Зарабатывать
17 декабря 2020

«Мы каждый день обсуждаем работу»: как супружеские пары вместе ведут бизнес

Истории пар, которые водят исторические экскурсии, продают бульоны и делают ремни из покрышек.

Лена Терентьева
Лена Терентьева
Исследую жизнь и людей.
семейный бизнес

Говорят, вести бизнес с друзьями — плохая идея. Можно поругаться из-за денег или ещё чего-нибудь, а в результате пострадает и дружба, и дело. Казалось бы, вести бизнес с любимым человеком должно быть ещё сложнее. Но наши герои решись на это и, судя по всему, совсем не жалеют. Читайте истории пар, которые вместе водят экскурсии, продают бульоны и делают ремни из покрышек.

Настя, Саша и исторические экскурсии по Самаре

Настя и Саша Андросовы, Самара
Насте — 27 лет, а Саше — 35. В 2013 году основали экскурсионное агентство «ART-экскурсии», владеют им в равных долях. Настя занимается медийной стороной проекта, а Саша — технической. 

Знакомство 

Саша: В университете я занимался организацией студенческих вёсен и даже после окончания вуза продолжил принимать участие в подготовке этого праздника. В 2012 году работал в IKEA специалистом по качеству, поэтому была возможность доставать материалы для будущих декораций. В один вечер мы с друзьями монтировали в университете очередную декорацию. Тогда я и увидел Настю, которая принимала участие в студвесне — она тогда была второкурсницей. На репетициях мы познакомились, а затем стали встречаться.  

Идея и запуск

Настя: Я увлекаюсь краеведением ещё со школы, а в университете изучала отечественную историю. Среди практических заданий было проведение небольшой экскурсии по Самаре. В то время я открыла для себя много новых мест в исторической части города. А Саша, хоть и бывал в центре, раньше не гулял там долго и часто. У меня появилась идея водить экскурсии по исторической части Самары, и Саша её поддержал. 

Саша: Я родился, вырос и жил на окраине города, поэтому у меня и не было особых причин ездить в центр. В университете изучал историю Древнего Рима, огромное внимание уделял оригинальным текстам на латыни. А когда вместе с Настей попал в исторический центр родного города, понял, насколько был далёк от реальности: большая часть полученных в университете знаний не имела прикладной специфики. Настя со своей идеей проводить экскурсии ответила на мой вопрос: «Что делать историкам в реальной жизни?»

Настя: В 2013 году мы создавали для каждой экскурсии отдельную встречу во «Вконтакте», куда приглашали всех знакомых и друзей. Любая экскурсия тогда стоила 200 рублей — это были маршруты по одной улице. Например, экскурсия по улице Венцека:  я рассказывала про одну часть улицы, а Саша про другую.

На моей кафедре в университете нас никто не поддержал. Преподаватели говорили что-то в духе: «Идея хорошая, но на этом невозможно заработать. Самара — не тот город, где хорошо зайдут экскурсии, тут нет столько туристов».

Саша: Все экскурсии у нас авторские. Максимальная группа — 20 человек. Со временем к интересным фактам из прессы и литературы ушедших эпох мы стали добавлять художественные элементы: давали послушать аромат в определённой локации, показывали локации для необычных фото в спрятанных от глаз двориках. Затем родилась идея с театрализованным представлением — мы поставили уличную пьесу. 

Роли в проекте

Саша: У нас принципиально разные подходы к решению любой задачи. Я готов что-либо делать очень долго, усердно, чтобы добиться идеала, а Настя, наоборот, — может среагировать в моменте и сразу реализовать какой-то креатив. Ещё она очень общительная, умеет с каждым гостем, заказчиком найти общий язык. 

Настя: Поэтому я и отвечаю за медийную сторону проекта, работаю с креативами для продвижения, инфлюенсерами. А Саша отвечает за оборудование — продумывает логистику, какое количество оборудования, кому и когда нужно привезти, ну и сам его возит, следит за организацией многих процессов. Новые маршруты для экскурсий мы придумываем и дорабатываем вместе, а театрализованные маршруты Саша прописывает по большей части сам. Я могу запомнить какую-то забавную или необычную деталь о событии, доме, герое, но забыть дату. А Саша, наоборот, делает большой упор на факты. 

Кроме нас, в команде есть и другие гиды. Расширить команду мы решили в период Чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда ажиотажа было очень много.

Деньги

Саша: Денег для реализации всех идей на старте не было. Тогда же мы решили, что не будем ориентироваться на местных коллег — за семь лет в экскурсионном бизнесе мы ни разу так и не посетили маршруты самарских агентств. 

Настя: В 2015 году мы прошли программу «Ты предприниматель», после которой у нас поменялись взгляды на дело, решили взяться за бизнес более серьёзно и организованно. Тогда же мы закупили оборудование для экскурсий — портативные наушники для гостей, микрофоны для экскурсоводов. На это ушло 250 тысяч рублей. В дальнейшем поменяли технику на более качественную. 

Бывают проекты и идеи, которые требуют больших вложений, например, осенью этого года мы поставили театрализованную экскурсию в Самарском театре оперы и балета — вложения пошли на костюмы, подготовку, оборудование. 

В первые два года мы не запускали никакой рекламы — клиенты приходили по сарафанному радио, которое и сейчас неплохо работает. В 2015 году начали расклеивать рекламу в вузах, вкладываться в таргетированную рекламу во Вконтакте и Instagram*. 

Сейчас сложно посчитать точную сумму выручки — из-за пандемии мы несколько месяцев не могли водить экскурсии. Но в среднем прибыль выходит от 200 тысяч рублей в месяц.

Общий бизнес и отношения

Настя: Мы не можем перестать говорить о работе — даже если специально договариваемся, что сегодня о работе не говорим, пьём пиво и отдыхаем. А потом посреди вечера кто-нибудь из нас скажет: «А вот во время дегустации пива можно было сделать вот это и это».

Мы с Сашей постоянно вместе — и работаем, и отдыхаем часто вдвоём. Но, конечно, отдельно друг от друга мы тоже проводим время — в одиночку или с друзьями. Например, я иду в спа на массаж или встречаюсь с девочками попить вина, а Саша с друзьями едет в места, где вообще нет признаков цивилизации и по приезде рассказывает необычные жуткие истории. А бывают дни, когда я вообще не хочу общаться с людьми, отключаю телефон и просто занимаюсь своими делами.

Аня, Саша и готовые бульоны

Аня и Саша Сазоновы, Москва
Ане — 29 лет, а Саше — 35. В октябре 2020 года запустили проект по производству готовых бульонов Probono Foods втроём с другом Ваней. Аня занимается контентом, а Саша и Ваня — бизнес-процессами .

Знакомство

Аня: С Сашей мы познакомились в 2012 году в твиттере — Саша увидел мой твит, потом мы начали общаться, и только через пару лет один раз встретились вживую. Затем Саша уехал учиться в Швейцарию, а я в Москве училась на журфаке, но мы всё равно продолжали общаться. В 2014 году Саша вернулся домой на летних каникулах, мы встретились и с того дня вместе. 

Идея и запуск

Аня: У нас есть друг Дима, который живёт в Сан-Франциско. Он работал в Airbnb, куда начали привозить термосы с бульонами. В Америке много разных производителей бульонов, а у нас такую тему мы раньше не встречали. Дима рассказал, что попробовал такие бульоны и после этого стал лучше себя чувствовать. Мы подумали, что можно реализовать подобную идею самим. Саша оценил бизнес с точки зрения спортивного питания — в бульоне много белка и полезных элементов, а я с точки зрения готовки — это удобно. 

Саша: Окончательно идея оформилась около двух лет назад — тогда мы и решили, что нужно попробовать запустить производство бульонов. 

Аня: Помню, как Саша пришёл и сказал: «Я хочу делать бульоны». Я сначала отнеслась скептически, подумала, что такой новый продукт будет сложно внедрять на рынок, доносить идею до людей.

Саша: Нам нужно было построить производственную линию, найти поставщиков, решить, какую технологию использовать: пастеризовать или нет. Заказали много образцов, попробовали их с технологами, начали делать бульоны по своему рецепту. Мы проводили опросы среди разных людей, в основном знакомых и друзей друзей, в общей сложности человек 40. Собрали обратную связь и наконец создали тот продукт, который хотели вывести на рынок.

Производственная линия и упаковка были готовы к концу 2019 года, а запустили проект мы только в октябре 2020-го. Всё это время мы получали необходимые разрешения, рецензии, документы на продукт, проводили испытания влаборатории, думали над тем, как масштабировать производство.

Аня: Мы делали всё на ощупь, ведь готовых кейсов для подобного проекта просто нет. Часто с Сашей держались за головы и думали, что процесс зашёл в тупик, хоть на самом деле до такого не доходило.

Саша: На старте продаж у нас было несколько сотен литров готового бульона, которые продали за два дня. Конечно, нас это воодушевило, но в то же время мы понимали, что часть заказчиков — друзья, которые решили таким образом нас поддержать. За первый месяц у нас было около ста заказов. После этого мы начали усерднее работать над масштабированием, чтобы оперативно отдавать крупные заказы.

Роли в проекте

Аня: После того, как Саша рассказал идею с бульонами мне, он предложил своему лучшему другу Ивану стать его бизнес-партнером — тот согласился. Сейчас мы втроём работаем над проектом, Ваня пока в Волгограде, а мы — в Москве.

Я отвечаю за всю «оболочку», за контент — писала тексты, полностью спродюсировала сайт. Саша занимается позиционированием, выстраиванием бизнес-модели. А Ваня работает со всеми договорами и помогает с организацией производства. И все мы втроем, конечно, отвечаем за качество и вкус продукта.

Саша: Потихоньку у нас в бизнесе появляются новые помощники — хотим расширять штаб, чтобы мы с Аней могли больше заниматься развитием, а не текучкой. Сейчас мы за многие процессы отвечаем сами: обрабатываем заявки, организовываем курьерскую доставку, ведём социальные сети.

Деньги

Саша: У нас общий семейный бюджет. Мы планируем какие-то большие покупки вместе, но ежедневные траты друг друга не контролируем.

На старте проекта мы втроём вложили свои личные средства — мы с Аней и Ваня. Около 60% денег ушло на оборудование для цеха — производственная и упаковочные линии. Остальные 40% потратили на маркетинг, брендинг, разработку упаковки. Сейчас вкладываем деньги в разные виды рекламы — диджитал, пейд, контекст — и планируем работу с блогерами, а пока про нас по личной инициативе пишут друзья и знакомые: сарафанное радио работает хорошо.

Мы готовили проект полтора года, но запустились два месяца назад, так что рановато ещё говорить о полной окупаемости. Операционно проект вышел в ноль сразу же, пока мы идём по бизнес-модели, примерно как и рассчитывали. Все вырученные средства вкладываем в рост и развитие. В целом у нас не было цели начать зарабатывать через месяц. Мы настроены построить большой бизнес, а он, к сожалению, так быстро не делается.

И у меня, и у Ани помимо общего бизнеса есть основная работа. Аня занимается подкастами для Forbes, а я работаю маркетинг-директором в клубе UFC GYM. Бывают дни, когда я просыпаюсь в 7 утра, еду на окраину Москвы, чтобы забрать со склада новую поставку бульона, а в 10 утра уже сажусь за компьютер и приступаю к своей основной работе. 

Общий бизнес и отношения

Саша: Есть гипотеза, что многие пары расстаются тогда, когда начинают вместе заниматься одним делом, бизнесом. Думаю, это связано с тем, что люди до этого общались друг с другом не так много, а общее дело заставило их быть вместе чуть ли не 24/7. Мы же с Аней уже давно привыкли друг к другу, прошли все стадии притирки, поэтому конфликтов из-за бизнеса не бывает — понимаем друг друга с полуслова. 

Аня: Мы почти никогда не расстаёмся. Полтора года жили вместе в Швейцарии, в небольшой квартире, где не было лишнего стула — кто-то сидел на стуле, а кому-то в это время приходилось сидеть на кровати. Поэтому, когда весной 2020 года начался режим самоизоляции, для нас, по сути, мало что изменилось — мы по-прежнему оба работали из дома. Сейчас мы работаем примерно до 9 часов вечера, а потом включаем «Нетфликс» и смотрим сериалы. Саша ещё занимается велоспортом. 

Василиса, Максим и upcycle-мастерская

Василиса Туманова и Максим Бакшев, Самара
Василисе — 24 года, а Максиму — 26 лет. В 2019 году основали мастерскую дизайнерской переработки «Вновь». Василиса отвечает за маркетинг, а Максим — за производство.

Знакомство

Василиса: Мы познакомились в 2013 году, в новогоднюю ночь. Тогда у меня мама уехала отмечать Новый год к друзьям, так что квартира была свободная. Моя подруга привела компанию своих друзей, среди которых был и Максим. Так мы и познакомились, после чего не общались несколько лет.

Максим: В октябре 2017 года мы случайно встретились в автобусе, когда оба ехали на свои ненавистные работы. Мы разболтались, и я узнал, что Василиса делает тату. Позже я записался к ней на сеанс. Мы начали дружить, а в марте 2018 года — встречаться. Я на тот момент старался поднять свою мастерскую, где делал подрамники и мольберты для художников, а Василиса предложила мне помочь и стать моей smm-менеджеркой. Это был наш первый MVP семейный бизнес.

Василиса: Это дело не заладилось, мы начали себя искать в другом и уже в октябре 2019 открыли нашу мастерскую «Вновь». А в августе этого года расписались в загсе.

Идея и запуск

Максим: В каждом из нас и до начала отношений сидел маленький предприниматель, который всё никак не мог проявить свои способности. Идея не принадлежит кому-то одному: мы постоянно питчили друг другу идеи о совместном бизнесе.

Василиса: Идея upcycle-мастерской не сразу пришла к нам, мы просто сёрфили по интернету и наткнулись на блоги по экологии и осознанному потреблению («апсайклинг» — это вторичное использование отходов, при котором ненужным вещам и мусору находится новое применение. — Прим. ред.). Мы обожаем гулять на природе, а «локальные» свалки, к сожалению, — самое частое, что можно встретить на местах отдыха. Так что мы вместе начали следить за такими блогами и изучать эту сферу.

Максим: В итоге наш пинтерест наполнился примерами необычного апсайклинга, которым мы и вдохновились, когда начали делать свои прототипы. У нас есть друг со своей веломастерской. Он предоставил нам большую партию велопокрышек, из которых мы сделали ремни. Он и до сих пор сдаёт нам очень много сырья.

Василиса: Затем мы начали создавать изделия из скейтов. Максим сам скейтер, ему эта тема близка. Наш друг уже занимался апсайклингом скейтов, и в какой-то момент решил закрыть свою мастерскую и передать это дело нам. Мы купили у него станки и всё необходимое для производства. 

Максим: Сейчас мы делаем ремни из велопокрышек, украшения и предметы интерьера из скейтов, а также недавно начали производить часы из диска пилы, велосипедных звёздочек и дисков от газонокосилки.

Василиса: Мы успели переработать более сотни покрышек и скейтов, выиграть денежный грант на развитие от «МайБиз63» (государственный проект по поддержке малого и среднего бизнеса. — Прим. ред.), поучаствовать в экологических фестивалях и разместить наши товары по четырём городам России.

Недавно у нас сделала заказ Ирена Понарошку. Она заказала запонки со скейтом для Ивана Урганта.

Максим: В следующем году мы планируем открыть швейный цех, где будем делать сумки и другие аксессуары из вело- и автокамер, а также запустим линию эксклюзивной мебели из скейтов.

Роли в проекте

Максим: У нас нет чётких границ в бизнесе, мы оба принимаем участие во всех сферах нашего дела, но при этом мы обозначили зоны ответственности: я отвечаю за производство и продажи, а Василиса — за PR, маркетинг и визуал. Вместе мы разрабатываем стратегии, готовим презентации, ищем партнёров.

Василиса: Максим частенько может договариваться со СМИ или копаться в рекламных кампаниях, а я в это время стою у станков, делаю изделия и занимаюсь продажами.

Деньги

Василиса: У нас изначально был общий бюджет, ещё до открытия дела, сейчас всё так же. Себе оставляем только деньги на еду, проезд и жильё. Всё остальное вкладываем обратно в бизнес.

Сейчас мы занимаемся только нашим бизнесом и беспредельно этому рады. Это была мечта, которую мы смогли воплотить в ноябре этого года. До этого были вынуждены подрабатывать где-то ещё.

На старте проекта мы вложили личные деньги, не больше 100 тысяч рублей. Большую часть денег, которые приходили с основных работ и подработок, сразу вкладывали в бизнес. Закупали инструменты, станки, расходники. Весной мы получили грант от «МайБиз63» в размере 50 тысяч рублей. С этих денег мы докупили необходимое оборудование и немного вложили в таргетированную рекламу.

На старте вся реклама была за счёт креативного контента, интересного и необычного продукта, плюс работало сарафанное радио. СМИ, блогеры и инфлюенсеры часто рассказывают о нас, так как проникаются нашей деятельностью и миссией. Например, наши изделия уже успели побывать на «Вечернем Урганте». Мы не только про новые и необычные изделия, но также и про осознанное производство и потребление.

Наш оборот за последние три месяца увеличился в два-три раза. В 2021 году планируем сделать запрос на инвестиции либо взять кредит для бизнеса. Будем расширять производство и каналы продаж, а для этого нужны люди и зарплата для них — нас двоих не хватит, чтобы воплотить все идеи.

Общий бизнес и отношения

Максим: Мы каждый день вместе, на выходных тоже проводим время вдвоём. В рабочие дни я обычно либо в мастерской, либо мотаюсь по делам, либо решаю вопросы из дома. Больше всего раздельного времени выпадает именно на будни, когда я работаю в мастерской, а Василиса тем временем дома занимается маркетингом.

Василиса: Мы много отдыхаем вдвоём — читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, залипаем в ютубчике и всё в таком духе. Стараемся уделять время своим хобби, чтобы реализовать себя творчески. Я фотографирую, а Максим катается на скейте. Тут уже когда как: можем пойти на фотосессию или в скейтпарк вдвоём, а иногда каждый занят своим делом. А ещё мы любим совмещать приятное с приятным: я фотографирую Максима, а он учит меня кататься на скейте.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий