Недавно мы рассказывали о том, как типичные женские образы в ромкомах — ну знаете, «карьеристка», «тихоня», «стерва», — становятся источником вредных гендерных стереотипов. И вы спросили, есть ли фильмы о любви без образов-клише. Мы нашли такие и сделали подборку, где истории любви не мешают главным героиням быть сложными и интересными.
«Блондинка в законе» (2001)
Фильм снят по одноимённому роману Аманды Браун. Книга частично основана на жизненном опыте автора. Аманда училась в Стэнфордской юридической школе и при этом увлекалась модой и косметикой, что порой создавало забавные ситуации с однокурсниками.
Главная героиня фильма Эль Вудс, которую играет Риз Уизерспун, — гламурная богатая наследница и президент женского клуба. Она мечтает выйти замуж за своего бойфренда Уорнера Хантингтона и построить счастливую семейную жизнь. Но на ужине в ресторане, когда Эль ждёт предложение, Уорнер бросает её. Он заявляет, что поступает в Гарвард на юридический факультет, а потому рядом с ним должна быть интеллигентная, образованная девушка. В то время как Эль он считает ветреной и не слишком умной. Героиня решает доказать ему, что внешность никак не связана с умственными способностями, и сама поступает в Гарвард на юриста. Сначала она хочет таким образом вернуть бывшего парня, но со временем понимает, что нашла дело, которым хочет заниматься и дальше.
Фильм кажется лёгкой комедией, но он повлиял на многих девушек. Эль Вудс преодолела стереотипы о блондинках и стала успешным адвокатом благодаря уверенности в себе и нестандартному мышлению. Многие женщины-юристы рассказывали, что фильм воодушевлял их в трудные моменты карьеры, а героиня Риз Уизерспун помогла им поверить, что женщины способны на многое.
«Отпуск по обмену» (2006)
Айрис Сипмкинс живёт в английской провинции и ведёт свадебную колонку в лондонской газете Daily Telegraph. Она по уши влюблена в мужчину, который манипулирует её чувствами и не собирается отвечать взаимностью. На другом конце света в Лос-Анджелесе живёт Аманда Вудс, владелица успешного рекламного агентства, которая узнаёт, что её парень переспал с другой. Девушки случайно находят друг друга в интернете в момент отчаяния. И договариваются поменяться домами на Рождество, чтобы сбежать от проблем и отдохнуть. Так Аманда оказывается в заснеженной Англии, а Айрис — на тёплом калифорнийском побережье.
Этот фильм — причина, по которой кинокартин стало пять с половиной. Истории героинь сильно различаются. Сюжетная линия Аманды по-своему прекрасна, но слишком вписывается в ромкомовское клише о несчастной карьеристке. Успешная женщина строит потрясающую карьеру, но она слишком сильно заработалась и потому осталась одна. На это прямым текстом указывает её бывший парень (который, впрочем, потом получает по носу).
Параллельно в фильме развивается история Айрис — доброй, талантливой девушки, которая доведена до отчаяния гадким поведением человека, которого любит. И из этого отчаяния её вытаскивает не новый любовный интерес, а пожилой сценарист Артур Эббот. Она просто вызывается помочь ему дойти до дома, и так начинается их дружба. Через общение с Артуром Айрис понимает, что заслуживает уважения и любви. Новый любовный интерес, конечно, тоже не заставляет себя ждать. Но чувства не возникают как по волшебству. Айрис и Майлз проводят вместе время, узнают друг друга и, что важно, — поддерживают в тяжёлых ситуациях.
«Лёгкое поведение» (2008)
Двадцатые годы прошлого столетия. Молодой англичанин Джон Уиттейкер привозит в родовое поместье новую жену — американскую гонщицу Лариту, которая только что выиграла Гран-при Монако. Он очарован её раскованностью и свежим взглядом на жизнь. Но мать Джона миссис Уиттейкер ни капли не рада появлению невестки. Мало того, что она американка, — Ларита кажется слишком взбалмошной и свободолюбивой, что не подходит консервативному семейству. Миссис Уиттейкер хочет, чтобы Джон остался управлять поместьем, тогда как Ларита мечтает поселиться с ним в Лондоне и вернуться к гонкам. Так начинается противостояние между двумя женщинами.
Ларита — уверенная в себе женщина, которая не боится жить так, как ей нравится. Она прошла путь от бедной девочки из Детройта до известной гонщицы, первой в своём роде. Она открыто говорит миссис Уиттейкер, но не претендует на богатое наследство мужа и предпочитает сама зарабатывать на жизнь. А вот её муж сначала пытается усидеть на двух стульях, угождая и матери, и жене. Потом вовсе начинает склонять Лариту к тому, чтобы она подстроилась под жизненный уклад его семьи. Но девушка говорит, что не будет меняться ни для кого, и остаётся верна этому заявлению до последних минут фильма.
«Мисс Петтигрю живёт одним днём» (2008)
Действие фильма происходит в Лондоне, незадолго до Второй мировой войны. Гвиневра Петтигрю, дочь викария и гувернантки, работает няней. Но ни на одном месте работы надолго не задерживается. Когда её в четвёртый раз увольняют, мисс Петтигрю обращается к агенту центра занятости, но та больше не хочет помогать ей. В приступе отчаяния Гвиневра крадёт с её стола визитку актрисы Делисии Лафосс. Она уверена, что девушке нужна няня для ребёнка, но на деле взбалмошная звезда ищет ассистентку. Гвиневра спасает её из щекотливой ситуации и попадает в совершенно новый для себя мир. Делисия же пытается решить, кого из поклонников выбрать: богатого владельца клуба, молодого, но уже известного режиссёра или очаровательного пианиста.
Роль мисс Петтигрю исполнила Фрэнсис МакДорманд. Её героиня — застенчивая женщина без гроша в кармане, которая при этом сохранила искренность и прямолинейность. Она полагается на себя и в ответственные моменты проявляет твёрдость духа. Делисия — её противоположность. Она привыкла притворяться, чтобы получить желаемое. Вместе эти женщины вдохновляют друг друга и помогают измениться к лучшему. Уже взрослая Гвиневра помогает молоденькой девушке увидеть, как зыбки богатства и слава и как важно выбирать счастье. Особенно когда мир стоит на пороге войны.
«Сколько у тебя?» (2011)
Фильм снят по книге Карин Боснак «20 раз леди». Главная героиня — Элли Дарлинг. Она рассталась с очередным парнем, её уволили с работы, а единственное хобби девушки — мастерить странных кукол и собирать с ними сценки из городской жизни. Собирая вещи с бывшего рабочего стола, Элли находит статью в журнале. Оказывается, что женщины, у которых было 20 любовников, никогда не выйдут замуж. Элли начинает судорожно считать всех своих партнёров и обнаруживает, что у неё уже набралось 20. Чтобы выйти из ситуации, она решает встретиться со своими бывшими: может, кто-то из них изменился к лучшему и можно заново попробовать построить отношения. Элли просит помощи у соседа — музыканта Колина. Он помогает ей найти бывших, взамен Элли позволяет ему прятаться у себя от девушек.
Фильм может показаться поверхностным и слегка туповатым, но на деле он содержит хорошую мысль: важно, чтобы тебя принимали такой, какая ты есть. Одному бывшему Элли врёт, что увлеклась политикой, другому — что живёт в Калифорнии (которую ненавидит). А однажды она вовсе пытается изобразить британский акцент. Но находится парень, который видит Элли такой, какая она есть, со всеми недостатками, причудами. И 20 любовниками. И он принимает это в ней. А Элли, хоть и пытается притворяться, всё же понимает, что ей вовсе не хочется быть идеальной.
«Ну разве не романтично?» (2019)
Героиня фильма — Натали, обычная девушка, которая живёт в Нью-Йорке и работает архитектором. Она ненавидит романтические комедии, считает их глупыми и неправдоподобными фильмами. Её коллега Уитни не согласна с таким отношением к романтике. Параллельно она пытается убедить Натали, что в неё влюблён парень с работы по имени Джош. Но Натали не верит этому. Позже девушку пытаются ограбить, и она теряет сознание.
Натали просыпается в мире, сотканном из стереотипов ненавистных ею ромкомов. К тому же ещё и с рейтингом PG-13 (12+). Её противный сосед становится стереотипным другом-мужчиной, а Уитни превращается в конкурентку. А богатый клиент компании, где работает Натали, по имени Блейк внезапно влюбляется в неё. Героиня понимает: чтобы вернуться в свой мир, ей придётся сделать то, что делают все персонажи ромкомов. Найти настоящую любовь.
Фильм здорово высмеивает стереотипы романтических комедий. Особенно красивую картинку, которую создают режиссёры: роскошную квартиру, друга, который всегда оказываются под боком (буквально), мужчин, теряющих голову от одного взгляда на героиню. Фильм получился забавный и при этом трогательный. А самое главное — героине не нужно перевоплощаться или бросать всё ради мужчины. И скептичная Натали действительно находит настоящую любовь. А вот кто ею становится — сказать не можем, чтобы сохранить интригу.
💁♀️ А бывает и так
6 женских персонажей из кино и сериалов, которые всех бесят (но они не специально!)
Обложка: кадр из фильма «Мисс Петтигрю живёт одним днём»