В реальной жизни женщины редко становятся политическими лидерами. Сериал «Режим» предлагает представить обратную ситуацию. По сюжету героиня Кейт Уинслет деспотично управляет вымышленной страной. Панически боясь потерять власть, канцлерша медленно сходит с ума. Саша Подольникова посмотрела вышедшие серии и рассказывает о плюсах и минусах проекта.
О чём сериал «Режим»
Елена Вернэм — канцлерша маленькой вымышленной страны в центральной Европе. Семь лет назад она пришла к власти, сменив прежнего канцлера-радикала. Обещая народу свободу и процветание, Елена постепенно сама превратилась в диктатора.
С финансами в стране не очень: рабочие заводов недовольны условиями труда, а бюджет напрямую зависит от экспорта полезных ископаемых на Запад. Все бунты подавляют специальные силовые структуры.
Управлять страной как следует Елене мешает панический страх грязного воздуха. После смерти отца от болезни лёгких канцлерша боится плесени и заставляет подчинённых бесконечно убирать дворец. За ней всюду следует ассистент, замеряющий уровень влажности. Однажды на эту должность приходит бывший солдат-силовик Герберт Зубак. Раньше он служил в отряде, известном особой жестокостью. Зубак убеждает Елену, что её министры в сговоре с иностранными агентами и хотят краха страны. Канцлерша выгоняет членов правительства и демонстративно разрывает связи с Западом. Это больно бьёт по экономике, среди жителей растут протестные настроения. В попытке удержать власть Елена отправляет в тюрьму оппозиционного лидера, но страна уже погрузилась в хаос.
Шоураннером проекта стал Уилл Трейси, известный своей работой над культовыми «Наследниками» — историей о борьбе за власть, больших деньгах и больших амбициях внутри семьи миллиардера. По словам Трейси, чтобы написать образ Елены, он изучал биографии диктаторов восточных и западных стран, их заблуждения, страхи и опьянение властью.
Главную роль исполнила Кейт Уинслет. Компанию ей на съёмочной площадке составили бельгиец Мартин Схунац (он сыграл Герберта Зубака) и Хью Грант (снялся в роли оппозиционного политика). Грант и Уинслет уже работали вместе: в 1995 они появились в экранизации романа Джейн Остин «Чувство и чувствительность».
Из чего складывается образ канцлерши в сериале «Режим»
Она упрямо держится за прошлое и игнорирует настоящее
У Елены болезненная фиксация на давно прошедших событиях. В своих регулярных обращениях к народу она то и дело вспоминает о том, через что пришлось пройти стране. Одним из главных государственных праздников считается День победы. В этот день семь лет назад свергли и отправили на пенсию бывшего диктатора. Именно Дню победы посвящён пилотный эпизод сериала.
Что об этой одержимости думают авторы, понять несложно. Нам показывают, как героиня хранит в прозрачном саркофаге труп отца. Он уже пошёл пятнами, но предавать его земле Елена не спешит. Ей тяжело расставаться с умершим — как и со своим креслом канцлера. Словом, символизм разлагающегося тела очевиден — возможно, даже слишком.
Пока мысли Елены заняты прошлым, настоящее её будто бы не заботит. Она не принимает всерьёз протесты рабочих и предпочитает называть их эпизодическим недоразумением. Дыры в государственном бюджете, о которых настойчиво говорят министры, тоже не особо волнуют героиню. Встречи с правительством и вовсе вызывают у неё раздражение. «Брифинги должны быть… покороче», — отрезает канцлерша на попытку ей возразить. Ей явно не до нужд своего народа. В те редкие моменты, когда она не думает о прошлом, Елена маниакально переживает о своём здоровье.
Она подавляет народ, но уверяет, что страна свободна
В лучших традициях тиранов канцлерша подчиняет себе граждан. Речь не только о репрессиях в отношении оппозиции. По указу Елены государство имеет доступ к персональным данным каждого. Граждане живут под неусыпным контролем властей — а те оправдывают его «заботой о безопасности».
Извне такая ситуация кажется чем-то диким. «Разве это правильно?» — изумлённо вопрошает на интервью зарубежный журналист. Его мягко успокаивают: у нас всё ещё демократия. Елене жизненно важно убедить в этом богатые западные страны. Если кто-то усомнится, что её страна свободна, инвестиции могут прекратиться. Поэтому в ход идут всевозможные хитрости: и неофициальные переговоры за банкетным столом, и даже исполнение канцлершей со сцены трогательной песни. Елена поёт вместе с мужем. Да, их брак для неё — формальность, но ей нужно продемонстрировать делегатам из Америки приятную картинку.
Она боится быть смешной
Елена зациклена на собственном образе. Главный её страх (после страха подхватить заражение плесенью) — показаться смешной. Героиня проговаривает это прямо. Она не потерпит глупых и вульгарных нарядов или… рыбы в банкетном меню. Рыба — это слишком травоядно, настоящие лидеры едят мясо! Разумеется, эффект получается обратным, как и положено сатире. Здесь надо отдать должное мастерству Кейт Уинслет, которой нужно было играть эти сцены с серьёзным лицом.
Она помешана на безопасности
Канцлерша ужасно мнительна. Неизвестно, действительно ли она рискует заразиться грибком и умереть от болезни лёгких или это лишь фобия. Елена позволяет страху собой командовать. Не входит в помещение без замера влажности, не позволяет подчинённым дышать в свою сторону и не здоровается с гостями за руку. В какой-то момент она вовсе перестаёт покидать дворец и появляться на людях. Кажется, авторы «Режима» вдохновились политиками, которые в разгар пандемии коронавируса поступали примерно так же.
Она подвержена манипуляциям
С появлением в жизни Елены Зубака её и без того шаткая связь с реальностью стремительно слабеет. И вот канцлерша уже верит, что кругом одни враги, и вызывающе себя ведёт с приехавшей с визитом представительницей США. Во дворце происходит раскол, и попавшие в немилость подчинённые шепчутся: «Она сошла с ума». Как иначе объяснить эти причуды? А то, что Елена, бывший врач, стараниями Зубака теперь презирает традиционные лекарства и перешла на гомеопатию? Последний пример кажется абсурдным, но задача любой сатиры — подсветить абсурдную логику, по которой живут люди.
Проблемы сериала «Режим»
Странный микс сатиры и сверхъестественного
Вероятно, Зубак сыграет в истории роковую роль. Как и то, что герой нравится Елене романтически и, скорее всего, сексуально. Однако неясно, зачем их отношениям «сверхъестественный» контекст. В какой-то момент они начинают видеть друг друга во снах — и сны у них одни на двоих. Неужели это способ показать, что даже диктаторам не чуждо человеческое и что ими можно манипулировать с помощью секса? Но в таком случае мистика необязательна. Или Зубак — не шарлатан, а некий сверхразум, который способен воздействовать на кого угодно?
Смешивать жанры может быть хорошей идеей — лишь бы это смешение работало. Например, в сериале «Загрузка» удачно сочетаются и сменяют друг друга лавстори, сатира и антиутопия: авторы шутя предлагают посмотреть, куда завёл человечество технический прогресс. Там жанровый микс полностью оправдан. Зрителю чётко дают понять, для чего нужны комедийные элементы, над чем смеяться, а над чем плакать. «Режим» же пытается быть всем и сразу и поэтому вызывает недоумение. Остаётся надеяться, что в следующих сериях нам как-то объяснят этот странный гибрид. Хотя позади уже треть сезона (всего в мини-сериале шесть эпизодов).
Беззубые шутки
Несмотря на довольно жёсткий сюжет, диалоги «грешат» какой-то совсем не сатирической мягкостью. Когда смотришь сериал такого жанра, ждёшь как минимум острых и злых шуток в духе тех, что были в «Наследниках». Вместо этого герои перебиваются фразами вроде ироничной «да, мой фюрер» (кажется, ей вот-вот исполнится сто лет) или высокопарной «салат из червей по имени бюрократия». Если уж делать политическую сатиру, то злую и актуальную — иначе какой в ней смысл?
Странно, там же есть интимные координаторы, разве они не следят за этим? Зачем они тогда нужны? И что с подобными скандалами в России?
Знаменитости поддержали Блейк Лайвли на фоне её иска к Джастину Бальдони. На сторону актрисы встала автор «Всё закончится на нас»Могу написать одно, надеюсь в России голос девушек будет также громок и справедлив как и в Париже. Радостно и сочувственно смотреть, как люди становятся вершителями порядка и логики !
Французские феминистки добились отмены показа фильма «Последнее танго в Париже»Да да да и еще раз да! Нежно люблю Рона. Как раз за его не идеальность, непосредственность. За то что он ребенок- как есть- не обремененный судьбоносным пророчеством, живущий свою жизнь, принимающий самостоятельные решения и никем не управляемый . Он самый обычный. Иногда он боится, иногда завидует- как все мы. У него прекрасное чувство юмора . А эмоциональный интеллект- такой же как у большинства мальчиков его возраста- как мать двух оболтусов говорю. И это- дело наживное- что мы тоже видим. В книге прекрасная сцена- в финальной битве заботится о домовиках. И среди всех героев он взрослеет и растет больше всех - потому что рос в любви и даже не представлял как жесток и опасен может быть мир- ему нужно было переосмыслить гораздо больше
Скажи непопулярное мнение и беги: Рон Уизли — классный парень