Трудно представить цвет, отношение к которому на протяжении веков было настолько разным. Когда-то розовый считали цветом роскоши, потом он стал вульгарным и дешёвым. В одни периоды его считали более маскулинным, а в другие — более фемининным оттенком. Цвет женственности, утончённости, гламура, силы, феминизма — всё это о розовом. Разбираемся, как менялись представления о розовом цвете и к чему мы пришли сегодня.
Цвет знатных людей
Несколько веков назад у розового не было гендерной принадлежности. Этот цвет был необычным: в природе он встречался нечасто и был присущ в основном экзотическим растениям или животным.
В Европе розовый набрал популярность в XVIII веке, когда ведущим стилем в искусстве стал рококо. Тогда розовый начали активно использовать в живописи, предметах интерьера и нарядах с XVIII века. Одежда бледно-розового, пудрового оттенка была показателем социального статуса. Материалы, необходимые для окрашивания ткани, привозили из экспедиций из Центральной Азии и Южной Америки, поэтому стоили они дорого. Только знать могла позволить себе розовые вещи, причём носили их как женщины, так и мужчины.
Особенно бледно-розовый любила Маркиза де Помпадур, главная фаворитка французского короля Людовика XV. В 1757 химик Жак Элло, работавший в Севрской фарфоровой мануфактуре, создал краску специального оттенка — «розовую помпадур».
В конце ХIX века во Франции и Великобритании уже изобрели дешёвые красители для тканей. Теперь не только представители знати, но и простые рабочие могли носить одежду самых разных оттенков этого цвета: от нежного пастельного до яркой фуксии. Из-за этого среди представителей элит цвет утратил свою значимость. Вещи в подобных тонах стали считать безвкусными и даже вульгарными. Примеры этому есть даже в литературе. Например, Ник Кэррауэй, персонаж романа «Великий Гэтсби», действие которого происходят в США 20-х годов ХХ века, критикует розовый костюм главного героя.
«Его розовый костюм — дурацкое фатовское тряпьё — красочным пятном выделялся на белом мраморе ступеней, и мне припомнился тот вечер, три месяца назад, когда я впервые был гостем в его родовом замке».
Цитата из романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»
Цвет «маленьких мужчин»
Детей обоих полов в Европе долгое время одевали в белые платья, потому что это было практично. Льняную и хлопковую белую детскую одежду было проще отстирать. Затем в середине XVII возникла мода на пастельные цвета для младенцев, потому что в искусстве и культуре они стали символом юности и невинности. Тогда же началось нестрогое гендерное разделение цветов. Только оно было прямо противоположно тому, что мы знаем сегодня.
Розовый считался более подходящим для маленьких мальчиков, потому что он воспринимался как более бледный оттенок красного. Красный на протяжении веков считался мужским, символизировал силу, отвагу, ярость, поэтому он часто присутствовал в военных мундирах. Розовый воспринимался как разбавленный красный, а значит, был цветом «маленьких мужчин». А вот голубой цвет больше подходил девочкам. И здесь важен был религиозный контекст: Дева Мария часто изображается в голубых одеяниях, поэтому этот цвет ассоциируется с непорочностью.
Вплоть до 20-х годов ХХ века такое цветовое разделение сохранялось. Об этом писали в женских журналах и каталогах одежды, колыбели и детские комнаты могли украшать в этих цветах в зависимости от пола младенца. Однако тенденция гендерного разделения цветов не была такой категоричной как в современном мире. Всё изменилось после Второй мировой войны.
Цвет девочек и настоящих леди
Есть несколько версий, почему после, в 50-е годы прошлого века, розовый стал цветом «для девочек». Историки, социологи и журналисты называют разные причины, которые могли этому послужить.
Во-первых, после Второй мировой войны из синих тканей в Европе и США стали массово шить мужскую униформу. Во-вторых, новый контекст из-за событий военного времени появился у розового цвета. В нацистской Германии гомосексуальные мужчины подвергались преследованиям, они были обязаны носить на одежде нашивку — розовый треугольник. Так в общественном сознании этот цвет стал ассоциироваться с дискриминируемой и презираемой группой, а также стал считаться более фемининным, обозначать, по мнению нацистов, «ненастоящих» мужчин.
Третья важная причина, которая могла привести к популярности розового среди женского пола, — инфлюенсеры. А точнее, одна конкретная женщина — первая леди США Мейми Эйзенхауэр. В 1953 году она появилась на инаугурации своего мужа в розовом платье, чем удивила публику. Женщины такого статуса редко носили вещи розового цвета, ведь с начала века представители элит считали его признаком безвкусицы. Но миссис Эйзенхауэр не обращала внимания на общественное мнение: она настолько любила розовый, что регулярно появлялась в нарядах этого цвета на публичных мероприятиях, а также использовала его для украшения интерьеров. Из-за этого резиденцию президента даже прозвали «Розовый дом». Первая леди разрушила предрассудки насчёт цвета и сделала его вновь популярным среди женщин среднего класса и элиты.
О другой причине гендерного разделения голубого и розового рассказывает Эд Мэйо, бывший исполнительный директор Британского национального совета потребителей. По его словам, во всём виноват маркетинг. После войны в США, а затем и в европейских странах появился рынок детских товаров, а с ним и необходимость разделять товары для мальчиков и для девочек. Это позволяло производителям зарабатывать больше денег. Например, если в одной семье было несколько детей обоих полов, то родителям нужно было покупать им разные игрушки. Раньше вещи нейтральных цветов от старшего ребёнка можно было передать младшему независимо от его пола. А по новым маркетинговым законам, если рождался ребёнок другого пола, родители были вынуждены полностью обновлять гардероб.
Итак, розовый постепенно стал модным женским цветом. В 50-е годы в розовых нарядах стали сниматься голливудские кинодивы. В картине «Джентльмены предпочитают блондинок» 1953 года Мэрилин Монро появилась в ярко-розовом платье. А в 1957 году в комедии «Забавная мордашка» в одной из сцен в редакции женского журнала главная редакторка провозгласила, что нужно «изгнать синее и сжечь чёрное», а «думать о розовом». Причём в этой сцене показано, что розовой должна быть не только одежда. Все вещи, которыми пользуются женщины, должны быть именно этого цвета. В будущем так и случилось: этот цвет маркетологи стали использовать при производстве всевозможных товаров. Из-за этого возник так называемый налог на розовое.
Цвет гламурных блондинок
В 70-е и 80-е годы розовый цвет во многих западных странах стал цветом для девочек. Однако среди феминисток этого периода розовый стал восприниматься как цвет-стереотип. Они считали, что, одевая девочек в розовые платья, люди навязывают им определённую модель поведения. Феминистки настаивали на нейтральных цветах в одежде.
На рубеже веков цвет пережил новую волну популярности. В розовых нарядах появлялись Мадонна, Пэрис Хилтон и героини фильма «Дрянные девчонки». Цвет стал прочно связан со стереотипами о «глупой блондинке». В статье The Guardian стилистка Анджела Вейерс советовала женщинам не надевать на собеседование розовую одежду. По её словам, в корпоративном мире этот цвет ассоциируется с недостатком интеллектуальных способностей. Из-за этого коллеги могут не воспринимать женщину всерьёз.
В 2008 году британки Эмма и Эби Мур запустили кампанию Pinkstinks. Они хотели привлечь внимание к тому, что розовый — не просто цвет: он транслирует гендерный стереотип и связан с определённой моделью женского поведения. Сёстры Мур считали, что если с раннего возраста девочку окружают только розовые вещи и игрушки, то это негативно сказывается на её гендерной социализации. «Это указатель, говорящий девочкам, что красота ценится больше, чем ум; он ограничивает их амбиции», — рассказывала Эби Мур.
Цвет для феминисток и мужчин
Связанный с гендерными стереотипами розовый цвет долгое время считался антифеминистичным. Для женщины, которая защищает свои права, стремится к равным возможностям с мужчинами и не хочет зависеть от общественных стандартов, любовь к розовому была чем-то постыдным. Об этом в 2014 году писала американская писательница и феминистка Роксана Гей.
«Я плохая феминистка, потому что я... женщина, которая любит розовый цвет. <...> Раньше я говорила, что мой любимый цвет — чёрный, чтобы быть крутой. Но на самом деле это розовый — все оттенки розового».
Отрывок из книги эссе Роксаны Гей «Плохая феминистка».
В последнее десятилетие отношение к розовому вновь меняется. Женщины больше не хотят стесняться любви к этому цвету. Они стараются изменить ассоциативный ряд, связанный с ним. Теперь это не только цвет первых леди и домохозяек, но и учёных, спортсменок, активисток. Женственность и фемининность, с которыми связан розовый цвет, перестают быть поводом для стыда.
«В детстве я хотела казаться сильной и подумала, что если буду носить розовой, то буду выглядеть слабо и по-девчачьи. <...> Я не знаю, как другие, но я больше не хочу, чтобы его считали цветом слабости».
Из блога феминистки и инфлюенсерки Аннабель Шмитт
Сегодня участницы фемдвижения используют розовый как символ расширения прав и возможностей женщин. Розовые вязаные шапочки — pussyhat — стали символом на Женском марше 2017 года в США. Тогда более 2 миллионов человек вышли на улицы в качестве ответной реакции на сексистские заявления президента Дональда Трампа. Активистки часто выходят с розовыми плакатами на пикеты против запрета абортов. В Индии в 2006 году появилась «Гулаби Ганг», или «Розовая банда». Это объединение женщин, которые борются с социальной несправедливостью и защищают себя от насилия. В качестве униформы они выбрали сари ярко-розового цвета, символизирующие женственность и силу. А розовая лента по всему миру является символом борьбы с раком молочной железы.
В XXI веке розовый цвет перестал ассоциироваться с сексуальной ориентацией мужчин и снова вошёл в их гардероб. Сегодня дизайнеры используют все оттенки розового, несмотря на гендерные стереотипы прошлого столетия. Бренд Valentino выпустил даже специальную «розовую» коллекцию для мужчин. На красных ковровых дорожках всё чаще можно увидеть мужчин в розовых нарядах. Актёр Джейсон Момоа и рэпер A$AP Rocky выбирают более спокойные, пастельные оттенки, а Себастиан Стэн и Колман Доминго выбирают яркие, даже кислотные варианты розового.