После окончания университета часто возникает вопрос: вот получил ты заветный диплом, а что дальше? Как вообще люди понимают, в каком направлении двигаться? Сегодня в рубрике «Вопрос в редакцию» авторки и редакторки «Избы» делятся, как начинался их карьерный путь.
Как и с чего вы начинали свой карьерный путь? Как понимали, что двигаетесь в нужном направлении? Я чувствую потерянность и не знаю, куда мне двигаться.
Отвечает редакция «Горящей избы»
Где-то на третьем курсе я устроилась редактором и контент-менеджером на портал о путешествиях. В этой работе было много интересного: я редактировала тексты внештатных авторов, узнавала много нового о других странах и городах и как будто объездила полмира, сидя дома за ноутбуком. Но потом задачи сменились на более рутинные, я стала выгорать. Плюс очень хотелось писать самой. В свободное время я собирала портфолио: что-то написала специально для него, что-то подтянула из студенческой практики. Старалась сделать красиво и наглядно. И мне до сих пор кажется, что хорошо презентовать себя — половина успеха. Кстати, это же портфолио я потом отправила в «Избу».
В перерывах между основными работами я окунулась во фриланс. Поработала с разными темами — от детского постельного белья до крафтового пива. Впервые попробовала писать продающие тексты и поняла, что это совсем не моё. Но я всё равно считаю этот опыт важным — мне кажется, чем больше стилей и форматов переберёшь, тем проще будет найти себя. Ещё показалось полезным выжимать из каждой, даже самой мелкой подработки, максимум опыта и знаний. И подходить к каждой задачке ответственно — как будто это не копеечный заказ на бирже для фрилансеров, а серьёзный проект для большой компании.
У меня был момент, когда с одной работы пришлось уйти, а вторая никак не находилась. Тогда я была на каком-то эмоциональном дне — очень пугало, что время идёт, а пробел в резюме растягивается. Плюс, когда долго не пишешь, легко растерять все навыки. Поэтому я пошла подучиться и выбрала для этого курсы UX-писательства. Диплом пока не пригодился, но я рада, что решилась: узнала, как работать в Figma и в целом поняла, что мне интересны мобильные приложения. Главный вывод: маленькие тексты для учёбы всегда лучше, чем вообще никаких текстов.
Сколько себя помню, мне всегда нравилось писать. Помню, как показывала учительнице литературы свои заметки и рассказы. Как она меня поддерживала и давала советы. Когда мне было 15 лет, в «Литературной газете» вышел мой первый крошечный текст. Я воодушевилась, решила пойти на журфак и, к своему счастью, поступила. Помогли высокие баллы за ЕГЭ и вступительные испытания.
У нашего факультета есть телерадиокомплекс — такое большое медиа, где работают студенты. Мы записывали и монтировали радиопрограммы, телепрограммы, учились операторской работе, писали много разных текстов. Мне больше нравилась работа с текстом. От всего остального я была не особо в восторге. В итоге оказалось, что это было правильно — пробовать разное. Так я обнаружила, что мне очень нравится фотография. И даже выбрала после третьего курса кафедру визуальной журналистики. Этот опыт до сих пор помогает в нынешней работе — хотя напрямую она с фотографией не связана. Мне проще анализировать кино, видеть, как устроена картинка, как работают цвета.
За 12 лет в журналистике меня не раз посещала мысль: а туда ли я двигаюсь? Были кризисные моменты, когда хотелось всё бросить. Особенно когда с карьерой не ладилось и с финансами тоже. Масла в огонь подливал мой папа, который буквально говорил: «Ты и сама в глубине души понимаешь, что выбрала не ту профессию. Надо было становиться инженером, как я говорил». Но я смогла отделить папины проекции от своих мыслей и преодолеть кризис. Не сразу и не без помощи психотерапевта.
И ещё: сомневаться — нормально. Это происходит со всеми. Честно, не знаю ни одного человека, который был бы железобетонно уверен в себе и своём пути. Сомнения говорят, что вы умеете рефлексировать, а значит, с вами всё в порядке.
Моя карьера началась странно. Я училась в художественной школе и с 14 лет рисовала на заказ. Тогда у меня даже появился постоянный заказчик, для которого я создавала огромные картины с конями. Потом, ещё в школьные годы, успела пару лет поработать в графическом дизайне. Казалось, что так и должно быть — я почти всю жизнь рисую. Но не покидало ощущение, что я не на своём месте.
В 17 лет я отправилась собирать подписи за независимого кандидата в горсовет в своём городе. А потом всё закрутилось: пара текстов для районной газеты, посты в НКО, помощь на съёмках. И всё равно казалась, что чего-то не хватает. Меня окружали серьёзные социальные проблемы и не хватало лёгкости и спокойствия. Говорят, чтобы работать была приятно, нужно превратить хобби в работу. Кажется, у меня так и получилось. Я всё ещё пишу о социальных проблемах, но теперь ещё и рассказываю про косметику, моду и тренды, но с позиции фемоптики. Две половинки пазла сложились воедино.
Станьте первым, кто оставит комментарий