Знать
08:00

Система Монтессори: спорная методика для детей с особенностями или универсальная система воспитания?

Сто лет назад Мария Монтессори стала революционеркой в педагогике. Сейчас в мире более 15 тысяч школ Монтессори. Её метод оказал влияние и на обучение детей, и на индустрию развивающих игрушек. Такая популярность не могла не породить недовольства, так что сейчас у метода не только есть сторонники, но и достаточно критиков.

Суть метода Монтессори

Мария Монтессори — итальянский педагог с медицинским образованием — в начале XX века придумала систему обучения детей, которая основывалась не на принуждении к выполнению заданий, а на побуждении к самостоятельности. Её метод состоял в том, чтобы создать для детей среду, в которой они свободны в перемещении и выборе занятий. 

Комфортная среда в понимании Монтессори — это в первую очередь среда, соразмерная ребёнку. Шкафы, открытые полки с игрушками и дидактическим материалом организованы так, что дети могут свободно, без помощи взрослых, брать то, что им необходимо, и возвращать обратно. Предметы соразмерны детским рукам и приятны на ощупь — чтобы с ними ребёнку хотелось взаимодействовать. Правило соразмерности распространялось и на бытовые предметы: лестницы, умывальники, столы, стулья и другие объекты должны были показывать ребёнку, что он находится в своём мире, а не в мире взрослых.

Новый подход сильно отличался от традиционной системы школ, ведь классическая педагогика подразумевала обучение детей в группах и учителя-наставника, который выдавал задания и ставил оценки за их выполнение. В методе Монтессори не было оценок, а учитель выполнял роль посредника между ребёнком и инструментом, который нужен для его развития на конкретном этапе. 

Мифы и реальность

Вокруг системы Монтессори со временем образовалось много мифов, особенно на постсоветском пространстве. Это связано с тем, что после революции, когда молодое советское правительство озадачилось воспитанием и обучением подрастающего поколения, нужна была единая система, которая подготовит личность нового типа — в коллективе и через коллектив. За это важное направление работы с детьми отвечала Надежда Крупская: она и поспособствовала закрытию немногочисленных школ Монтессори на территории России — как излишне индивидуалистических и не отвечавших идеологии государства. Были посеяны сомнения не только в методе Марии Монтессори как педагога, но и в ней самой как в личности.

Миф 1. Монтессори бросила собственного ребёнка

На самом деле ей пришлось отдать сына в приёмную семью, потому что он был рождён вне брака. В конце XIX — начале XX века в католической Италии воспитывать ребёнка незамужней женщине было немыслимо. Молодой коллега Марии, Джузеппе Монтесано, от которого она и родила сына Марио, не женился на Монтессори из-за запрета своей матери, но обещал Марии, что никогда не женится на другой женщине и будет всегда заботиться о ребёнке. Оба обещания возлюбленный нарушил. Мария отдала сына в приёмную семью, но продолжала его навещать. Впоследствии Марио узнал, что она его настоящая мать. Когда он стал взрослым, много путешествовал с Марией и помогал внедрять педагогический метод Монтессори в разных уголках мира.

Миф 2. Монтессори была инспектором школ при режиме Муссолини

Мария Монтессори и правда получила место государственного инспектора школ Италии, а школы Монтессори поддерживало итальянское правительство во главе с Бенито Муссолини. Но когда Муссолини решил включить эти школы в молодёжное фашистское движение, Мария отказалась от сотрудничества, её школы были закрыты, а ей с сыном пришлось эмигрировать сначала в Испанию, а затем в Нидерланды.

Миф 3. Система Монтессори подходит только для детей с отставанием в развитии

Действительно, Мария Монтессори начала разрабатывать свой метод, наблюдая в специальных приютах за детьми с психическими расстройствами. Она заметила, насколько сильно окружающая среда влияет на формирование навыков и обучение детей. И посвятила себя тому, чтобы организовать среду, стимулирующую развитие ребёнка. Сначала она опробовала свои наработки в Ортофренической школе, куда принимали детей с отклонениями в развитии — они, по мнению учителей, не могли учиться в обычных школах. Затем Монтессори открыла Дом ребёнка в Риме, там были дети без отставания в развитии. Впоследствии школы Монтессори появились в других странах Европы и мира.

Сейчас детские сады и школы Монтессори — это обычное и повсеместное явление. И если в России эту систему нередко ассоциируют с особенными детьми, то за границей маятник на другой стороне: образовательные учреждения Монтессори часто воспринимаются там как элитарные

Стоит иметь в виду и то, что после смерти Марии Монтессори её подход развивают последователи. Педагоги, работающие по этой системе, создают профессиональные объединения, делятся опытом и вводят новые практики. Только в России защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций, связанных с изучением монтессори-метода. Подход давно превратился в нечто большее, чем идеи одной итальянской женщины, хотя именно они составляют его основу.

Монтессори предлагала создавать школы-фермы, где дети сами могут руководить работой. Изображение: Recraft / Горящая изба

Миф 4. Дети растут слишком свободными и не признают авторитетов 

С первой частью утверждения можно отчасти согласиться. Система Монтессори построена по принципу свободного творчества и основана на природной потребности детей познавать мир. Каждый ребёнок обучается в своем темпе и с помощью тех инструментов, которые ему нравятся больше других. Благодаря добровольной работе дети со сложностями с дисциплиной становились более уравновешенными. 

С тезисом про отсутствие авторитетов можно поспорить. Действительно, педагог в монтессори-классах не является наставником, поэтому детям не приходится опираться на его мнение. Однако образовательный процесс предполагает уроки вежливости . Возможно, они есть не везде, но там, где есть, дети знакомятся с нормами, принятыми в обществе, учатся общаться, строить отношения, решать конфликты. В монтессори-классах взаимодействуют дети разного возраста, при этом старшие могут помогать младшим, а младшие учатся на примере старших.

Миф 5. Система Монтессори способствует непослушанию детей

Мария Монтессори была убеждена: ребёнок — личность, равная взрослому. Но пока эта личность зависит от взрослого в силу физиологических причин, задача взрослого — организовать для ребёнка подходящую среду, чтобы он самостоятельно изучил её и научился с ней взаимодействовать. Поскольку одного правильного метода освоения окружающей среды нет, значит, нет и только одного правильного мнения взрослого.

Это был революционный подход для того времени. В традиционной педагогике считается , что ребёнка нужно подчинить, чтобы он действовал по принятым правилам, поощрять за подчинение и наказывать за непослушание. А Монтессори в центр системы обучения поставила ребёнка и его потребности, которые меняются по мере взросления.

Плюсы и минусы системы Монтессори

При всех достоинствах обучения по системе Монтессори, когда каждый ребёнок учится в своём темпе, без стресса, критики, с уважением личных границ и поощрением любознательности, есть минусы. Например, ребёнку, который в детском саду учился по системе Монтессори, может быть сложно встроиться в традиционную систему обучения в школе — с безусловным авторитетом учителя. Другим неочевидным минусом может оказаться то, что ребёнок умеет договариваться со сверстниками и помогать им (то есть быть партнёром), но не умеет дружить. Дело в том, что система воспитания Монтессори не предлагает детям ролевые игры из-за риска перенять неидеальную ролевую модель, а именно такие игры помогают ребёнку эмоционально развиваться. 

Что такое система Монтессори — спорная методика для детей с особенностями или универсальная система воспитания, в каждой семье решают сами. Родители, вдохновлённые этим методом, часто ищут специальные садики и школы. Но есть примеры, где принципы воспитания и образования, которые сформулировала Мария Монтессори, стали применяться в обычных школах и детских садах без указания имени автора. Они растворились в национальных системах платного и бесплатного образования в России и странах СНГ. Достаточно вспомнить размеры стульев, столов и посуды в советских и российских детских садах, а также пришкольные клумбы, теплицы и мастерские: Мария Монтессори предлагала привлекать школьников к труду на фермах и предприятиях, где подростки не только работают, но и управляют процессами — рассчитывают экономику, участвуют в продаже, занимаются маркетингом. Возможно, идеи Монтессори влияют на нас даже тогда, когда мы об этом не подозреваем.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Почему тиктокеры восхищаются романом «Я, никогда не знавшая мужчин»
Тест: Где бы вы жили в альтернативной вселенной?
Сериал «Баффи — истребительница вампиров» с Сарой Мишель Геллар получит продолжение
The Sims. Культовая игра, которую сделали вы!
Нил Дракманн снял только одну серию второго сезона «Одних из нас»
Почему геймеров разочаровал перезапуск The Sims 1 и The Sims 2