Зарабатывать
28 июня 2021

Что такое soft skills и как их развивать

Учимся эмпатии, стрессоустойчивости и умению слушать.

Виктория Козлова
Виктория Козлова
Пишу для сайтов и блогов.
Изображение

В вакансиях пишут, что работодатели ищут «стрессоустойчивых» и «способных к обучению» кандидатов: всё это не общие слова, а soft skills, или «гибкие» навыки, которые действительно могут помочь в делах. Рассказываем, что это такое, почему они важны для карьеры, как их оценивать и развивать.

Что такое soft skills 

Soft skills — это не про то, что именно вы делаете на работе как специалист, а про то, как вы работаете. Например, к «мягким навыкам» относится умение планировать время, разруливать конфликты, доносить до собеседника свою мысль, сочувствовать и слушать других людей. 

В свою очередь, hard skills, или «жёсткие навыки» — это профессиональные знания, то, чему учат в институте и на курсах. Для дизайнера «жёстким навыком» будет умение работать в Photoshop, для переводчика — знание языка. 

Невозможно быть хорошим программистом, не умея писать код, но без soft skills тоже трудно добиться развития в карьере. Исследование Общества управления человеческими ресурсами и компании Mercer доказывает, что чем лучше у человека развиты «мягкие навыки», тем более он успешен на работе. 

По-другому soft skills можно назвать «человеческими навыками». Многие механические задачи может выполнить компьютер, а вот для того, чтобы решить многоуровневый конфликт, вдохновить членов команды или утешить расстроенного коллегу, нужны развитые человеческие качества. Эксперты Всемирного экономического форума на полном серьёзе говорят, что soft skills — основное преимущество человека, который не хочет, чтобы его рабочее место занял робот. 

Какие бывают soft skills 

«Гибких навыков» очень много: одна только модель компетенций «Ломингер» выделяет 67 (!) качеств. Обычно навыки делят на несколько групп. Американский портал The Balance Careers группирует «софты» так: 

  • Коммуникации. Сюда относится всё, что касается общения: эмпатия, умение слушать, ораторское мастерство, навык интересно рассказывать истории и красиво излагать свои мысли, умение работать с текстом.
  • Критическое мышление. Навыки, которые помогают анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения: оценка рисков, креативность, гибкость, логика, умение учиться, толерантность к изменениям, умение справляться со сложностями. 
  • Работа в команде. Умение быть важным членом коллектива и ценить коллег — ещё одна категория «мягких навыков». К ней относятся умение давать и принимать обратную связь, работа с возражениями, умение выстроить личные границы, понимание бизнес-этики, тайм-менеджмент, социальная гигиена, высокий уровень эмоционального интеллекта. 
  • Позитивный настрой. Уверенность, энергичность, способность к совместной работе, юмор, доброжелательность, энтузиазм.
  • Рабочая этика. Забота о других, умение следовать указанием, независимость, пунктуальность, саморефлексия.  
  • Лидерство. Крутой лидер — это тот, кто ведёт за собой и при этом даёт раскрыться каждому члену группы. Ему понадобятся такие навыки, как умение делегировать, брать и предлагать помощь, ведение сложных переговоров, умение вдохновлять, управление людьми, проектами и командами, в том числе удалённое, навыки наставничества, умение распознавать и взращивать таланты, стрессоустойчивость и так далее.

Классификация может быть и другой. В Академии Яндекса, например, soft skills условно делят на универсальные и те, что нужны руководителю. Ваш работодатель может иметь свою систему.

Как оценить, какие «софты» нужно улучшить

Если «жёсткие навыки» легко назвать и измерить, то наличие «мягких навыков» оценить сложнее — даже пообщавшись с человеком на собеседовании, не всегда можно понять, насколько он креативен или стрессоустойчив. Вот как узнать себя чуть лучше.

Методики профессиональных рекрутеров

Тест Хогана. С помощью многоступенчатого опросника выясняют мотивацию, сильные качества человека и «тёмные» аспекты его личности, которые могут проявиться в стрессе. В таком тесте может быть пара сотен вопросов, на прохождение может уйти больше часа, а результаты интерпретируют только специалисты. 

«Метод 360 градусов». Сотрудника оценивают сразу несколько человек — руководитель, коллеги, рекрутер и даже сам испытуемый. На основе этого проводят анализ главных сильных качеств человека. Все компетенции измеряют по шкале с определённым количеством баллов, а потом высчитывают среднее арифметическое. Важно, что этот метод — не аттестация, по итогам которой можно, например, повысить сотрудника или уволить, а просто один из способов получить информацию о soft skills. 

Способ самостоятельной оценки

Вот как можно самостоятельно оценить, какие soft skills у вас развиты, а какие не очень.

1. Определите, какие «софты» вам вообще нужны. Комьюнити-директор школы инноваций «ИКРА» Данил Морозенко предлагает для этого обратиться к реальному рынку труда. Найдите несколько «вакансий мечты» в компаниях, которые вам нравятся и в которых вы хотели бы работать сейчас или в будущем. Изучите требования к кандидатам — помимо hard skills, работодатель указывает необходимые soft skills. Составьте список всего, что встретите.

Soft Skills в вакансиях

Из реальных вакансий можно вытащить описание soft skills, интересных компании. Скриншот: Виктория Козлова

2. Составьте «осьминожку навыков». Этот метод описывает автор курса «Управление проектами, людьми и собой» Николай Товеровский. Попробуйте задать себе вопрос, насколько у вас развит тот или иной навык, и оценить его по шкале от 1 до 10, где 1 — совсем не развит и 10 — развит отлично. По картинке, которая получится, хорошо видно, каким пунктам или «ножкам» не хватает баллов — их-то и предстоит доработать.

Чтобы оценить «софты» полнее, запросите обратную связь от других. Пришлите табличку близкому человеку, однокурснику, коллеге, другу или даже начальнику и спросите, как они оценивают ваше владением тем или иным навыком. Если сравнить их оценки со своими, получится что-то вроде «метода 360 градусов». Некоторые открытия могут быть неприятными — иногда окружающие видят нас не в таком выгодном свете, как мы сами, — зато картина будет более объективной.

3. Выберите несколько ключевых навыков. Не ставьте перфекционистскую цель довести все навыки до «десятки». Реалистичнее будет выбрать 1–2 наиболее критичных пункта и сосредоточиться на них. 

В свободной форме опишите, зачем вам нужен конкретный навык, почему он важен в работе и в чём у вас с ним сложности. Например: «Не могу защитить перед руководителем свои идеи. Теряюсь и в конце концов соглашаюсь с ним, даже когда знаю, что он не прав». Это поможет сформулировать чёткие цели.

Как развивать soft skills

Выбрав «софты», наберите теоретическую базу. Вот как это можно сделать.

Книги 

Развитию каждого из «мягких навыков» посвящено много изданий. Например, Мартин Энтони и Ричард Свинсон в книге «Не пытайтесь сделать все идеально. Стратегии борьбы с перфекционизмом» помогают повысить стрессоустойчивость,  «Рисовый штурм» Майкла Микалко учит мыслить нестандартно, а «Сделай это завтра» Марка Форстера объясняет, как грамотно распоряжаться временем. 

Лекции и подкасты

Это хороший способ узнать конкретные техники и лайфхаки для улучшения soft skills. Много бесплатного контента на TED — вот, например, короткая лекция про тайм-менеджмент, а вот целый плейлист про ведение переговоров. 

Создатели подкаста «Лучшая версия» приглашают экспертов, чтобы обсудить прокачку soft skills, «Теория и практика» рассказывает про саморазвитие на убедительных примерах, ребята из «А вдруг не пригодится?» объясняют на пальцах, как применять soft skills на практике. Много интересного и полезного есть в подкасте Лайфхакера — например, вот выпуск про то, как развить лидерские качества.

Курсы

Если время позволяет, можно пройти полноценное обучение. Причём не обязательно платное — например, на GeekBrains есть бесплатный курс по делегированию, а на «Нетологии» можно найти, например, видео о том, как улаживать конфликты на работе. Бесплатная платформа «Открытое образование» предлагает послушать лекции курсов по социальной психологии, лидерству и управлению конфликтами. Много курсов можно найти на Coursera — по конкретному запросу вроде time-management или по общему запросу soft skills. 


Блогер Джеймс Клир советует не застревать на этапе теории и поскорее переходить к практике. Если решили, что для построения карьеры нужно прокачать навык работы в команде, впишитесь в совместный проект, станьте волонтёром, устройте книжный клуб или организуйте зелёный своп. По итогам попросите у участников или лидеров проекта ревью на вашу работу — обратная связь помогает оценивать прогресс, видеть ошибки и расти.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий