1 октября 2021 года Netflix выпустил сериал Maid, или «Уборщица: история матери-одиночки». Проект получил оценку 95% на сайте Rotten Tomatoes, а также положительные оценки от критиков IndieWire и Rolling Stone. Наш редактор Вика Анистратова посмотрела сериал и считает, что он стоит внимания. Особенно для тех, кто уверен, что жертва абьюза «сама виновата».
О чём сериал
Алекс казалось, что она вполне довольна своей жизнью. У неё был маленький уютный трейлер, лес как из сказки, любимый человек по имени Шон и ещё более любимая двухлетняя дочь Медди. Но однажды пьяный Шон разбивает кулаком стену рядом с головой Алекс. В страхе девушка посреди ночи убегает вместе с дочерью подальше от озлобленного бойфренда.
У Алекс нет ни сбережений, ни образования. Чтобы обрести независимость от Шона, прокормить Медди и обеспечить ей будущее, Алекс устраивается работать уборщицей. Ей буквально приходится сводить концы с концами, но она и Медди счастливы вдвоём. Пока не объявляется Шон, который намерен вернуть обратно дочь и свою девушку.
Сюжет по мотивам реальной жизни
Сериал «Уборщица» снят по книге Стефани Ленд «Уборщица: тяжёлая работа, низкая зарплата и материнская воля к жизни». Книга во многом основана на реальной жизни Стефани. Когда ей было чуть 20 лет, она стала матерью-одиночкой и работала уборщицей, чтобы прокормить себя и ребёнка. Несколько лет Стефани провела, живя за чертой бедности. Кое-как выжить ей помогали многочисленные программы социального обеспечения. Спустя несколько лет работы уборщицей Ленд смогла взять студенческую ссуду. Это помогло ей получить степень бакалавра по английскому языку и творческому письму в Университете Монтаны.
Во время учёбы Стефани стала автором-фрилансером. В 2015 году она написала статью для Vox «Я убирала дома два года. То, что я увидела, побудило меня никогда не желать богатства». В ней Ленд рассказала несколько историй о людях, на которых работала. Конечно, не называя имён и адресов. Вместо этого она характеризовала сами жилища: Порно-дом, Грустный дом. Стефани описывала истории жильцов, и мысли, на которые они её натолкнули.
«Чем больше был дом, тем больше они работали, чтобы себе его позволить, тем больше у них было рецептурных лекарств на полке в ванной. Я поняла, что не хочу покупать дочери модную электронику. Вместо неё мы ходим на пляж и ищем крабов под камнями. Мы проводим дождливые субботы, разгадывая головоломку за 25 центов. Я поклялась, что никогда не куплю дом больше, чем могу убрать сама».
Стеффани Ленд для Vox
Через несколько лет, в 2019 году, статья Ленд выросла в целую книгу-продолжение. Она дебютировала на третьем месте в списке бестселлеров The New York Times.
У сериала по мотивам книги целых шесть режиссёров: каждый поставил одну или несколько серий. Среди них Зинга Стюарт, работавшая над сериалом «И всюду тлеют пожары» с Риз Уизерспун, и Хелен Шейвер, причастная к сериалам «Энн» и «Викинги». А ещё Джон Уэллс, который работал над «Бесстыжими». Сценаристом сериала выступила Молли Смит Мецлер, которая создавала тех же «Бесстыжих» и «Оранжевый — хит сезона». А в списке исполнительных продюсеров — имя Марго Робби. Словом, у сериала практически не было шансов получиться плохим (спойлер: он и правда хороший).
Актёрский состав с большого экрана
Помню те времена, когда актёры большого кино даже не смотрели в сторону сериалов. Считалось, что всё работает наоборот: если проявишь себя в сериале, попадёшь на большой экран и забудешь о многосерийниках. Теперь звёзды большого кино в сериалах — закономерное следствие их популярности.
Главную роль в сериале «Уборщица» исполнила Маргарет Куэлли. Вы можете её помнить по роли девочки-хиппи Киски из фильма Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде». У Маргарет весьма любопытная биография. В 14 лет она ушла из дома, чтобы учиться в школе искусств Северной Каролины. Она стала балериной, но в 16 лет оставила карьеру танцовщицы, чтобы работать моделью. Куэлли позировала для Vogue, Vanity Fair, Interview, участвовала в показах Valentino и Chanel на парижской Неделе моды. В кино Куэлли дебютировала в 2013 году, причём сразу попала к племяннице Софии Копполы Джиа.
Каюсь, я видела Маргарет только в роли Киски и не ожидала, что она способна на такую сильную драматическую роль. Но её Алекс запала мне в сердечко. В один момент она уверенная в себе мать, которая хочет отстоять право опеки над дочерью. Но уже в следующей сцене — испуганная девушка, которая не понимает слов судьи и юриста. Не понимает, почему должна доказывать способность заботиться о дочери. Не понимает, почему ей нужно заполнить тонну бумаг, чтобы получить несколько долларов на еду. Алекс в исполнении Маргарет Куэлли получилась ранимой, озлобленной, обиженной, надеющейся, любящей. Я увидела её рост от запуганной, неопытной девушки без денег и образования до женщины, которая вырывается к свободе и защищает своего ребёнка.
Ник Робинсон, который исполнил роль бойфренда Алекс Шона, тоже был на высоте. Не могу сказать, насколько правдоподобно он сыграл абьюзера. Но его роль увлекала меня весь сериал. В одно мгновение он казался приятным парнем, который боролся с алкозависимостью, мечтал получить профессию и заботился о дочери. Тогда я чуть не присоединилась к друзьям Алекс, которые скандировали: «Ведь он хороший парень, не бросай его». Но была и другая сторона Шона: тихая и зловещая. Она ни во что не ставила Алекс, унижала и оскорбляла её, манипулировала. И эта сторона Шона пугала меня до чёртиков своей внезапностью и некой неотвратимостью. Конечно, я тут же приходила в себя и мысленно кричала героине «Беги!».
Также из интересных имён в касте — звезда фильмов 90-х и нулевых Энди МакДауэлл. Она сыграла роль матери Алекс — беспокойной художницы с биполярным расстройством, которая пытается вырваться из тяжёлых воспоминаний и токсичных отношений. МакДауэлл мастерски переходила от легкомысленной, слегка накуренной матери, которая держит нос по ветру, до одержимой, пугающей женщины. Это мать, которая болеет за дочь, но слишком слаба, чтобы защитить её. Изначально её противопоставляют отцу Алекс: примерному семьянину, истовому христианину, который пытается огородить дочь от всех проблем. Но к финалу всё встаёт на свои места. Первое впечатление обманчиво — и это, пожалуй, главный лейтмотив сериала «Уборщица».
Тихая и жуткая история бесконечного (как казалось) кошмара
«Уборщица», пожалуй, один из лучших сериалов, который я посмотрела за этот год. Здесь очень изящно показана тонкость манипуляции. По моему субъективному мнению, те, кто говорят «почему она не ушла, раз бил», должны посмотреть этот сериал, чтобы наконец понять почему. Абьюзер в сериале — искусный манипулятор. Он постепенно опутывает жертву. Выставляет желание контролировать желанием защищать. Сначала лишает Алекс денег, потом отрывает от семьи, запирает дома, мотивируя это заботой. И вот тогда начинается ужас. И жертве некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Вокруг только страшный, бесконечный лес. А внутри — страх.
Что ещё ужаснее, так это отсутствие поддержки. Алекс трудно получить помощь от правительства, её практически лишают ребёнка из-за бюрократических проволочек. Друзья и родители Алекс нашёптывают, что надо вернуться обратно, всё образуется. Самое страшное, когда свидетель абьюза прямо в лицо говорит Алекс, что ничего не видел. И сама Алекс поначалу не верит, что оказалась в кошмаре. Потом не верит, что в этот кошмар можно добровольно вернуться. А затем — что из него можно выбраться.
Но всё же находятся те, кто протягивает руку помощи. Кто не отворачивается и не уходит. И именно такие люди придают Алекс сил, чтобы вырваться из бесконечного ужаса и обрести свободу. Сериал «Уборщица» доносит важную мысль: чем больше людей поддержит жертву насилия и поверит ей, тем больше будет историй об освобождении.
💖 Любим смотреть сериалы и делиться впечатлениями
3 причины посмотреть мини-сериал «В поисках любви»
Роскошь и секс XIX века: чем так интересен сериал «Бриджертоны»
Сериал «Неортодоксальная»: 5 важных мыслей о семье, религии и свободе
Иллюстрации и обложка: сериал «Уборщица: история матери-одиночки» / Netflix