Знать
30 августа 2021

«Чаще всего слышу „дура“ и „курица“»: автомобилистки о сексизме на российских дорогах

Девушки рассказали о пренебрежительном отношении и неуместных шутках других водителей.

Анастасия Цой
Анастасия Цой
Журналистка.
Сексизм на дорогах

Среди многих водителей сохраняется мнение, что женщины водят хуже мужчин. Так, в 2015 году британская Автомобильная Ассоциация провела опрос почти 25 тысяч автомобилистов и выяснила, что подавляющее большинство мужчин и 28% опрошенных женщин считают мужчин более умелыми водителями. При этом различные исследования показывают, что это не так. Но стереотип о том, что женщины не могут справиться с управлением машиной, продолжает жить. Мы спросили автомобилисток, с какими мифами сталкивались они, а также о том, как они реагировали на сексизм и отвечали недоброжелателям.

🔥 Этот текст — часть спецпроекта «Она ведёт»

В этом проекте редакция «Горящей избы» рассказывает о женщинах за рулём и публикует полезные тексты для автомобилисток. Читайте больше материалов по ссылке. Например, интервью с гонщицей или водительницей скорой помощи.

«Водитель видит, что за рулём девушка, и нарушает правила, создавая угрозу столкновения»

Оксана, 37 лет, Старый Оскол
Машина — Nissan NOTE, автомат. Стаж вождения — 4 года

Я получила права четыре года назад после того, как умер мой отец. В нашей семье машину водил он. После его смерти в деревне остался дом — дорогое мне место, и я решила, что получу права и буду туда ездить.

Сначала вождение было для меня необходимостью, но постепенно стало удовольствием. Утро и вечер — моё время. Я кайфую, когда еду куда-нибудь в закат.

Когда я училась водить, в моей группе было больше женщин, но инструктором был мужчина. Уже тогда я испытывала прессинг с его стороны: он мог сказать мне или любой другой девушке, что мы неумёхи или что нам будет сложно водить в будущем. Но одновременно я занималась с другим инструктором — тоже мужчиной. И он был прямой противоположностью первому: не говорил ничего уничижительного, наоборот, внушал, что всё будет хорошо и что я научусь водить, а ещё помогал разобраться со сложностями. Я до сих пор ему благодарна.

В первый месяц я ездила довольно медленно и, естественно, со знаком «!», и меня все «учили». Сценарий такой: перестраиваются вперёд и едут, притормаживая, пока не надоест. Зачем так делать? Думаю, это такой вид психологического давления, ведь я могу его ударить и буду виновата.

От родственников и друзей я не слышала сексистских комментариев. Единственное — мама постоянно делает мне замечания, когда я за рулём, хотя сама не водит. Но это мама, поэтому терплю. А вот коллеги могут иногда потроллить: ой, ты даже знаешь, что такое наконечники? Мне, конечно, неприятно такое слышать. 

Одно из самых частых проявлений сексизма, с которым я сталкиваюсь при вождении, — водитель видит, что за рулём девушка, и нарушает правила, создавая угрозу столкновения. Чаще нарушают правило правой руки (Согласно этому правилу, транспортные средства справа имеют приоритет при движении. — Прим. ред.), также много подрезают и прижимают к обочине. Посыл такой, видимо: ну она подождёт, а я буду первым. И плевать, что не по правилам. Ещё сталкиваюсь с неприличными знаками и комментариями — чаще всего слышу «дура» и «курица».

Это приводит к тому, что я чувствую слишком большую ответственность: во время движения в час пик могу даже музыку выключить. Также не говорю с попутчиками, потому что нужна полная концентрация на дороге, на ситуации вокруг. Я стараюсь не нарушать правила дорожного движения и очень внимательно за этим слежу.

Считаю, что сексизм на дорогах — это большая проблема, о которой нужно говорить. При де-юре равных правах мужчины дискриминируют женщин пещерным образом. Но мы уже давно живём не в пещерах.

При этом я считаю, что различия в вождении женщин и мужчин действительно есть. Мужчины часто ведут себя за рулем излишне самоуверенно. У женщин больше баланса за рулем. Мне кажется, что они не гоняют 160 км/ч. У них дети, бизнес, планы — им не надо адреналина. Женщины чаще думают о других. Не знаю, насколько эти отличия объективны, но у меня в жизни только такие примеры.

Вообще ситуация на российских дорогах, по моему мнению, не очень. Читаю местные городские паблики, и там через одну новости о ДТП и разборках на дорогах. Опасное вождение, нарушения скоростного режима.

Что нужно делать? Менять систему штрафов. Они не работают. Особенно за превышение. Люди воспринимают их как возможность государства пополнить казну и продолжают нарушать.

«Я боюсь лишний раз поехать медленнее, чем все остальные, а ещё нервничаю, когда паркуюсь»

Дана, 22 года, Люберцы
Машина — BMW 525D, автомат. Стаж вождения — 4 года

Я вожу машину с 18 лет и считаю себя аккуратным водителем: не превышаю скорость, ни разу не попадала в ДТП. При этом ездить побаиваюсь: для меня это скорее необходимость. В Москве большой поток машин, часто отсутствует дистанция.

С сексизмом сталкивалась, наверное, как и многие другие девушки: я слышала «Баба за рулём, как обезьяна с гранатой», «Блондинка за рулём — этим все сказано» и другие подобные замечания от мужчин, которые вызывают раздражение и злость из-за своей глупости. Я стараюсь их пресекать, объясняя, что многие женщины водят лучше многих мужчин.

Однажды сотрудник ГИБДД остановил нашу машину для проверки документов. У мужа была рука в гипсе, а я хромала. И он сказал: «А что вы такие побитые? Дамочка с управлением транспортным средством не справилась?»

Другой случай: мой знакомый, когда приехало такси, за рулём которого была женщина, сказал: «С бабой за рулём по Москве ехать страшно».

Все эти стереотипы влияют на меня как на водителя: я боюсь лишний раз поехать медленнее, чем все остальные, а ещё нервничаю, когда паркуюсь. Также они влияют на меня и с другой стороны: иногда у меня самой проскальзывают мысли, что если водитель осторожничает и медлит, это, скорее всего, женщина.

При этом я хочу отметить, что для многих женщин вождение — это необходимость. Вызвать такси с двумя детскими креслами, чтобы отвезти малышей в поликлинику, практически невозможно. Вечером возвращаться домой на электричке или на такси небезопасно. В первом случае могут подсесть пьяные мужчины и не давать покоя, а во втором — водитель может поехать по объездным лесным дорогам, так что будешь переживать, следить по карте и скидывать подруге геопозицию на всякий случай.

Конечно, не все мужчины ведут себя токсично. У меня бывали и примеры положительного общения с мужчинами на дороге. Например, в первые месяцы после получения прав мне было сложно парковать мою большую машину, и иногда мужчины мне подсказывали, не прибегая к сексистским замечаниям.

Кстати, насчёт большой машины — некоторые ведь считают, что есть «мужские» и «женские» модели и что большие автомобили больше подходят для мужчин.

Даже родственники мне говорят: «Тебе бы машину поменьше, поаккуратнее. С её управлением было бы легче справляться». Но я не думаю, что стоит разделять машины по половому признаку, потому что, если девушке комфортно в большом автомобиле, она без проблем справится с его управлением.

Так же негативно я отношусь и к наклейкам «Женщина за рулём». Считаю, что таким образом некоторые девушки стремятся получить либо снисхождение (накосячила и сразу: «Я же девочка»), либо одобрение.

«Когда пришла подавать документы в университет, мне сказали, что машины — не для девочек, и предложили ещё раз подумать над выбором вуза»

Мария, 26 лет, Москва
Машина — Nissan Qashqai, автомат. Стаж вождения — полтора года

Ещё когда я только училась вождению, инструктор-мужчина относился к женщинам в группе снисходительно. Однажды он объяснял принцип работы сцепления, и я его поправила, а он сказал что-то типа: «Ничего себе, какие у нас тут слова знают, наверняка не первый раз на права учишься». А я училась впервые.

Стоит сказать, что я с красным дипломом окончила МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. — Прим. ред.), кафедру дорожных машин, по специальности я инженер-конструктор машин для обеспечения полётов гражданской авиации, так что хорошо разбираюсь в технике. Наверное, из-за того, что я хорошо понимала, как устроен автомобиль, мне было не страшно ездить даже в первое время. Для меня вообще вождение — это удовольствие.

Я столкнулась с сексизмом, когда поступала в университет. Когда пришла подавать документы, мне сказали, что машины — не для девочек, и предложили ещё раз подумать над выбором вуза.

На дороге тоже чего только не слышала: и «обезьяна с гранатой», и «насосала». На такие комментарии реагирую по-разному, в зависимости от настроения. Просто помню, что одним из лучших гонщиков ралли МАДИ долгое время была девушка.

Иногда, когда начинаешь парковаться, мужчины подходят и говорят: «Может, мы вам помашем руками?». Зачем? Они же мужчинам такое не предлагают. 

Мне кажется, сексизм на дорогах плох тем, что некоторые женщины начинают верить в то, что действительно водят хуже мужчин. И даже перестают стараться, ведь всё равно не получится. Вдобавок машина — это транспортное средство повышенной опасности, что же хорошего, если кто-то выводит водителя из себя?

Но не всякая помощь снисходительная. Например, однажды у меня был вопрос со съездом в пробке, а решать нужно было срочно. И молодой человек попросил опустить окно и сказал что-то вроде: «Не переживайте, я тоже в начале тут путался, вам куда попасть надо?» Очень приятно, по-моему.

Не думаю, что можно бороться с сексизмом конкретно на дороге. Бороться нужно с первопричиной: воспитывать детей в равенстве, а существующее взрослое общество будет меняться только постепенно. Мой совет — верьте в себя и старайтесь делать хорошо. А если вышло как-то не так — ничего, бывает, продолжайте стремиться к своему лучшему варианту.

«Папа почему-то считает, что мой молодой человек ездит лучше меня, хотя километраж у нас намотан одинаковый»

Полина, 21 год, Санкт-Петербург
Машина — Citroën C3, автомат. Стаж вождения — год

Я пошла учиться в автошколу из-за переезда за город. Другими способами, кроме как на своей машине, до дома добраться практически невозможно.

С сексизмом я сталкиваюсь даже со стороны родственников. Мой папа почему-то думает, что я по умолчанию плохо паркуюсь, хотя мне, наоборот, кажется, что при отсутствии камеры заднего вида и прочих компьютерных помощников я делаю это вполне себе сносно. Ещё он почему-то считает, что мой молодой человек ездит лучше меня, хотя километраж у нас намотан одинаковый. Вообще папа не водитель, но любит быть штурманом: «Перестройся в эту полосу, поверни тут направо в карман». Но, извините, у меня есть навигатор, и я тоже имею представление, как мне удобнее ехать. Бывает, я просто говорю, что справлюсь сама, или предлагаю пересесть за руль и ехать самостоятельно. 

Ещё некоторые близкие критикуют цвет автомобиля моего парня, мол «красный либо для баб, либо для ***» (гомосексуалов. — Прим. ред.). Новую машину он тоже хотел бы красную, но отец ему сказал примерно то же самое. Не понимаю, почему цвета тоже делят на мужские и женские.

На дорогах я часто вижу пренебрежительное отношение со стороны мужчин. Каждый день они либо выжимают меня из полосы, либо им непременно надо ехать передо мной: если я их обгоню, они обгонят в ответ, да так, что приходится оттормаживаться.

Водители фур вообще могут ехать за мной по полосе, по которой им в принципе запрещено ехать, и гудеть. Кстати, мой парень говорит, что он такого вообще не замечает, а я просто утрирую.

Когда я с таким сталкиваюсь, мне становится неприятно и мерзко. Иногда я даже злюсь, потому что, например, если я еду 110 км/ч по левой полосе, значит, передо мной с такой же скоростью едет весь поток. А они как будто слепые. Это правда какая-то несправедливость. Из-за этого мне довольно тревожно ехать в плотном потоке, потому что я не знаю, чего ожидать.

Чтобы бороться с сексизмом, на мой взгляд, нужно больше говорить об этой проблеме, порицать сексистские шутки, не вешать наклейки с каблучком. Я думаю, такие наклейки только поддерживают стереотипы.

Обложка: Ольга Лисовская

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий