В корпоративном мире, где преобладают мужчины, женщины продолжают регулярно сталкиваться с домогательствами и различными проявлениями сексизма и дискриминации. Для карьеры женщины это не проходит бесследно. Вместе с Екатериной Игошиной, основательницей платформы менторинга для женщин Miranna, рассказываем, как именно женщина может устанавливать личные границы и защищать себя от токсичной коммуникации на работе.
У этой статьи есть аудиоверсия!
В октябре 2022 года Samsung UK опубликовал результаты опроса сотрудников британских компаний о гендерных предрассудках на работе. Приведём несколько фактов. По сравнению с мужчинами, женщин:
- почти в три раза чаще просят приготовить чай или кофе;
- более чем в два раза чаще спрашивают о том, как дела у детей;
- в два раза чаще просят выполнить низкоквалифицированную работу или административные поручения;
- почти в три раза чаще делают объектами сексистских шуток.
Важно знать, как именно защищать себя в подобных ситуациях.
Харассмент
Харассмент, или сексуальные домогательства в виде физических и/или вербальных приставаний, часто проявляется в отношениях иерархии, например между начальником и подчинённым. Хотя харассмент может возникать вне зависимости от пола, чаще всего от домогательств страдают именно женщины: по результатам опроса SuperJob, с харассментом со стороны руководства сталкивались 8% российских женщин, со стороны коллег — 11%. Среди мужчин — 3 и 4% соответственно.
Что с этим делать
Собирайте доказательства: фиксируйте каждый случай неприемлемого поведения на камеру или диктофон, включая не только действия и слова агрессора, но также даты, время и имена свидетелей (их можно помечать в заметках на телефоне). Обязательно делайте скриншоты переписки, если сталкиваетесь с харассментом при общении в мессенджерах.
С этой информацией необходимо обратиться в HR-отдел или к руководству. В идеале представители HR-службы должны поговорить со всеми затронутыми сторонами. Также они могут привлечь отделы этики или комплаенс, сотрудники которых, в частности, отвечают за соответствие бизнеса правилам и нормам охраны труда.
Основная задача HR-департамента — разрулить текущую ситуацию и не допустить её повторения в будущем, поэтому конкретные меры будут зависеть от отдельного кейса. Обычно после привлечения эйчаров случаи харассмента разрешаются с помощью извинений, перераспределения агрессора и жертвы на разные проекты. В особо вопиющих случаях харассера могут уволить.
Если разрешить вопрос внутри компании не удалось, для отстаивания ваших прав можно привлечь внешнего юриста: предоставить ему конкретные доказательства и совместно выработать план действий.
Менсплейнинг
Английское слово mansplaining образовано в результате объединения слов «man» — «мужчина» и «explaining» — «объяснение». Этот термин используется в ситуациях, когда мужчина даёт женщине непрошеные объяснения в снисходительной и упрощённой манере, словно делая скидку на её пол. При этом сам мужчина часто плохо ориентируется в тематике, однако не признаёт этого.
Подобное поведение часто встречается в среде, которая считается условно «мужской». Так, на стройке или на производстве может бытовать мнение, что женщина в этих отраслях априори не разбирается. Приведём пример: девушка-архитектор даёт компетентные указания на строительном объекте и сталкивается со снисходительными объяснениями в свой адрес, почему бригада не собирается выполнять тот или иной запрос.
Что с этим делать
Важно сразу дать понять коллеге, что он проявляет сексизм, и рассказать ему о менсплейнинге — скорее всего, он неосознанно использует такой стиль общения из-за привычных стереотипов в обществе.
Не каждый готов изменить свою манеру поведения — если ситуация повторится, стоит обратиться за поддержкой к руководителю. Во время коммуникации следует апеллировать к неэтичности поведения коллеги, а также к снижению эффективности совместной работы .
Например: «Я заметила, что Иван постоянно перепроверяет мои расчёты и пытается микроменеджерить процессы. Вероятно, он не доверяет моим профессиональным навыкам. Если такая ситуация продолжится, работать вместе станет неэффективно, и я буду вынуждена покинуть проект». Как следствие, руководитель может обратить внимание на вашу коммуникацию с коллегой и принять меры. Как вариант, укажет на негативные последствия его поведения для результатов работы.
Manterrupting
Гибрид английских слов «man» («мужчина») и «interrupting» («перебивание») описывает ситуацию, при которой мужчина постоянно в агрессивной манере перебивает женщину именно потому, что она женщина. Может происходить, например, во время деловых переговоров.
Что с этим делать
Как и в случае с менсплейнингом, важно разобраться с проблемой на месте — сразу постоять за себя и проявить нетерпимость к такому поведению. Здесь важно не обходиться высказываниями из разряда «Вы не даёте мне сказать, потому что я женщина!» — они не сработают. Чтобы отстоять личные границы, апеллируйте к своему профессиональному опыту, знаниям и навыкам.
Если manterrupting возникает во время переговоров, подойдут такие механики:
- Вы на одной стороне: сделайте паузу и во время перерыва договоритесь не перебивать друг друга. Рабочий аргумент: «Перебивая друг друга, мы демонстрируем несогласованность в действиях и транслируем второй стороне слабость своей позиции. Как следствие, они попробуют нас прогнуть и предложат заведомо проигрышный для нас вариант».
- Вы по разную сторону: отработайте этический упрёк: «Мы собрались здесь, чтобы договориться и принять взаимовыгодное решение, но если вы постоянно будете меня перебивать, мы не сможем этого сделать».
Сексистская лексика
Согласно опросу Samsung UK, 46% сотрудников регулярно сталкиваются с использованием гендерно окрашенной лексики на работе и обесценивающих комментариев в стиле «типичная блондинка». Причём сексистские высказывания в свой адрес женщины получают не только при неформальном общении, но и во время совещаний (40%) и даже во время собеседований (30%).
Уменьшительно-ласкательные обращения, комментарии о внешности, обесценивающие высказывания в адрес женщины — всё это проявления сексизма, или дискриминации по половому признаку.
Что с этим делать
Спросить у мужчины, который использует такую лексику, почему его стиль общения с коллегами зависит от их пола.
Например, можно задать вопрос: «Стали бы вы использовать такой стиль общения, если я бы была мужчиной?»
Необходимо подчеркнуть, что сексистские высказывания вам неприятны. Если это не решит проблему, следует обратиться за поддержкой в HR-отдел или к руководству. Во время разговора апеллируйте к тому, что подобное отношение демотивирует вас как профессионала и снижает эффективность вашей деятельности. Подробнее о том, как может отреагировать на ваш запрос компания, мы подробно разобрали в разделе о харассменте.
Буллинг со стороны начальницы женщины
К сожалению, в обществах с элементами патриархального уклада часто встречается буллинг среди самих женщин. Например, распространены его проявления со стороны начальницы, которая опасается конкуренции со стороны младших по должности (и часто по возрасту) коллег-женщин.
Как это может проявляться? Начальница не предлагает вам интересные задачи и не вовлекает в перспективные проекты, которые могли бы раскрыть ваш потенциал и проявить себя, не даёт слова на собраниях, не позволяет напрямую обращаться к руководству и делает себя единой точкой контакта по всем вопросам.
Что с этим делать
Маловероятно, что поведение человека, который занимается травлей, изменится после личного разговора. Скорее всего, начальница при помощи манипуляций попробует убедить вас, что проблема решена или её не было, а потом возобновит буллинг .
Поэтому лучше как можно скорее обратиться за поддержкой к HR или руководителю начальницы с конкретными доказательствами буллинга (аудио, видео, скриншоты переписки в мессенджерах и по почте). Ваш запрос к эйчарам здесь должен быть сформулирован так же, как и в случае с харассментом.
———
На работе женщины могут сталкиваться и со многими другими проявлениями токсичной коммуникации. Самая верная реакция в ответ на любое неприемлемое поведение — не молчать и не принимать всё на свой счёт. Тогда агрессоры не смогут повлиять на вашу самооценку и помешать развитию карьеры.