Комментарии

Как менялись роли Скарлетт Йоханссон и что эта перемена говорит о киноиндустрии

скарлетт йоханссон

22 ноября американская актриса Скарлетт Йоханссон празднует день рождения. За свою карьеру она снялась больше чем в 70 фильмах — комедиях, драмах, блокбастерах. Сначала актриса играла наивных девушек и роковых женщин, но с годами её героини становились всё интереснее. Смотрим, как менялись роли актрисы и какую тенденцию в киноиндустрии это отразило. 

Девушка, которая томно хлопает ресницами

Шарлотта из фильма «Трудности перевода»
Кадр из фильма «Трудности перевода»

Скарлетт — единственная, кого издание Esquire дважды признавало самой сексуальной актрисой Голливуда. Создаётся впечатление что, её эффектная внешность — первое, что заметили в киноиндустрии. Красивая, немного застенчивая, томная — идеальное амплуа «мужского» взгляда с соответствующей объективацией. Героиня хороша не из-за своих действий и характера, а потому, что на неё приятно смотреть.

Шарлотта в фильме «Трудности перевода»

Эта роль принесла Скарлетт известность. В 17 лет актриса сыграла молодую девушку, которая живёт в Токио с мужем-фотографом. Из-за его работы супруги почти не видятся. Шарлотта знакомится с Бобом — американским актёром, который намного её старше и женат уже 25 лет. Они начинают дружить, а позже между ними зарождается симпатия. 

Фильм получил множество положительных отзывов и номинацию на «Оскар». И по сей день это одна из лучших мелодрам. Скарлетт превосходно справилась с ролью и показала потерянную, одинокую девушку с очень тяжёлым взглядом для такого юного возраста. Но трудно сказать, что героиню наделили уникальными качествами. Для критиков Боб в исполнении Билла Мюррея практически затмил персонажа Йоханссон. 

Также в фильме есть сцена, которую некоторые критики сочли объективацией. Картина начинается с того, что Шарлотта лежит на кровати в просвечивающих трусах, и камера очень долго снимает её ягодицы. Исследователь кино Тодд Кеннеди проанализовал этот кадр, опираясь на теорию мужского взгляда Лоры Малви. Он задался вопросом, для чего (или кого) была сделана эта сцена: «Кадр длится так долго, что становится неловко, и аудитория начинает осознавать (и, возможно, сомневаться), стоит ли им на это смотреть».

Грит в фильме «Девушка с жемчужной серёжкой»

Действие картины происходит в Нидерландах XVI века. Шестнадцатилетняя Грит устраивается работать служанкой в доме художника Яна Вермеера. Она привлекает внимание мастера своей миловидной внешностью и сообразительностью. Он знакомит её с миром живописи, а позже предлагает стать моделью для одной из его картин. Это вызывает недовольство членов семьи художника.

Грит — скромная и молчаливая девушка, которая в силу своего положения может рассчитывать только на чью-то благосклонность, чтобы хорошо жить. В этом фильме Скарлетт играет буквально объект мужского взгляда — манекенщицу, которая полностью находится во власти художника и его семьи.

Больше похожих ролей:

«Хичкок», «Мы купили зоопарк», «Престиж», «Повар на колёсах»

Соблазнительница, против которой невозможно устоять

скарлетт йоханссон в фильме «Матч-пойнт»
Кадр из фильма «Матч-пойнт»

Вслед за объективацией последовала и сексуализация актрисы — открытые декольте, короткие юбки, яркий макияж и далее по списку. Скарлетт играет страстную раскрепощённую блондинку, из-за которой некоторые герои даже готовы развестись. Образ соблазнительницы получается поверхностным и иногда противопоставляется более сложным героиням, от которых мужчины уходят к Скарлетт. 

Нола из фильма «Матч-пойнт»

Главный герой Крис знакомится с невестой своего друга, Нолой, и понимает, что безнадёжно влюбился. Ему самому скоро предстоит жениться на дочке потенциального босса, но он всё равно признаётся в чувствах Ноле. Девушка расторгает помолвку со своим женихом ради Криса, но тот женится на своей невесте. Вскоре Крис понимает, что не может забыть Нолу. Их случайная встреча даёт ему ещё один шанс выбирать, с кем он хочет быть.

Героиня Скарлетт в этом фильме — стереотипная любовница. Зритель ничего не узнаёт о героине кроме того, что у неё роскошное тело, соблазняющий шёпот и капризный нрав, который не даёт главному герою наслаждаться своим обманом.

Анна из фильма «Обещать — не значит жениться»

Скарлетт играет в этом фильме главную красотку, которая сводит мужчин с ума. Первый несчастный влюблённый — Коннор, который не может покинуть «френдзону». Второй — женатый Бен, готовый разрушить свой брак ради Анны. Героиня получилась карикатурным набором клише — легкомысленная и сексуально раскрепощённая блондинка, которая борется за сердце плохого парня и игнорирует хорошего.

Больше похожих ролей:

«Чёрная орхидея», «Вики Кристина Барселона», «Мститель»

Сверхсущество

Люси из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»

В научно-фантастических фильмах Скарлетт Йоханссон играла нечеловеческих существ без эмоций, но с хорошими бойцовскими навыками. У этих героинь всегда суровое выражение лица, а в лучшем случае — немного растерянное. Им не свойственно ошибаться, шутить и давать хоть какой-то намёк на чувства. Сексуализация их тоже не обошла, поэтому в этих ролях Скарлетт выглядит как красивая машина для убийств в облегающем латексе.

Люси из фильма «Люси»

Люси — молодая девушка, которая приехала учиться на Тайвань. Она легкомысленна и без лишних подозрений соглашается на странную подработку — доставить ящик с неизвестным содержимым. Поездка оборачивается не так, как рассчитывала Люси, и она оказывается во власти местного главаря мафии. В неё вшивают то самое неизвестное содержимое, которое оказывается наркотиком, способным заставить мозг работать на 100%. В итоге Люси обретает сверхчеловеческий разум, бойцовские навыки, телепатию. Она использует их, чтобы отомстить обидчикам.

Многие критики сходятся во мнении, что фильм очень глупый, хоть и увлекательный. Журналистка Vox пишет, что картина изначально кажется феминистской, но на деле подкрепляет худшие стереотипы о феминистках. Например, о том, что всё что им нужно — без разбора избавляться от мужчин. Несмотря на то что фильм действительно абсурдный, Скарлетт делает его более увлекательным. В начале она играет уже привычный образ ветреной девушки, но затем становится мрачной воительницей. Но на этом, увы, развитие героини заканчивается, и перед зрителями остаётся бездушная сверхженщина в красивом теле. 

Саманта из фильма «Она»

Главный герой Теодор устанавливает операционную систему с искусственным интеллектом. Он даёт ей женский голос и имя Саманта. Человек и программа сразу отлично ладят. Теодору нравится, как Саманта шутит, обучается и даёт ему советы. Как любая программа, Саманта не испытывает привязанности, но в процессе общения с Теодором её природа меняется. Она задумывается, не становятся ли её эмоции более сложными и человеческими.

В этой картине героиня — исключение из клишированного образа сверхсущества, которым наделяли Скарлетт до этого. Саманта не имеет телесной оболочки, что не даёт возможности сексуализировать актрису и объективировать «милое личико». Здесь мы слышим только голос Скарлетт Йоханссон. И этого достаточно, чтобы заметить глубину персонажа, переход от машины к существу, близкому к человеческому. Саманта будто стала ответом на роли Скарлетт, в которых главными оказывались её лицо, тело и поверхностные эмоциональные реакции.

Больше похожих ролей

«Остров», «Призрак в доспехах

Чёрная вдова

скарлетт йоханссон в фильме «Первый мститель: Зимний солдат»
Кадр из фильма «Первый мститель: Зимний солдат»

На протяжении вот уже 11 лет Скарлетт Йоханссон исполняет роль супергероини комикс-вселенной Mar­vel. За эти годы её персонаж кардинально изменился от безэмоциональной (но очень-очень сексуализированной) Чёрной Вдовы до чуткой, саркастичной, самоотверженной Наташи Романофф.

Железный Человек 2 (2010)

В 2010 году героиня Йоханссон Наташа Романофф впервые появилась на экране. Она становится новой секретаршей главного героя Тони Старка. Он даже не скрывает, что взял Наташу на работу из-за её сексуальной внешности. Первый раз, когда он говорит о ней, он использует фразу I want one — «Хочу это», будто Наташа — просто вещь. В ходе сюжета мы узнаём, что она — не простая секретарша, а агент Щ.И.Т.а Чёрная вдова.

Мстители (2012)

Чёрная вдова становится частью команды Мстителей и получает больше экранного времени. В фильме она появляется в облегающем боди с откровенным декольте. Но её роль не ограничивается простым украшением мужской супергеройской команды. Именно Вдова помогала Фьюри собрать команду Мстителей. Романофф оказывается не только манипулирующей обманщицей, как в первом фильме, но и хорошим командным игроком. Мы узнаём о её дружбе с Клинтом Бартоном, а потом видим, как она проявляет симпатию к Брюсу Бэннеру. Наташа не боится Халка, показывает чуткость и пытается найти к нему подход.

Первый мститель: Другая война (2014)

В этом фильме Чёрная вдова всё больше показывает свою человеческую сторону. Она переживает за раненого Ника Фьюри и делает миссию по поиску нападавших личным делом. Отношения Наташи и Стива Роджерса постепенно перерастают из прохладно-сотруднических в дружеские. Она показала себя не просто как хладнокровный агент, но и как преданная подруга. Несмотря на парочку шуток про секс, Вдову уже никто не воспринимает как объект. И даже киношная формула «симпатичный герой + симпатичная героиня = любовная сюжетная линия» не пошла в ход.

Мстители: Эра Альтрона (2015)

В этой части мы узнаём, что Наташа — не просто верный товарищ Клинта по службе. Она ещё и старая подруга семьи, и его дети ласково называют её тётей Наташей. Также мы немного узнаём о её прошлом. Как с самого детства из Наташи воспитывали хладнокровного бойца и агента. Настоящей семьи у неё никогда не было. Это объясняет её преданность команде и Щ.И.Т.у.

Первый мститель: Противостояние (2016)

Когда у Мстителей случается кризис, Наташа старается сохранять беспристрастность и дипломатичность. Руководствуясь логикой, она встаёт на сторону Тони Старка. Но личная привязанность и мораль берут верх.

«Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» (2018–2019)

В этих фильмах чуткость и преданность Вдовы достигает кульминации. После схватки с Таносом Наташа переживает потерю друзей тяжелее всех. Она не может вернуться к нормальной жизни и пытается понять, как вернуть близких. А в финале мы видим, что она готова рискнуть всем ради других — качество, которого и под лупой было не разглядеть в её первом фильме вселенной Marvel.

Чёрная вдова (2021)

Итак, героиня заслуженно получила сольный фильм! Из него мы больше узнаём о детстве Наташи, травматическом опыте и отношениях с родственниками. Студии Mar­vel понадобилось 11 лет, чтобы признать в Чёрной вдове самостоятельного персонажа и полноценного протагониста, которая заслуживает отдельной истории.

Жена и мать

Николь из фильма «Брачная история»
Кадр из фильма «Брачная история»

Пока Скарлетт всего раз была в этом амплуа, но роль в «Брачной истории» — новая вершина в её актёрской карьере. В драматическом фильме она играет Николь — бывшую актрису фильмов для подростков. Николь разочаровывается в браке, потому что она пожертвовала карьерой ради него, не получив достаточной отдачи от мужа. Героиня подаёт на развод и пытается выиграть суд против супруга, чтобы добиться опеки над сыном.

В этом фильме Скарлетт похожа на реального человека с недостатками, сожалениями и страхами. За два часа ей удаётся передать, как человек может в один момент кого-то так сильно любить, а позже так сильно ненавидеть.

Кинокритик Rolling Stone написал об актрисе: «Она ещё никогда не была лучше и более эмоциональной, чем в роли Николь». За эту роль Скарлетт Йоханссон номинировали на «Золотой Глобус», BAFTA, Оскар, Премию Гильдии киноактёров США.

Что героини Скарлетт Йоханссон могут сказать об индустрии

Скарлетт Йоханссон сыграла в большом количестве фильмов, поэтому нельзя однозначно разбить её героинь на 4–5 типажей. Но всё-таки можно заметить тенденцию. От поверхностных простушек Скарлетт ушла к мрачным воительницам, а после — к сложным и драматичным героиням. И это заслуга не только самой актрисы, но и индустрии, которая меняется в зависимости от запросов общества. Зрителям больше не интересны сексуализированные героини без характера. Они хотят настоящие истории и вдохновляющие ролевые модели.

В 2019 году Скарлетт рассказала для The Hol­ly­wood Reporter, что никогда не отождествляла себя со своим публичным сексуальным образом: «Когда мне было чуть больше 20 лет, я чувствовала, что на меня каким-то образом повесили гиперсексуализацию. <…> Думаю, в то время это всем казалось нормальным, но это не было частью моего собственного повествования». Она добавила, что такой образ для неё создали мужчины из индустрии.

В интервью изданию Col­lid­er Скарлетт Йоханссон признаётся, что она прошла большой путь в оценке себя вместе с Чёрной вдовой: «Я больше принимаю себя. Это связано с отходом от гиперсексуализации этого персонажа. Я имею в виду, если вы оглянетесь назад на „Железного Человека 2“, персонаж очень хорош, но так сексуализирован. О ней говорили, будто она кусок чего-то, вроде собственности или вещи». 

Виктория Алонсо, вице-президент производства студии Mar­vel, призналась, что всегда ненавидела ту самую строчку из второго «Железного Человека» — «Хочу это». Она сказала: «Это беспокоило меня тогда и беспокоит сейчас. Я помню, как подумала: „Она не вещь“. Мир видит сексуальную женщину и думает, что её красота — это всё, что она может дать. Сцена кажется пережитком времени до #MeToo».

Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.