Речь тут не только про отличные оценки и ночи за учебниками. За пределами школ и университетов страх не оправдать ожидания окружающих может стать серьёзной проблемой. Валерия Чебитько рассказывает свою историю.
У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.
Синдром отличника в жизни
Синдром начал ощутимо мешать мне жить после окончания универа, когда нужно было искать работу. Казалось, я не подхожу ни под одну вакансию: слишком много требований, а у меня ведь ещё нет опыта, поэтому ничего не получится. Если я всё-таки решалась отправить резюме и получала отказ, то несколько дней не могла ничего делать — только плакать.
Самым болезненным было отвечать на вопросы знакомых, куда я устроилась: хотелось выглядеть в их глазах успешной, а не безработной краснодипломницей, живущей на деньги родителей.
Школу я закончила с золотой медалью, университет — с красным дипломом. Мне всегда было стыдно получать плохие оценки, потому что «ну я же не тупая»! Особенно стыдно было, когда, скажем, на уроке физики (у меня с ней были проблемы) зачитывали вслух оценки за контрольную работу и я получала тройку. Весь класс это слышал! Если в университете меня отправляли на пересдачу, а кто-то из тех, кто учился хуже, этот же экзамен сдавал, я чувствовала себя никчёмной.
Обычно после провалов я себя ругала и начинала работать в два раза усерднее, чтобы исправить оценки. Но, к сожалению, отличницей я старалась быть не только в школе или университете, но и за их пределами. Одобрение окружающих — вот что было важно. И ладно бы, если бы речь шла только об одобрении друзей, однокурсников или преподавателей. Но мне было важно выглядеть хорошей даже в глазах случайной женщины со злым лицом в автобусе, которая противным голосом рассуждает, какая наглая и невоспитанная нынче молодёжь. Я-то не такая, я очень воспитанная: и место бабушке уступлю, и извинюсь несколько раз, если на ногу наступлю.
Как-то раз знакомый сказал, что у него складывается впечатление, будто я боюсь сделать что-то неправильно. На самом деле очень боюсь. Настолько, что почти не берусь делать что-то новое, даже если очень хочется. Рассуждаю так: если начинать сейчас, потребуется много времени, чтобы добиться высоких результатов и стать лучшей, и не факт, что всё получится. А я больше всего боюсь провала. В стремлении угодить всем и понравиться каждому перестаёшь слышать себя и упускаешь свои желания.
Синдром отличника лишает способности рисковать. А в жизни много ситуаций, когда невозможно предсказать итог.
Ещё одним последствием такой требовательности к себе стала прокрастинация: я откладываю до последнего дело, в котором не уверена, потому что заранее боюсь, что в итоге ничего не получится. И прежде чем начать что-то делать, несколько раз спрашиваю себя: а что скажут окружающие?
Это самый определяющих «симптом» людей с синдромом отличника — им важно, чтобы их обязательно похвалили, тогда они чувствуют себя нужными и любимыми. Признание и любовь — понятия очень схожие, поэтому они часто подменяются: человек не получает достаточно любви и через признание окружающими своих заслуг этот недостаток восполняет.
Причины
Чаще всего причина в семье: родители много ругают ребёнка, всё время им недовольны, но хвалят, если он получает пятёрки. Логично, что ребёнок стремится делать всё хорошо, чтобы его чаще хвалили. И нередко уносит эту потребность во взрослую жизнь: стремится получить одобрение коллег, начальника, партнёра.
Но бывают случаи, когда на формирование синдрома влияют другие обстоятельства.
Родители меня поддерживали. Мама всегда говорила, что плохая оценка — не самое страшное, что может случиться в жизни. Моими обстоятельствами стали занятия синхронным плаванием.
Сейчас я понимаю, что любой спорт на более-менее профессиональном уровне кому-то может закалить характер, а в ком-то вроде меня поселить кучу комплексов. Мне было 11, мы тренировались по шесть раз в неделю, иногда по два раза в день — до и после уроков. Сначала мне даже нравилось, но всё чаще и чаще тренировки и соревнования превращались в ад. Я всё время была в напряжении и единственная мысль, которая сидела у меня в голове: «главное — не накосячить». Потому что знала, что если покажу плохой результат, меня накажут. Возможно, сначала будут игнорировать, а потом отчитывать перед всей командой.
Однажды перед очень важным выступлением, тренер подошла ко мне и сказала: «Девочки до вас выступали слабо, у нас есть шанс занять приличное место, только попробуй сделать что-то не так». Я тогда выступила хорошо, но до сих пор помню, как тряслась, не хотела выходить на старт и мечтала потерять сознание — всё что угодно, лишь бы выступление отменили. В итоге плавание я бросила, но страх что-то сделать не так остался.
Польза, вред, злость
Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Но только в больших корпорациях, где работа автоматизирована, существуют чёткая структура и понятные правила. Люди с синдромом стремятся жить по правилам, так что такая среда для них комфортна.
С творческими профессиями сложнее: часто приходится рисковать и то, что ты делаешь может вызвать неоднозначную реакцию. Я выбрала профессию журналиста и ощущаю, как синдром мешает мне развиваться: я боюсь браться за сложные или резонансные темы, не откликаюсь на вакансии, где требуют больше, чем просто писать текст, и всегда отслеживаю реакцию людей в интернете на свои публикации.
Знакомая девушка-психолог объяснила мне, что в молодости с синдромом бороться легче, а в более зрелом возрасте — лет в сорок — он может вылиться в экзистенциальный кризис.
Я очень злилась на себя, что не могу жить нормальной жизнью и лишний раз боюсь что-то сделать. Но понимание не помогало решить проблему. В один прекрасный день я так сильно на себя разозлилась, что решила пойти к психологу.
Сеансы мне помогли. Я всё чаще пересиливаю себя и выхожу из зоны комфорта. Ощущения при этом очень необычные — я очень радуюсь, когда справляюсь с чем-то, чего раньше не делала и боялась даже начинать. Но ориентироваться на мнение других я пока не перестала. Хотя иногда мне кажется, что отрицательные оценки всё же стали задевать меня меньше.
Обложка: кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»