30 ноября «Кинопоиск» показал финальные эпизоды сериала Владимира Мирзоева «Преступление и наказание». Зрители разделились на два лагеря. Кто-то считает проект выдающейся и необычной интерпретацией злоключений Раскольникова. А кто-то — крайне слабой экранизацией книги Достоевского. Разбираемся, насколько правы те и другие.
О чём новый сериал «Преступление и наказание»
В основу сценария лёг знаменитый роман Фёдора Достоевского. Действие разворачивается в современном Петербурге. Бывший студент юридического факультета Родион Раскольников (Иван Янковский) прозябает в нищете. Однажды ему в голову приходит страшная идея. Если он убьёт пожилую микрокредиторшу, то не сделает ничего плохого. Жизнь этой женщины ничтожна и бессмысленна. А на взятые у неё деньги он спасёт десятки других жизней! В конце концов, все люди делятся на дрожащих тварей и тех, кто способен на великое. Так считает Раскольников. Кажется, сам он из второй категории.
Однако, совершив убийство, герой терзается, начинает сомневаться в своей же теории и медленно сходит с ума. Сестра Родиона Дуня (Любовь Аксёнова) собирается замуж без любви, и Раскольников винит в этом себя. Его рассудок пытается спасти проституированная девушка Соня Мармеладова (Алёна Михайлова). Тем временем проницательный следователь Порфирий Петрович (Владимир Мишуков) хочет вывести убийцу на чистосердечное признание.
Постановкой занимался театральный режиссёр Владимир Мирзоев. Массовому зрителю он известен по мистическому сериалу «Топи». Кроме «Топей», Мирзоев также снимал исторические проекты. Среди них — фильмы и о давно минувших событиях («Борис Годунов»), и о совсем недавних («Её звали Муму»). Сценарий сериала написала дочь режиссёра Анастасия Мирзоева.
Почему новый сериал «Преступление и наказание» — неудачный эксперимент
Он разговаривает со зрителем на устаревшем языке
Хотя действие и происходит в современной России, речь с экрана звучит в основном архаичная. Монологи и диалоги объёмны, будто читаете роман. Свидригайловы обитают в сибирском «поместье». Персонал, помогающий по дому, называют «прислугой». Главный герой старомодно представляется: «Раскольников, студент». То и дело мелькают слова «благороднейший» и «благодетель», а уголовные преступления караются «каторгой», словно XIX век и впрямь не закончился.
Под стать диалогам — сеттинг сериала. Раскольников живёт в очень «достоевской» каморке с унылыми голыми стенами и подобием окна. Комната Мармеладовых в коммуналке тоже знала лучшие времена. Тусклое освещение, ни намёка на телефон или телевизор, медные тазы для купания. Герои носят ретроодежду. Неброские платья с длинными юбками у Сони и Катерины Мармеладовых, цветистый пеньюар в пол у хозяйки раскольниковской квартиры. Если забыть, что за окном XXI век, выглядит почти аутентично. Впрочем, смартфоны и интернет в этой системе координат тоже иногда появляются. И даже декольте с короткими юбками и высокими каблуками.
Неудивительно, что нарочитая, чуть не буквальная близость к первоисточнику в сочетании с современными лицами зрителя не порадовала. Из всего этого вышел бы ладный спектакль. Но создатели переносят его на экран и выдают за сериал.
В духе классической театральной школы Мирзоев выбирает неповоротливый язык. Нагружает утомительными рассуждениями — монологами длиной в пять минут. Заставляет актёров выдавать психологизм — вымученный и не совсем естественный. Театральный зритель такие фокусы простит. Кинозрителю они приелись. Психологизм и монологи о душевных терзаниях он видел, скажем, в канонической советской экранизации 1969 года. Или в российском сериале 2007 года. Кинозрителя пространные речи утомили, да и время их ушло. Ему хочется чего-то покороче и посовременнее. Замени авторы диалоги с монологами, например, языком тела (раз уж играем в театр) — была бы совсем иная история. Не факт, что удачнее, но хотя бы свежее. Другое дело, это сразу увело бы сериал в сторону андеграунда. А продать андеграундный сериал крупному российскому стримингу не выйдет.
В сериале много элементов, которые перегружают повествование
Достоевский мастерски создавал системы персонажей, искусно переплетал большое количество сюжетных линий. Не зря его считали не только блестящим психологом, но и отличным детективом. Авторы сериала добавляют в сюжет несколько персонажей и путают карты. Кто-то мёртв уже в начале истории, кого-то убивают позднее, кто-то заканчивает жизнь самоубийством. Объяснения этим смертям не дают. Более того, добавочные линии порой не развиваются и обрываются на полуслове.
Здесь «переписывают» привычные характеры, и это тоже сбивает с толку. Интересная метаморфоза происходит с другом Раскольникова Разумихиным. В сериале он не голос разума, простоватый добряк — любитель трактиров, а неразборчивый в связях человек. Разумихин посещает бордели, спит с Соней и с хозяйкой квартиры Прасковьей Павловной. Допустим, в искусстве нет рамок и художник не обязан следовать букве первоисточника. Однако беспорядочный секс не очень вяжется с чистой любовью героя к Дуне. Уж очень резок переход от одного к другому. Остаётся гадать, что произошло с Разумихиным. Возможно, нам хотели показать, что тот живёт чувствами? Довести этот образ до абсурда? Не зря приятель Разумихина характеризует его ёмким словом «потаскун».
Самым громоздким в истории остаётся то, как Мирзоев обходится с подсознанием Раскольникова. Точнее, с тёмной его частью. Той, что «право имеет».
Тьма разговаривает с нами сновидениями, разговаривает через камеру, которой герой поверяет безумные идеи. И, как будто этого мало, всюду за ним следует некая Тень. Беспринципная гедонистка, уверенная в собственном превосходстве, Тень попеременно навещает нескольких персонажей. Но чаще всего околачивается возле Раскольникова. Очевидно, все эти приёмы нужны, чтобы избежать длиннющих закадровых рассуждений героя. И выглядят они куда живее, чем простой текст от первого лица. За это, безусловно, спасибо. Однако это многообразие утомляет.
Создатели сделали ставку на сложные метафоры «не для всех»
Визуальные образы у Мирзоева рассчитаны на кого угодно, но точно не на массового зрителя. Режиссёр явно увлёкся цитированием. Соня плачет кровью, как Мадонна. Приятель Раскольникова возлежит в ванне, точь-в-точь как на картине Давида. А во снах героя оживают библейские сюжеты вроде воскрешения Лазаря. Если с некоторыми цитатами худо-бедно можно разобраться (а некоторые нам милосердно разжёвывают), иные разгадке поддаются плохо. В круговерти мясных туш, хромых собак, окровавленных белых лошадей, оживших покойников и кошачьих чучел легко потеряться. Не успевает зритель расшифровать, что за символизм авторы запихнули в сцену, ему спешно показывают новую. А в параллелях между снами-галлюцинациями Раскольникова и БДСМ-сценами из борделя можно и не заметить отсылок к сложному абьюзивному детству Родиона.
Мешает и очень театральный язык, которому Мирзоев верен до самого конца. Катерина Мармеладова на поминках по мужу в странном платье невесты и тёмных очках, конечно, эффектна. Как и её горячечные речи о «благодетеле-князе Раскольникове». Но зрителю перед экраном чужда и непонятна. «Что за ерунда? — скажет зритель, — включил сериал, а попал то ли на спектакль, то ли на мудрёный артхаусный фильм». И винить его в этом не получается.
Что хорошего в новом сериале «Преступление и наказание»
С нами говорят о вечном
Излюбленные темы Фёдора Михайловича — о человечности, добре и зле — раскрываются сполна. Муки совести у одних и отсутствие таковых у других, всепрощающая фигура Мадонны под видом Сони Мармеладовой, искушение золотым тельцом, одержимость великой идеей. Это вопросы на века.
И всё же видно, что одержимость идеей волнует Мирзоева чуть больше. Режиссёр всегда живо интересовался тем, что происходит в стране и мире, и добавлял в фильмы свежие смыслы. В «Преступлении и наказании» он неспроста акцентирует: по-настоящему страшны не те, кто совершает убийства ради денег. Злодеяния во имя некой идеи — вот что разрушает душу. Кто понял, тот понял.
Необычная концовка, которой не было в романе
Книга заканчивается чистосердечным признанием Раскольникова, каторгой и возрождением к новой жизни — благодаря любви Сони. Сериал условно счастливого финала не предлагает. С каждой минутой последнего эпизода растёт уверенность, что это крепко связано с сегодняшним днём.
Вероятно, для Мирзоева такая концовка — что-то личное. Тона у неё крайне мрачные, в них нет ни возрождения, ни надежды на счастье. Таков срез ужасного времени, когда рефлексирующие люди не выносят чувства вины, а другие преспокойно себе живут. Как живёт, например, Лужин, которому лучше всего подходит эпитет «мразь».
Удачный каст
Несмотря на режиссёрские просчёты, актёры сделали для персонажей всё что могли. Всеобщий любимец Иван Янковский и сыгравший Разумихина Тихон Жизневский («Майор Гром») показали замечательную дружескую химию. И это несмотря на то, что образ Разумихина выглядит смазанным.
Особенно хорошо вышли мерзавцы. Владислав Абашин («Завод» Юрия Быкова) пугает в роли Свидригайлова, человека развращённого и невольно страдающего от своих же пороков. Никита Тарасов («Монах и бес») прекрасен в роли мелочного эгоиста Лужина.
Надо отдать должное и звезде «Чик» Алёне Михайловой в роли Сони — тихой, сильной, мудрой и кроткой. В отличие от мужских персонажей, Соне много говорить не дают (женщины в текстах Достоевского вообще больше молчат). Но нельзя сказать, что её характер отодвинули на второй план. Создатели всё же подошли к нему с вниманием. Героиню до первого похода в бордель сыграла другая актриса, юная Диана Енакаева. После первой ночи с клиентом она превратилась в Михайлову — горькое взросление. А всё-таки жаль, что Соня Мармеладова не главное действующее лицо. Ей есть что рассказать миру. Например, о жизни в обществе, которое осуждает проституированных женщин и машет рукой на мужчин — «покупателей». Но это будет уже совсем другое «Преступление и наказание».