Смотреть
16:00

Кринж или будущее российской супергероики? Новый сериал «Киберслав» — недетский проект от создателей «Смешариков»

Полина Трушкова
Полина Трушкова
Авторка
сериал Киберслав

31 декабря «Кинопоиск» показал первую серию «Киберслава» — долгожданного российского фэнтези, где скрестили киберпанк и славянский фольклор. Богатырю и профессиональному охотнику на нечисть предстоит раскрыть убийство княжеской жены. Любительница комиксов с многолетним стажем Полина Трушкова считает, что сериал слишком красуется перед зрителем — прямо как подросток в пубертате.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

О чём сериал «Киберслав»

Сюжет разворачивается в альтернативной Древней Руси. Город Китеж раздирает борьба между живыми людьми и нечистью. По легенде, живых создала добрая Праматерь, а нечисть — злая богиня Лилит. 

Богатырь Киберслав служит правителю, князю Драгомиру и его семье. Он мутант — наполовину демон, наполовину человек. На Руси принято охотиться на мутантов как на диких зверей, поэтому когда-то давно Дагомир поймал Киберслава и посадил на цепь. Эта цепь сдерживает его опасные сверхспособности. Какие именно способности, однако, неизвестно. Богатыря унижает весь царский двор — кроме влюблённой в него дочери князя Мирославы. 

В один прекрасный день он находит у себя в постели обезглавленное тело княжеской жены. Разумеется, это сделал не Киберслав. Кажется, здесь замешаны демоны. Но попробуй объясни окружающим! Если Киберслав не найдёт преступника, у него будут большие проблемы. 

«Киберслав» — режиссёрский дебют бывшего дизайнера Стаса Дмитриева. Фанат славянского фольклора и стрелялок придумал соединить две совершенно противоположных вещи — Древнюю Русь и киберпанк. В 2018 году Дмитриев опубликовал первый тизер проекта, который сразу завирусился. Ещё бы, ведь это первый российский продукт в таком жанре. Да и анимацию со «взрослым» рейтингом у нас почти не делают.

Режиссёр планировал полнометражный фильм, но потом передумал и решил сделать сериал. Фильм, впрочем, обещает выпустить позже. «Докрутить» сценарий помог один из создателей «Смешариков» Дима Яковенко.

Молитва и пьянки в кибербарах

сериал Киберслав

кадр из сериала «Киберслав»

Вселенная, в которой живёт Киберслав, полна противоречий. Это то, чем сериал одновременно впечатляет и отталкивает. Здесь молятся верховному божеству вселенной — Праматери. И при этом используют последние технологические достижения — от цифровых голограмм до кибернетических протезов. У воинов фантастического боевика странный выбор вооружения. Они бьются с врагами одновременно и копьями, и лазером. 

Герои тоже противоречивы — намеренно или нет, не совсем понятно. Сначала нам показывают, что главный герой верит в Праматерь. А в следующей сцене он напивается в кабаке, по которому ходят обнажённые девушки в кокошниках. Поступил бы так истинно верующий? Хороший вопрос. Возможно, конечно, вера в этой вселенной позволяет подобные грехи или герой просто потерял себя. Ни о чём из этого в первой серии не сказано.

Слушать мультфильм приятно. За кадром играет эпичный фолк, который отлично дополняет картинку и отсылает к прошлому. Правда, и здесь без странностей не обошлось. Киберслав в детстве разговаривает почему-то басом. Озвучивает его Глеб Калюжный. Видимо, создатели надеялись, что звёздное имя поможет продвинуть сериал. К взрослому Киберславу подключается голос Тора в России — Иван Жарков. 

Винегрет из «Смешариков», «Ведьмака» и аниме

сериал Киберслав

кадр из сериала «Киберслав»

Сериал напичкан отсылками к массовой культуре. Мирослава, которая влюблена в Киберслава, словно сбежала из романтического подросткового аниме. От неё ожидаешь фразы «Киберслав, ты бака!» — то есть «Киберслав, ты дурак!» на языке миленьких аниме-девочек. Демон из концовки чем-то напоминает героев из «Отеля Хазбин». Это тоже взрослый мультсериал про демонов, которых пытаются перевоспитать. 

Забавно, что в «Киберславе» каждый видит свои параллели. Робота-опекуна, который сопровождает Мирославу, моя знакомая сравнила с персонажем из «Смешариков». Помните железную няню, которую Пин создаёт по просьбе Кроша? Робот-опекун хоть и не такой жуткий, но тоже слегка агрессивный в своей заботе.

Но больше всего сериал похож на «Ведьмака». Ощущение, что смотришь на отечественную версию Геральта из Ривии, появляется с первых минут. На экране мутант, которого все презирают, а он сражается с чудовищами. Он тоже на службе у правителя. Его тоже сложно назвать однозначно плохим или однозначно хорошим. Это видно уже по первому эпизоду, в котором Киберслав молится и сразу же сильно напивается. В «Киберславе» в центре сюжета детективная история про убийство. В «Ведьмаке» даже вне основного сюжета большинство заданий детективные.

Второй двойник сериала — Warhammer 40000, игра про космических десантников, которые сражаются с силами хаоса. Игра поделилась с сериалом литрами крови и стремлением к гигантизму: чем важнее персонаж, тем он крупнее. В Warhammer 40000 больше политики, но там для сюжета тоже важна религия.

При этом в «Киберславе» просматриваются классические тропы русских сказок. Их интересно угадывать. Возможно, демон, которого мы видим в конце серии, станет героем-проводником и будет сопровождать главного героя. По канонам русской сказки князя, возможно, придётся убить, а Мирослава выберется из заточения робота-опекуна (или умрёт). Так ли это, покажут новые серии. Но график их выхода до сих пор неизвестен.

Мешанина из отсылок ощущается как огромное желание «Киберслава» доказать, что он — достойный российский проект.

Не всегда оправданное насилие и несамостоятельные героини

сериал Киберслав

кадр из сериала «Киберслав»

Как легко привлечь аудиторию и впечатлить её? Конечно, насилием, обнажёнными телами и ругательствами. В «Киберславе» их полно.

С одной стороны, неудивительно. У киберпанк-историй почти всегда «взрослый» рейтинг. В большинстве случаев они рассказывают о том, как в мире развитых технологий у людей пропадают моральные ценности. Например, в самом популярном массовом продукте этого жанра, игре Cyberpunk 2077, почти все квесты связаны с убийствами и насилием. Чего стоит квест про буддийских монахов, которым насильно отрезали части тела и ставили импланты. 

Другое дело, что в «Киберславе» есть и оправданные, и неоправданные сцены насилия. В начале серии князь Драгомир лишается руки. На него покушается лесная нечисть, но в последний миг на помощь приходит юный Киберслав. Теперь у Драгомира кибернетический протез, который напоминает ему о долге перед Киберславом. Эта травма работает на характер и раскрывает героя. Точно так же нам неспроста показывают, что у Мирославы дыра в груди, а сердце ей заменяет механизм. Из-за этого увечья девочка подвергается травле. 

Но во второй половине эпизода мы видим погоню за окровавленным живым трупом, из которого торчит железный скелет. Это экшен, «аттракцион», где женское тело бесконечно разрезают и взрывают. Его главная задача — показать насилие ради насилия.

Там, где допустима бессмысленная жестокость, уже сложно удержаться от неоправданного изображения голых тел. 

Обнажённые женские тела эксплуатируют ради зрелищности. У женщин нет самостоятельных независимых линий. 

Голые женщины появляются как массовка кабака, где мы впервые видим отрицательные черты главного героя. За трупом обнажённой женщины Киберслав охотится в конце серии. Тело здесь — просто объект.

Не объективируют здесь только любовь главного героя, Мирославу. Даже когда она показывает ему дыру в груди, это считывается без сексуального подтекста. Мирослава настолько наивна, что открывает своё сердце Киберславу во всех смыслах. Как царевна из русских сказок, она недоступна и находится в условном заточении. То ли из-за травмы, то ли из-за княжеского происхождения её держат под гиперопекой. 

Так же как и обнажёнка, ругательства в сериале работают не всегда. Помимо старомодных крепких слов, есть специфические типа «чтобы тебе дети в кашу н**, демон». Они вызывают не то неловкую улыбку, не то тяжёлое ощущение кринжа.

В российской анимации не так часто встречается взрослый рейтинг, особенно если это продукт, рассчитанный на широкую аудиторию. Возможно, именно ставка на жестокость и привлекла внимание к проекту. Люди привыкли к жестокости в жизни и ждут её в мультипликации, особенно отечественной.

Красивая, но не очень качественная анимация

сериал Киберслав

кадр из сериала «Киберслав»

При том что проект готовился к выходу не один год, анимация могла бы быть и лучше. Сериал технически слабоват. Впечатление портят дёрганая картинка, застывшие движения, криво прорисованные герои на заднем плане. По словам режиссёра Стаса Дмитриева, команда художников смешала каноны французской и японской анимационных школ. Во французской анимации персонажи активно жестикулируют и много двигаются. А в японской, наоборот, важнее статика и детальная прорисовка. Итог печален — соединить качественную покадровую прорисовку с отличной динамикой у команды не вышло. Так что главный герой в момент бега иногда застывает в воздухе. 

Однако на уровне деталей смотреть работу интересно: надписи на заборах, элементы внутреннего убранства и ярмарки. Работа со светом в мультфильме чудесная — неоновые иконы, вывески, стены царского дворца. Именно свечение создаёт новую кибернетическую вселенную «Киберслава».

Что в итоге

Сериал развлекает и захватывает внимание. И кажется, это его главная задача. «Киберслав» красуется перед зрителем как мальчик переходного возраста. Он хочет, чтобы его заметил каждый. Неважно, какой будет реакция: восхищение или назидательный бубнёж про мораль. Ради этого авторы жонглируют стереотипами о Древней Руси, собирают букет из поп-культурных клише и эксплуатируют наготу.

Однако сериал заставляет задуматься. О том, что, оказывается, и несовместимое можно совместить. О том, как зритель привык к насилию на экране. Не просто привык, а жаждет его и радуется, что отечественные аниматоры наконец-то смогли сделать продукт «взрослого» рейтинга.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий