Знать
25 августа 2021

«Умри, но роди»: истории девушек, которые столкнулись с репродуктивным насилием

Они напоминают, что рожать детей — это возможность, а не обязанность.

Надя Попова
Надя Попова
Авторка и феминистка.
Репродуктивное насилие
28

В детстве девочки играют в дочки-матери и нянчатся с куклами-младенцами. В подростковом возрасте они слышат от родителей: «Будут свои дети — поймёшь». А как только они находят постоянного партнёра, появляются какие-то «часики», которые «тикают». И если не успеть, есть угроза остаться несчастной бездетной женщиной. Всю жизнь девушке прививают мысль, что она должна стать матерью. Эта установка — часть репродуктивного насилия. Мы выяснили, что ещё входит в это понятие, а также поговорили с девушками, которых заставляли рожать.

Что такое репродуктивное насилие

Это действия, которые мешают женщине принять самостоятельное решение о беременности. Они могут проявляться со стороны родственников, партнёра, больниц и государства. У репродуктивного насилия есть разные формы:

1. Нежелательные вопросы и наставления родственников о беременности.

2. Эмоциональное и вербальное давление со стороны партнёра — как за беременность, так и против неё.

3. Принуждение к незащищённому сексу с целью оплодотворить партнёршу.

4. Контрацептивный саботаж — действия партнёра, которые направлены на то, чтобы средства контрацепции не сработали. Например, сокрытие или уничтожение противозачаточных таблеток, умышленная порча презерватива.

5. Запугивания в поликлинике об аборте. Например, угрозы о потенциальном бесплодии.

6. Отказ в проведении аборта в больнице без веской причины.

7. Законы, которые не дают женщине самостоятельно принимать решения о беременности. Например, запрет абортов или запрет на определённое количество детей.

Репродуктивное насилие может быть связано с физическим и сексуальным абьюзом в отношениях, но это необязательно. Это означает, что давление по поводу детей может быть даже в благополучной семье. Мы поговорили с тремя девушками, которые столкнулись с репродуктивным насилием в разных его проявлениях: со стороны партнёра, семьи и поликлиники. Имена изменены по просьбе героинь.

Анна, Санкт-Петербург

Я столкнулась с репродуктивным насилием, когда была замужем. Родители давили по поводу внуков. Отец даже обещал квартиру подарить, если рожу. Потом мы с мужем развелись. Мать говорила, что этого не произошло бы, если бы были дети. Я занялась карьерой, но на все мои профессиональные достижения отец отвечал: «Это всё интересно, но я вижу, что по-женски ты не счастлива. Ни семьи, ни детей». Я знаю, почему родители так настаивают на внуках. Для отца это социальный статус — хочет хвастаться перед друзьями фотографиями малыша. Будто он гарантированно будет таким же, как в рекламе подгузников. Я как-то спросила, будет ли он также рассказывать про внука, если ребёнок родится дауном. Таких идей его разум не выносит. Папа уверен, что главное — мыслить позитивно. А мама хочет взять реванш, чтобы я мучилась в семейно-бытовой западне так же, как она в своё время.

Сейчас я живу с мужчиной, и он тоже давит на меня по поводу детей. Мы с ним обсуждали эту тему несколько раз, но он продолжает настаивать. Мотивы мужчин в этом вопросе очень просты. Тот же социальный статус. Ещё они мало знают о тяжестях беременности, родах и родительстве. Я пережила сильный стресс, когда поняла, что из-за моей позиции мы можем расстаться. К счастью, в анонимных группах в соцсетях я нашла много правдивых историй о родах и материнстве от женщин. И они далеко не всегда беспечны и жизнерадостны. Это помогает мне устоять и не сомневаться в решении не рожать ради мужчины.

Ирина, Уфа

Как и каждой девочке, мне с детства говорили: «Тебе ещё рожать», «Когда будут свои дети…», «Как же ты рожать будешь, если не можешь сейчас немножко потерпеть?». Я воспринимала рождение детей как что-то обязательное и неизбежное. Но маленькие дети никогда не вызывали во мне умиления. Я не хотела проводить с ними время. У меня поликистоз яичников, и каждый гинеколог говорила, что мне нужно поторопиться с беременностью из-за диагноза. Другая докторша сказала, что у меня бесплодие из-за этого. Я расплакалась, хотя никогда не хотела детей. Просто в этот момент я почувствовала себя неполноценной. Потом я выяснила, что болезнь не препятствует беременности. Но многие с таким диагнозом не предохраняются, потому что врачи им ставят бесплодие. А потом девушки сталкиваются с нежелательной беременностью.

С возрастом возросло и давление родственников. На каждом празднике мне желали удачно выйти замуж. После замужества стали желать детей. Мне постоянно напоминают, что время идёт, а моложе я не становлюсь, и надо срочно заняться вопросом. Это отбивает любое желание общаться с семьёй. Апогеем стал мой разговор с матерью накануне свадьбы. Я только что окончила университет и устроилась на первую работу. А мама мне сказала, что уже можно не предохраняться и поскорее беременеть. Тогда я начала оправдываться, что у нас нет жилья, возможностей и что мы хотим пожить для себя. Сейчас я бы жёстко пресекла подобный разговор.

Я переживала, что моё время ограничено. Каждый день рождения воспринимался как приближение к дате, когда я перестану принадлежать себе. Об этом постоянно напоминали окружающие. Например, когда мне подарили электронное пианино, мне сказали: «Играй, пока играется. Когда дети появятся, времени на это не будет». Особенно забавно, что из-за проблем со спиной эти же люди выхватывают у меня все предметы тяжелее пяти килограммов. Но все продолжают желать мне деток, хотя беременность — это огромная нагрузка на позвоночник. Плюс несколько лет ребёнка ещё нужно носить на руках.

Меня спасло, что после замужества я переехала в другой город, и родители больше на меня не влияли. Моё мировоззрение изменилось. Я узнала о феминизме и женской гендерной социализации. Я поняла, что не хотеть детей — нормально. Что деторождение — возможность, а не обязанность. Что беременность и роды могут быть опасными даже для самой здоровой женщины. А мне точно не избежать осложнений из-за большого количества хронических заболеваний. Конечно, обидно, что мама знает о моих проблемах со здоровьем, но твердит, что роды «омолаживают». Однако теперь я знаю, что на её мировоззрение также повлияла женская гендерная социализация.

Я поняла, что родственники грубо нарушают мои границы. И я не должна это терпеть, даже если это делает пожилая бабушка. Сейчас я просто обрываю любой разговор о детях, говоря, что это моё личное дело. Я пока не решила этот вопрос с мужем. Мне кажется, что он не воспринимает мои слова всерьёз. Но я надеюсь, что мы с ним договоримся. Если нет, придётся признать, что наши пути расходятся. В этом вопросе я не готова идти на компромиссы и не хочу предавать себя. Мои глаза наконец-то открылись. Я поняла, что ценна сама по себе вне зависимости от наличия детей. «Функция» моего организма — не главное. Главное — это то, кем я являюсь и чего хочу.

Анастасия, Тверь

Я вышла замуж в 20 лет, и тогда я сама хотела ребёнка, но только одного. Мне не удавалось забеременеть целый год, и я уже отчаялась. Но настал момент: две полоски и токсикоз длиною в 24 недели. Беременность шла очень тяжело, врачи отправляли на аборт, но я не хотела. Через полгода токсикоз ушёл, остаток беременности и роды прошли относительно легко.

У меня был платный врач, но к началу родов он не успевал. Пока я ему не дозвонилась, со мной обращались как с куском мяса. Врач кричала: «Что ты орёшь, больно? А в постели не больно ноги раздвигать было?» После звонка моему доктору отношение резко изменилось.

Через полгода после родов начался ад, который закончился для меня подрывом здоровья, а для сына — психологической травмой. Я начала работать из дома, а муж сел мне на шею, начал бить и оскорблять. Ребёнку тоже доставалось. Когда сыну исполнилось три года, я выгнала мужа и развелась. Тогда на работе клиенты меня поддержали. Я работала по четыре часа в день, а остальное время проводила с сыном. Сейчас мы восстанавливаем его речь, которая нарушилась из-за психологической травмы.

К сожалению, я столкнулась с репродуктивным насилием во второй раз. Через два года после развода встретила мужчину — ответственного, доброго, заботливого и семейного. Он нашёл с моим сыном общий язык. Стали жить вместе, через пару месяцев поженились. Муж стал говорить о собственных детях. Он был готов усыновить моего сына и всем отношением показывал, что сможет воспитать ещё одного ребёнка. Я сдалась, хотя и сказала, что рожаю второго ради него.

Мы начали пытаться завести детей. После каждой неудачи он кричал, как сильно хочет дочь. Я плакала и просила его перестать давить. Он отвечал: «Почему я должен молчать о своих желаниях?» Через полгода две полоски. Токсикоз длился три месяца. Я сильно вымоталась за это время. Свекровь стала лезть в мою беременность, указывать, как и где мне рожать. Муж поддерживал своих родственников, а не меня. В какой-то момент дошло до скандала, потому что я попросила его оградить меня от их давления. Он разорался и сказал, что я плохая и неблагодарная. Он ушёл, забрав все накопления на роды и беременность.

Нервы меня подкосили, но я не могла лежать в больнице из-за сына. Появилась угроза выкидыша. Я просила мужа остаться хотя бы до конца срока, чтобы выносить нормального ребёнка. Он всё равно ушёл. У меня токсикоз, мало денег, анемия. Крошатся зубы, всё болит, отовсюду идёт кровь. В таком состоянии я занимаюсь сыном и пытаюсь заработать.

Я заняла деньги на анализы. Они показали, что естественные роды гарантируют смерть. Кесарево сечение 50/50. Ребёнок точно родится с больной психикой и проблемами по неврологии. Умоляю сделать прерывание, но мне отказывают, ведь если что, при родах мать спасут. А больной ребёнок — не показания к аборту. «Сама стань инвалидом, роди психа-инвалида. Умри, но роди». У меня истерика. Я начинаю работать вовсю, чтобы обеспечить хотя бы сына. Решаю родить и отдать малыша папочке, потому что ставить на себе крест не намерена.

Я наслушалась много угроз от опеки, юристов, психологов в духе «Мы заберём у тебя старшего сына, если задумаешь отказаться от ребёнка». Только после слов: «Этот разговор записывается. На основании какого закона вы хотите отобрать старшего, если он обеспечен и у него всё есть?» — со мной начали говорить как с человеком. Отвечают: «А как вас ещё заставить оставить ребёнка? Получите материнский капитал, хорошие пособия». Договорились с органами опеки, что я отдаю ребёнка отцу из роддома, то есть пишу отказ и разрешение на усыновление.

Папа ребёнка на моё предложение говорит только: «Если у меня будет возможность, я избавлю тебя от этого ребёнка». Я ещё беременна. На роды пришлось занять денег. У нас в регионе зарплата 15–20 тысяч. Платные роды с анестезией, врачом и палатой стоят 45 тысяч. С трудом договорилась на кесарево сечение под общим наркозом.

Я жалею, что доверилась мужчине и решила рожать второй раз, хотя не хотела. Я поддалась на репродуктивное насилие, которое прикрыто семейными ценностями. Жалею, что теперь из-за этого сын переживает. Он знает, что я могу не вернуться с родов. Теперь говорит: «Мама, я не хочу сестру, если так. Ты не лошадь. Не надо всё на себе тянуть». Жду, когда избавлюсь от ненавистного плода и смогу жить с сыном на полную катушку.

Я для себя решила, что больше никогда не буду рожать. Несмотря на беременность, со мной знакомятся мужчины, и я сразу им это говорю. И они исчезают. Складывается впечатление, что им нужен инкубатор и прислуга. Хочу воспитать из сына достойного мужчину и зажить полностью для себя. И я надеюсь, что моя история даст девушкам понять, что рожать нужно, только если вы этого хотите. И оценивать риски для здоровья, потому что беременность сильно бьёт по всем органам».

Комментарии
ольга шимко
26.08.21 00:29
все очень правильно, кроме последнего случая. чем виноват ребенок, которого зачали, не подумав о последствиях? ему (или ей) придется расплачиваться за ошибки матери. хочет женщина детей или нет - это полностью ее решение. но принято оно должно быть до беременности. или хотя бы до 12 недель беременности. потом уже наступает ответственность за человека, которого помимо его воли привели в мир два взрослых человека. а по сути инфантила.
Gerda Andersen
29.08.21 07:04
А почему мужчина не может нести эту ответственность? Всё вешается только на женщину в итоге. Она же отдаёт ребёнка отцу.
26.08.21 17:09
Комментарий удален
Marina Ivanitse
27.08.21 12:44
Вот и есть (и будет в старости) свободный комфорт и одиночество.
Ella Ferafontova
28.08.21 22:00
Отлично, все устраивает.
26.08.21 18:37
Комментарий удален
Kira Singleton
27.08.21 11:12
А чем плохо желание выйти замуж за мужчину, которого любишь? Или это уже преступление? Нигде не прописано, что я обязана рожать. Не хочу и не стану. А если вдруг у моего мужа включится "продолжатель", я ему напомню, что кроме его ФИО получать ребёнку нечего. Это раньше жили мало, потому и рожали беспрестанно, дабы фамильные драгоценности и имущество не ушло на сторону. Сейчас максимум за спиной у "продолжателей" мамина двушка у чёрта на куличиках и побитая молью шапка из бобра. А, ну и да. Есть адекватные мужчины, которые понимают опасность родов, ответственность за содержание ребёнка и жены. И так же они понимают и принимают отказ женщины рожать. Если вам забили голову словами "ты ж женщина - иди рожай" - это только ваши трудности. Идите и рожайте, флаг вам в руки, барабан на шею. А я побуду "эгоисткой" и не буду травмировать свой организм и психику.
Sergey Demidov
28.08.21 20:13
Брак - изначально институт, который сформировался именно для воспроизводства. У него чисто экономическая основа и задача - защита интересов потомства. Поэтому если не планируете детей, нет смысла заключать брак. Любить друг друга и трахаться, вести совместное хозяйство можно и без этого.Собственно и секс тоже изначально имеет своей целью именно воспроизводство. Человечество же, в силу того, что получило такую штуку как сознание, превратило его в развлечение.Основная природная любого живого организма (для выживаемости вида) - это именно воспроизводство, всё остальное - наносное. Карьера, пожить для себя и т. д... всё это относится к разряду развлечений для конкретного индивида. Да, человечество сейчас может себе позволить, чтобы не каждая особь имела потомство. Просто надо понимать, что большая часть человечества живёт в традиционном представлении о цели существования живого организма. Отсюда и возникают вопросы к тем, кто не хочет иметь детей. Если человек встаёт на сторону маргиналов, то он должен понимать, что столкнётся с осуждением со стороны традиционников, коих большинство, и просто не обращать на замечания внимание и научиться не раздражаться.
Gerda Andersen
29.08.21 07:07
Нет, брак - это ещё и защита интересов супругов юридическая. Как в случае развода при разделе имущества например, так и в случае попадания в больницу без сознания, когда что делать, спрашивают только родню, а по закону без брака - вы никто. Так что брак нужен всем, а не только ради детей.
Maria Logacheva
03.11.21 01:27
Поэтому если не планируете детей, нет смысла заключать брак - Ну, вам-то всяко виднее , жаль не успела спросить вас до. Разводиться, получается? Как считаете?
Ally Grand
30.10.22 11:10
Открою страшную тайну-люди заключают союзы не только для размножения. Это и отличает их от животных. Но Вам, видимо не понять. Вы, не то людей с животными инстинктами ровняете, не то в первобытного строе до сих пор пребывание. Попробуйте эволюционировать.
Marina Ivanitse
27.08.21 12:47
Абсолютно согласна. Изо всех утюгов вливается информация о том, что пора прекращать деторождаемость. Любыми способами. Разноцветные браки...самореализация...феминизм...и всяко разно другое. Просто насаждается с детства именно это желание- НЕ рожать. А молодежь этого не видит. Они принимают "свободное" решение.
Татьяна Грушко
28.08.21 18:41
Я не понимаю, почему собраны только негативные примеры, когда "заставляют" рожать?? Когда намного больше этих примеров в противоположной плоскости. Первое, что спрашивают гинекологи, когда приходишь вставать на учет, это " Ну что, будем прерывать?". Причем у меня это спрашивали все 5 раз. Во второй, 3 и 5 раз мне чуть не убили детей, настаивая на сначала на анэмбрионии( у меня поздно видно эмбрион), замершей беременности, а когда они видели, что он(эмбрион) меньше примерно на неделю( поздняя овуляция), то настаивали, что задержка развития и дети будут отсталыми. В 13 недель ставили преэклампсию и опасность родов, опять отправляли на прерывание все 5 раз. Не пошла. А главное, они вот так настаивают у всех моих знакомых. А у Вас в историях, обычные нормы нашего общества, а не насилие. Так у нас на Руси заведено. А последней девушке не надо было брать в долг на роды,Э это вообще блаж. А диагноз ей поставили, скорее всего как и мне, преэклампсия с риском развития эклампсии в момент родов. 5 раз рожала сама, бесплатно, без наркоза с таким диагнозом. Жива. Хамили в одном роддоме, легко наорала на них в ответ и добавила, что сейчас позвоню в страховую и просто дам им послушать Ваше отношение к роженицам. Быстро заткнусь. Так что не надо про насилие там, где его нет. Расскажите лучше, как девочек запугивают и на аборт гонят, после того, как они долго и упорно пытались забеременить.
Gerda Andersen
29.08.21 07:02|изменено
Когда я пришла на аборт, на меня начали давить, мол как так, вам 37, первая беременность и вам не нужен ребёнок, это ошибка и прочее - рожайте. А мне не нужен, это ведь моё дело, а не гинеколога, моя жизнь и если я так решила, то наверное у меня были на то причины. Очень сложно найти гинеколога, который не уговаривает рожать.
ольга ч
05.11.23 14:36
Вам повезло что вы не хотите детей, это ваше право. А вы знаете что тысячи женщин подвергаются насилию не рожай? Что девочек запугивают что ребёнок разрушит твою жизнь, что ты ничего не добьёшься, что ты должна хотеть чего угодно, но не быть матерью, что ты ещё успеешь? Так вот, в 37 лет уже большинство не успеет, представьте себе. И для того чтобы естественный физиологический процесс беременности всё таки наступил, нужно много денег, нервов, сил, поддержки и здоровья. Почему вообще такая позиция, пугают бесплодием от аборта? Это не пугают, это абсолютно реальный риск, который искалечил тысячи женщин, сломал их жизнь. Где в статье об этом? А как классно это всё слушать понимая что ты кстати дочь своей матери и тебя всё таки родили, а это оказывается было не обязательно, миру твоё рождение никак, это папа наверно непродуктивно давил. Мммм, прям восторг для самооценки, теперь скорее несем деньги в ясно, лечим депрессию. Повестка достала, женщины, у вас есть мозги и здравый смысл, не позволяйте туда срать
Karolina Kirichenko
26.09.21 06:36
У меня тоже спрашивали про оставление беременностей. И это вполне нормальный вопрос для гениколога.
Viktoria Khilchenko
26.09.21 11:05
Вот вообще нечем гордиться, вы, извините, пятерых родили, а писать грамотно не умеете даже, зато все туда же : "я ж вот родила, не умерла и вы все рожайте, не умрете. Может быть".
Виктория Андреева
26.10.21 17:40
Пишут про репродуктивное насилие, потому что статья про репродуктивное насилие. Логично?
Elena Belkina
19.10.21 15:55
Бедные девочки... Как хорошо, что для них все хорошо закончилось. Что они справились с этим насилием, не дали себя сломить. У последней, правда, не очень получилось. Ребеночка жалко, а если девочка родится вообще всю жизнь мучиться будет без матери под гнетом отца ((. Жалко, что в свое время у их матерей не получилось отстоять свое право на бездетность. А если честно, объясните кто-нибудь, откуда столько шума? Где в этих историях РЕПРОДУКТИВНОЕ насилие? Ну и что, что общество ждет от женщины детей? Это безусловный рефлекс, не будем размножаться - вымрем как вид. Себя надо слушать и своей головой жить, Общество вообще сейчас много чего хочет и говорит. И зачем жить с человеком, который не разделяет с тобой точку зрения на такие серьезные обстоятельства жизни, как нежелание рожать детей. Он имеет право хотеть, ты имеешь права их не хотеть. Разбежались и у каждого появился в жизни шанс получить от жизни то, чего хочешь. А врачам сейчас вообще все-равно будешь ты рожать или нет, сказала о своем решении и пошла либо на учет вставать, либо аборт делать.
Polina Lisitsyna
21.10.21 11:12
Репродуктивное насилие возможно только в отношении тех женщин, которые не в состоянии за себя постоять и послать нах тех, кто считает что лучше всех знает как именно ты должна прожить собственную жизнь.
Irina Golubenko
29.11.21 17:35|изменено
да. постоянно промывают мозг, в течение всей жизни. Недавно услышала от своей же одноклассницы, что она уже своей дочери в 4 года объясняет, что главное это дети...хотя сама родила только в 42 и сделала очень хорошую карьеру. Просто феноменальная промывка. Не все же девочки с сильной психикой, а когда еще и семья начинает давить вообще ужасно. Не каждая может вырваться из семейного круга общения, многие зависимы и от мужей в т.ч. Сама рожала для мужа, ооочеень хотел ребенка...в итоге он в один день выставил меня с сыном (3х лет) из своей квартиры, типа развожусь с тобой, собрала вещички, ребенка и свалила. И не нужен ему никакой ребенок, которого он якобы хотел. да, для мужчин это только красивая картинка, продемонстрировать знакомым. Видит примерно раз в год. Вообще не интересуется как дела у сына. Когда была у своего гинеколога примерно через три года после родов, она мне сразу мол давай второго, хорошая разница...несмотря на то что беременность была непростая и она ее вела, я на нее так посмотрела, что...она сразу заткнулась. Однозначно есть давление на девочек/девушек и женщин.
Света Нестеровп
24.01.22 22:32
А мои часики дотикались, досопротивлялась давлению. Если чудом получится родить, тоже буду промывать, что дети это главное
Tati's World Online
12.04.22 20:22
Надеюсь, милостивые небеса не допустят ваше размножение.
ольга ч
05.11.23 14:38
Почему оставляют такие токсичные комментарии? Ты сдурела? Женщине удачно родить, тебе гореть в небинарном фем аду, свинота
Anya Antonova
03.02.22 11:48|изменено
У меня похожая история. У свекрови это буквально навязчивая идея. Каждый раз, когда вижусь с ней и её дочерью (сестрой мужа), они хором меня пилят: "Рожай-рожай-рожай! Не хочешь? Все рожают - и ты захочешь!" Достали! Пришлось даже перестать ездить к ним в гости, лишь бы не слушать опять эти оды родам. Мои родители туда же. Папа говорит, что если я не захочу детей, то, значит, я дефективная. Мама пугает одинокой старостью с мучительными сожалениями о своей бездетности.Муж тоже хочет детей. К счастью, не давит - но я испытываю чувство вины за то, что отказываюсь осуществлять его мечту. Как говорила Фаина Раневская: "Семья заменяет всё, поэтому подумай, что тебе важнее: всё или семья". Пока что я не готова на такие жертвы: отказаться от насыщенной жизни и творческих планов, рисковать здоровьем. По-моему, оно того не стоит. Возможно, теоретически я бы хотела ребёнка, но точно не в ближайшие несколько лет. Даже если я не рожу никогда, то не вижу в этом никакой трагедии. В конце концов, можно в любой момент взять ребёнка из детдома. Отличный вариант, по-моему. Никаких мучительных и опасных родов, младенческого ора и памперсов. Плюс сделаю доброе дело.
ольга ч
05.11.23 14:41
Как насчёт найти себе партнёра чайлд фри, а не прогибаться под себя мужа, лишая его возможности иметь детей? Не поворачивается стрелочка?
ольга ч
05.11.23 14:50
Ой нет. Нельзя любой отбитой дуре взять в любой момент ребёнка из детдома, слава богу, тут гайки закручивают. Сейчас кота нельзя взять из приюта, без отслеживания его судьбы, анти кошек, прививок и ответов. Ребёнка в любой момент она возьмёт, благодетельница, ути пути. Ещё и должен наверно будет ребёнок тебе всю жизнь за такую милость. Ага ага
Nikita Ryzhy
07.04.22 11:35
По-моему, весь сыр-бор лишь из-за того насколько "пострадавшие" не способны отстаивать своё мнение. Имела несчастье наблюдать, как муж запретил рожать своей супруге (уже беременной) под угрозой уйти из семьи. Типа он сам из детдома и не хочет своих детей. Что не помешало спустя 20 лет бросить супругу, потому что его молоденькая любовница залетела и потребовала срочно на ней жениться. Сейчас он счастливый отец и муж. Вот такой вот поворот. Поэтому не важно - заставили вас рожать или заставили сделать аборт. Причина беды - не умение защищать свои ценность, как личности. Про себя же отмечу, что увидев лет в 16-ть старую мамину сослуживицу (мы ходили её проведать раз в месяц), которая всю свою жизнь была активисткой, везде участвовала, была всем нужна, как ценный работник, оканчивала свою жизнь в комнате в коммуналке одна-одинёшенька (муж умер раньше) под злобное шипенье соседки, алчущей забрать её квадратные метры после смерти, я поклялась себе, что не хочу так прожить. И в браке появилось двое детей. Проблемы по их "подыманию" расхлёбываю до сих пор, но ни о чём не жалею. Потому что сама так хотела. И фиг бы кто меня остановил. И сейчас считаю, что рожать надо примерно в 20-25. Потому что ещё "дурачки", и в этом возрасте не успеваешь по-настоящему осознать во что вляпался, а сил ещё ого-го чтобы всё это преодолеть :) Но это шутка, конечно. В жизни полно примеров, когда родители и с живыми детьми умирают в нищете и голоде. Важно так жизнь прожить, чтобы тебе даже соседские дети стакан воды приносили. Так что - любите себя и делайте добро.
Anastasia Vurychaeva
30.05.23 10:29
Но наличие детей не защищает от "окончания жизни к комнате в коммуналке в одиночестве" - это скорее вопрос к социальной защите пожилых людей. По какой причине женщина, которая всю жизнь работала (судя по вашим словам о её ценности как работника), платила налоги (скорее всего), в старости не защищена государством? А если бы она родила, но её ребенок погиб бы (умирают так-то не только в глубокой старости), когда ей было бы 60-70 лет? Она бы точно так же осталась одна. И? Получается, что оно того не стоило?
ольга ч
05.11.23 14:47
А как государство должно её в данном случае защитить, придти сказать соседке не шипи, или нанять пожилой женщине кого то кто будет её любить и заботиться? Это не входит в омс, печалька. Да, она бы могла родить и её ребёнок мог умереть, такая вероятность есть. Но наша цивилизация построена на том что дети переживают своих родителей. Ну и смерть ребёнка страшное потрясение для родителя любого пола, после которого жить дальне можно только найдя новый смысл