Знать
27 ноября

Мужчина — художник, женщина — кухарка: как гендерные стереотипы разделили кухню

Даша Суворова
Даша Суворова
Журналистка.
Изображение
3

Современные женщины готовят в два раза больше мужчин. В каких-то странах этот разрыв больше, в каких-то меньше, но он есть почти везде. Многие по-прежнему говорят, что «место женщины на кухне». При этом условные шашлыки, стейки и высокую кухню считают «не женским делом». Разбираемся, как так вышло и при чём тут патриархат.

Почему женщины готовят больше, но реже работают поварами 

Сначала мама варит молочные кашки и вручает кулёк с бутербродами в школу. Потом бабушка на даче кормит фирменными пирожками всё лето. На все семейные праздники хозяйки собирают невероятные застолья с 1001 салатом, мудрёными закусками и домашними наливками. Казалось бы, на кухне у женщин непререкаемый авторитет. В то же время в советском фильме «Москва слезам не верит», например, прозвучала фраза «шашлык женских рук не терпит». И это убеждение прижилось. Многие и сегодня считают, что женщинам нельзя доверить не только шашлык, но и стейк, барбекю или плов. Якобы эти блюда получаются «настоящими» только когда их готовит мужчина (какую роль в готовке играет набор хромосом, никто при этом не объясняет).

В ресторанной индустрии сексизма вокруг готовки тоже хватает. Если верить некоторым исследователям, сферу высокой кухни мужчины захватили в 90-х. И сразу постарались придать ей флёр эксклюзивности. В итоге профессия повара стала чем-то творческим, почти искусством — в отличие от рутинной бытовой готовки. И как-то так вышло, что женщины остались за бортом профессиональных кухонь, кулинарных школ и творческих объединений. 

Сегодня женщин шеф-поваров по-прежнему меньше, чем мужчин. Например, в Ирландии в 2021 году женщины составляли лишь треть всех шефов страны. А в США в 2022 году шефами были всего 25% женщин. Почему так происходит, однозначно никто не говорит. Зато известно, что женщины-повара сталкиваются с кучей трудностей на работе. Среди них — недоверие к их профессионализму, домогательства коллег, дискриминация, нехватка опытных наставниц. Плюс многим банально тяжело совмещать ненормированный график (работу допоздна и по выходным) и семейную жизнь. 

В последние годы контент про готовку наводнил все медиа. С одной стороны — ролики trad wife с их невероятными рецептами в духе «готовлю жвачку и кукурузные хлопья с нуля». С другой — полуголые мужчины-инфлюенсеры, которые недвусмысленно гладят куриные грудки, пенетрируют авокадо пальцами и шлёпают тесто в погоне за лайками и подписчиками. Кому-то их видео кажутся глупыми и отвратительными. Но многие набирают миллионы просмотров (а значит, спрос на такой контент есть).

Кажется, что пол и еда всегда как-то неизбежно связаны. При этом в глазах общества для женщины готовка — базовый навык, который входит чуть ли не в заводские настройки. А готовящий даже простую яичницу мужчина — повод для удивления и восторженных комментариев. Возможно, какую-то роль во всём этом сыграла история. 

Готовка для женщин: обязанность и орудие власти

Если погуглить запрос feminist food research, можно обнаружить, что тема еды, кулинарии и феминизма довольно волнительная. Так, долгое время учёные считали, что первый способ кулинарной обработки (жарку на огне) открыли мужчины. Якобы они случайно уронили кусок мяса в костёр и поняли, что так оно стало вкуснее.

Но современные фем-исследовательницы убеждены: готовку придумали не мужчины-охотники, а женщины-собирательницы.

Они изобрели кастрюли и сковороды и додумались использовать горячие камни, чтобы разогревать еду. 

Традиции вокруг еды и её приготовления различались в разных эпохах и уголках земли. В древней Месопотамии мужчина был «добытчиком» — обеспечивал дом зерном. Задачей женщины было смолоть из зерна муку, испечь хлеб и приготовить обед на семью. «Хорошая» жена всегда была умелой поварихой. В древнем Вавилоне женщины пекли и варили не только дома. В вавилонском словаре среди женских профессий есть пекарь и хозяйка пивоварни (это ремесло было особенно популярным). А в Древней Греции женщин, наоборот, не пускали на кухню. Греки считали, что их вообще стоит держать подальше от еды: мол, у них такой безудержный аппетит, что они могут разорить хозяйство. Для готовки (а заодно и разделки мяса) нанимали специального работника — магейрос. В его же обязанности входила торговля мясом на рынке.

В средневековой Европе женщин ассоциировали скорее с приготовлением и сервировкой пищи, чем с её поеданием. Тогда было принято, что мужчины едят, а женщины готовят и обслуживают. В летописях описывали средневековые банкеты, на которых женщины наблюдали с балконов за тем, как мужчинам подают кулинарные шедевры. 

Парадокс в том, что при этом еда была чуть ли не единственным источником власти, которым распоряжались именно женщины. Деньги и имущество контролировали их мужья, отцы и братья.

Возможно, поэтому мужчины часто боялись, что им в блюдо подмешают какое-нибудь зелье, которое лишит их «мужской силы». Женщины могли раздавать семейные припасы бедным и даже использовали еду как рычаг давления. Девочки-подростки специально голодали и становились настолько измождёнными, что родители просто не могли удачно выдать их замуж против воли. Еда и готовка (как и отказ от них) давали женщинам крохи свободы, которой они были лишены.

В индустриальную эру гендерное разделение готовки только усилилось. В викторианской Англии вовсю идеализировали идею домашнего очага — места, где уютно мужу и детям. Создавать этот уют (в том числе с помощью вкусной домашней еды) должна была женщина. Если мужчина работал, приносил деньги в дом и защищал семью, она была идеальной беспрекословной домохозяйкой — «Ангелом в доме». 

Мужчины указывали женщинам, как они должны кормить своих детей, мужей и отцов. В ходу были разные (и порой странные) поверья о еде. В Европе XVIII века считали, что некоторые продукты — например, пряности — могут побуждать к мастурбации. Это занятие считали не только греховным, но и опасным для здоровья. Поэтому матерям советовали особенно осторожно кормить подрастающих дочерей. Плюс в это же время все вдруг решили, что мужчинам «свойственна агрессивность», поэтому им надо есть красное мясо. А женщины — эфемерные утончённые создания, которым для сытости хватит «чашки чая и тарелки сплетен». В любом случае именно женщины, а не мужчины, стали по-настоящему одержимы питанием и готовкой.

При всём при этом имена женщин не появлялись в кулинарных книгах. И только в XVIII веке в письменных источниках наконец стали писать, что они готовят за пределами дома. Окончательно женщины вышли из тени уже в XIX веке: тогда появились первые авторки кулинарных статей. А вот первые кулинарные книги мужчин появились позднее — лишь в начале XX века.

«Высокая кухня» — для мужчин, рутинная готовка — для женщин

Кулинарная иерархия — разделение кухни на «высокую» для знати и простую домашнюю для бедняков — появилась в Древнем Египте. Сама «высокая» кухня возникла, когда повара-мужчины стали заимствовать и переосмыслять народные рецепты, которые веками пересказывали друг другу женщины. Блюда для аристократов всячески улучшали — например, добавляли туда дорогие заморские специи и больше продуктов животного происхождения. При этом саму основу блюда могли когда-то придумать женщины, но в массовом сознании за ними закрепили повседневную готовку. А за мужчинами — «высокую» изысканную кухню. Так было и во времена фараонов, и в Средние века. 

Один из примеров таких кулинарных заимствований — знаменитый французский десерт «блинчики Сюзетты». По одной из версий, его изобрёл повар королевской семьи Анри Шарпентье. Он придумал новый соус для блинчиков, взяв за основу простой апельсиновый соус своей приёмной матери-крестьянки, которая «была великолепной кухаркой, несмотря на бедность». 

Ещё один пример описала английская писательница Элизабет Дэвид. По её словам, один из самых известных французских шефов Огюст Эскофье всегда с ностальгией вспоминал простые крестьянские блюда, которые готовила его мать. Однажды он взял традиционный рецепт картошки с артишоками, чесноком и оливковым маслом и усовершенствовал его для парижских гурманов: заменил чеснок дорогими трюфелями, а оливковое масло — сливочным. Позднее он добавил к своему творению жаркое из ягнёнка (опять же, переосмысленную версию) и опубликовал рецепт в книге. 

Это лишь единичные примеры, когда известные шефы вдохновлялись домашними «женскими» блюдами. Вот только на страницы истории женщины в итоге не попали.

А мужчины приложили немало усилий к тому, чтобы дистанцировать своё «возвышенное» поварское искусство от «низменной» готовки домохозяек. 

Широко известная сегодня haute cuisine (высокая кухня) зародилась во Франции. В XIX веке многие женщины ездили туда, чтобы обучиться поварскому делу. В Англии им даже удавалось найти работу в домах зажиточных семей и небольших ресторанчиках. Но в элитных заведениях предпочтение всё равно отдавали поварам-мужчинам. Один французский издатель и публицист даже отметил, что нанимать женщину-повара вместо мужчины — это «ложная экономия». Всё потому, что женщина, никогда не сможет проявить на кухне столько изобретательности и сделать стол таким же привлекательным и затейливым, как шеф-мужчина. И такие шовинистические стереотипы разделяли многие. Они перекочевали и в современность.

Почему женщинам до сих пор трудно готовить

Сегодня готовка так и не стала гендерно нейтральным занятием. У женщин появилось чуть больше возможностей отказаться от готовки (и то не везде), но практически по всему миру они по-прежнему кормят всю семью после восьмичасового рабочего дня. Готовящих мужчин стало чуть больше, чем в 1970-х. Например, есть исследования о том, что некоторые мужчины берут на себя домашние обязанности, когда жена серьёзно заболевает. Плюс где-то мужчины стали чаще готовить после пандемии COVID-19. Но это скорее единичные примеры, чем общая картина.

Для женщин, особенно из среднего класса и из развивающихся стран, готовка осталась повинностью. Для мужчин она стала творчеством и престижным способом заработка. Тут можно вспомнить и профессиональных шефов из мишленовских ресторанов, где женщины всё ещё сталкиваются со стеклянным потолком и низкими зарплатами, и популярных фуд-блогеров, контентом которых все восхищаются. 

К готовящим женщинам всё ещё относятся как будто бы снисходительно. Известный французский шеф-повар Поль Бокюз хвалил еду своей матери, но отметил, что «как и всем женщинам, ей не хватало воображения, необходимого для подлинного творчества». Он же говорил, что место женщины — в постели, а не на профессиональной кухне. 

На интернет-форумах высказывают похожие идеи. Мол, для работы в ресторанной индустрии нужны «мужские» качества, которых нет у большинства женщин: сила, выносливость, стрессоустойчивость. Женщине слишком тяжело проводить на ногах по восемь часов, выслушивать претензии и жёсткие приказы (как будто работа в офисе чем-то отличается). Плюс они могут обжечь свои хрупкие руки о раскалённую плиту или порезаться ножом для мяса. Им приходится чаще брать отгулы, они срываются и плачут сидя в углу. В целом их психика и тело не справляются с тяжёлой работой шеф-повара. Но ничего страшного, продолжает один из комментаторов: из женщин зато получаются неплохие кондитеры. Просто нужно смириться с биологическим превосходством мужчин.

Неизвестно, сколько ещё времени должно пройти, чтобы к женщинам-шефам хотя бы начали относиться адекватнее. Не говоря уже о реальных переменах с зарплатами, вакансиями и вообще рынком труда.

Комментарии
Дарья Полещикова
27.11.24 10:51
Спасибо за это огромное исследование! Очень увлекательно! В моей семье и мама, и папа классно готовили и никогда не считали это «не мужским делом». Но и тут гендерные стандарты отложили отпечаток. Всё же мама готовила чаще, для неё это была рутина. А для папы — творчество и удовольствие.
Виктория Анистратова
27.11.24 11:25
Мама показала мне, как мариновать мясо, а отец - как его жарить. Оба теперь не нарадуются, что я кайфую, готовя шашлык, а они могут своими делами заняться и не караулить мангал. Разбиваем советские стереотипы 💪🏼
Елена Грицун
27.11.24 18:31
Хм, у меня в семье хорошо готовят все: бабушка всю жизнь проработала поваром в столовой, дед просто любил готовить, мама готовить ненавидит, но умеет, папа тоже работал какое-то время поваром и готовить любил. Да, у нас был стереотип про шашлыки. Но вот что женщины, мол, готовят хуже или не так изящно - нет.