

Я сводила ребёнка на три занятия, больше мы с ним не смогли вынести. Педагоги были такие же мамы, но чуть более в теме, чем я тогда: на стенах центра висели в рамочках дипломы об окончании курсов, что-то вроде «Педагог раннего развития». Ребёнок после первого занятия сразу заболел ОРВИ. После выздоровления сходили ещё на пару занятий и приняли решение, что это бесполезная трата наших ресурсов. Малыша в два года пытались научить читать (в то время сын даже не говорил ещё членораздельно) и посоветовали обратиться к неврологу из-за того, что он не может усидеть на месте даже пять минут. Надо сказать, что плата за занятия была существенной статьёй расхода нашей семьи: 8 000 рублей за 8 занятий в месяц. Для сравнения — пособие по уходу за ребёнком составляло в 2011–2012 году 4 900 рублей и выплачивалось до полутора лет.

Решила продолжить развивать ребёнка дома. Посмотрела пособия по Монтессори, карточки Сегена и Домана и пришла к выводу, что лучше посмотреть на дерево на улице или за окном, чем на карточке. Но больше всего меня удивили упражнения по методу Монтессори, описанные в одном из пособий. Для развития мелкой моторики родителям предлагалось слепить шарики из пластилина, закрепить их на разогнутой скрепке, а скрепку закрепить на натянутой между двух стульев верёвочкой. Задача ребёнка состояла в том, чтобы аккуратно снять шарик пластилина со скрепки — этот процесс должен был познакомить ребёнка с процессом сбора ягод, как указывалось в пособии. Зачем изобретать велосипед, когда можно поехать на дачу и пособирать настоящие ягоды с настоящего куста?

Мой опыт в отношении раннего развития ребёнка подсказывает, что нет ничего эффективнее живых разговоров с родителями, бабушками и дедушками и включения в общесемейные процессы без придыхания «а сейчас займёмся ранним развитием». А пособия, разработанные по методикам, возможно, кому-то и нужны, но сыну было достаточно самых обычных детских занятий типа прогулок, изучения листочков и букашек, лепки и рисования с родителями.

Что говорят психологи

Некоторые из них настроены скептически, а другие даже высказывают опасения. Например, есть мнение, что постоянные вложения в интеллектуальное и творческое развитие детей приводят к их «перекормленности». И в лучшем случае вырастают обычные дети, а в худшем — дети, которым ничего не хочется и ничего не интересно, им хочется только одного: чтобы от них отстали с ожиданиями.

Людмила Петрановская
Педагог, семейный психолог, создатель Института семейного устройства

Из книги «Всё-всё-всё о воспитании детей»:

Сколько сил, времени и нервов тратят некоторые родители, чтобы как можно раньше научить ребёнка читать… И обычно преуспевают: кроха уже в четыре года вполне читает слова. Есть лишь одно «но». Этот навык ребёнку совершенно ни к чему. Нет у него в этом возрасте потребности получать информацию из текста. Ему нужно живое общение, сказка, рассказанная или прочитанная мамой, папой, дедушкой… В результате дети, которых научили читать в четыре года (потратив прорву сил и времени), и дети, которых научили в семь (за пару недель), к восьми годам читают абсолютно одинаково. Не отличишь, психологи специально проверяли. Возникает вопрос — зачем было так стараться? Только чтобы пару лет гордиться «мой уже, а вот ваш ещё»? 

Марина Мелия
Профессор психологии, кандидат психологических наук

Из книги «Мама рядом»:

Раннее развитие так же вредно, как и отставание в развитии. Но если при отставании определённые структуры мозга работают неправильно, потому что не были востребованы окружавшими ребёнка взрослыми, то в случае раннего развития какая-то из структур могла не развиться вовремя, потому что не только не была востребована в полной мере, а ещё и регулярно обкрадывалась — все ресурсы, вся энергия уходила на более сложный, слишком энергозатратный и пока не нужный для этого периода навык. Последствия такого отбора энергии могут сказаться не сразу: у вполне здорового и интеллектуально развитого ребёнка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка — эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность.

Чтобы интеллектуальные задатки раскрылись максимально, то есть полноценно заработала кора головного мозга и были скоординированы нейронные связи, вначале надо позволить созреть подкорковым образованиям, отвечающим за эмоции, восприятие, движения. Значит, наша задача — обеспечить малышу общение с любящим взрослым и возможность двигаться, исследовать окружающий мир. Вместо того чтобы без конца «развивать» ребёнка, показывать ему картинки с изображениями букв, предметов и животных, лучше просто быть с ним, носить на руках, вместе смотреть вокруг и наслаждаться общением.

Юлия Гиппенрейтер
Профессор психологии, главный российский психолог, по мнению Forbes, специалист по экспериментальной психологии

Из книги «Родителям: книга вопросов и ответов»:

Желая, чтобы ребёнок скорее рос и развивался, некоторые родители излишне стимулируют развитие, не давая любимому «растению» (отсылка к метафоре психолога Карла Роджерса, который сравнивал воспитание ребёнка с уходом за цветком) расти в своём темпе и своими путями. К сожалению, педагогические воздействия часто состоят в том, что ребёнку приказывают, навязывают то, что он должен сделать, заставляют заниматься. Когда развитие и обучение осуществляются путём прямых воздействий и принуждения, получается так, что растение тянут за верхушку.

Заниматься и общаться с ребёнком надо. Но что делают родители для раннего развития? С года или двух лет пытаются ребёнка научить читать. Это ужас! По-моему, авторы и разработчики подобных методик, кубиков и карточек просто морочат родителям голову или сами искренне заблуждаются. Нужно уважительно относиться к ступеньке, на которой стоит ребёнок. Оставлять его на этой ступеньке бессмысленно, — конечно, надо задавать следующий уровень. Вопрос только, в какой форме и какими методами.

Откуда у родителей желание воспитать гения

Кажется, что всё логично: чем раньше начать процесс обучения, тем более успешным станет ребёнок и родители будут меньше тревожиться о его (и своём) будущем. Или нет? Ещё в начале 2000‑х психологи заметили , что стало появляться всё больше неработающих мам с образованием и нереализованными амбициями. Эта особенность подготовила почву для возникновения желания воспитать гения. Дров в костёр подкидывала и продолжает подкидывать сама система: чтобы определить ребёнка в лучшую школу, он должен сдать тесты лучше других. Родители стремятся помочь, дать детям конкурентное преимущество. И тут на помощь приходят методики раннего развития.

Некоторые из популярных методик были придуманы для решения очень узких задач. Например, Гленн Доман разработал свои карточки специально для реабилитации детей с тяжёлыми нарушениями центральной нервной системы. Мария Монтессори свой метод придумала , наблюдая за детьми с психическими расстройствами, Николай Зайцев разработал кубики для обучения русскому языку как иностранному. То есть для развития среднестатистического ребёнка все эти методики изначально предназначены не были.

Если вернуться к содержанию понятия «развитие», то получается, что для формирования личности важнее не раннее обучение чтению, письму или счёту. Гораздо важнее родителям проводить время с ребёнком, поддерживать его спонтанную активность и любознательность и, как пишет Юлия Гиппенрейтер, «создавать достаточно насыщенную культурную среду вокруг ребёнка и давать возможность самому выбрать и „жить“ в ней… Заражаясь от родителей увлечённостью и тягой к красоте, развивается эстетически, умственно, духовно. Он получает основу той активности, которую в конце концов выбирает сам… Дети, как и взрослые, ищут что-то своё. И очень часто, несмотря на все наши усилия, они выбирают не ту область, в которую их старательно направляли родители».

Реклама ООО «ЯНДЕКС»

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
В Англии на 1,5 месяца перекрыли дорогу, чтобы не мешать лягушкам заниматься сексом
Киллиан Мёрфи может появиться в сериале про Гарри Поттера, но не в роли Волан-де-Морта
Sela выпустила нетипичную линейку в честь Дня святого Валентина
Женскому техническому образованию в России больше ста лет: почему стереотипы о женщинах-инженерках ещё есть
Женщин из Таиланда держат в рабстве в Грузии на «ферме яйцеклеток»
Огонь-цена: аромат Juliette Has a Gun со скидкой 40%