Смотреть
8 октября 2023

5 устаревших романтических стереотипов на примере «Красотки»

В 2020-х они выглядят совсем не так, как в 90-х.

Саша Залесов
Саша Залесов
Публицист и кинокритик.
Кадр из фильма «Красотка»
4

Грустная правда: фильмы, как и люди, стареют. Мир меняется, вы меняетесь и, бывает, обнаруживаете, что любимая комедия совсем не та, что раньше. Особенно сильно подвержены старению сюжеты, основанные на мифах, в первую очередь — истории о любви. Автор блога «Кино и вино» Саша Залесов разбирает романтические стереотипы на примере одной из главных мелодрам 90-х — фильма «Красотка» с Ричардом Гиром и молодой Джулией Робертс.

У этой статьи есть аудиоверсия. Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.

1. Мужчина мечты — властный и богатый

Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Красотка»

Эдвард Льюис, герой Ричарда Гира в «Красотке», — классический сказочный принц. Он очень богат и полагает, что весь мир лежит у его ног. Когда Вивьен, героиня Джулии Робертс, спрашивает: «Люди всегда делают то, что ты прикажешь?», он отвечает красноречивой ухмылкой.

Для Эдварда Льюиса отношения власти и денег прямо пропорциональные: чем больше денег — тем больше власти. В знаменитой сцене, заходя в магазин под Pretty Woman Роя Орбисона, Льюис прямо говорит консультанту: «Мы хотим потратить неприлично много денег. Зовите людей, пусть нас хорошенько облизывают. Нам это нравится». 

2. Неприступный снаружи, эмоциональный внутри

Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Красотка»

Герой Гира скуп на эмоции и движения. Нет, он не чурбан, и некоторые способы выражения чувств ему доступны: полуулыбка почти не сходит с его лица, а иногда и смешок, удивлённые брови поднимаются вверх. Но видно, что он всегда сдержан, всегда на страже своих эмоций. Встреча с героиней меняет его, но не настолько, чтобы кардинальным образом преобразить. Очень редко Льюис позволяет себе быть собой — живым и настоящим.

Такой стереотип появился в американском кино ещё в 1940-х: идеальный мужчина — это классический костюм, спокойствие, уверенность в себе и ноль эмоций. Сегодня неумение выражать свои чувства — не романтический идеал, а признак проблемы, которую стоило бы проработать на терапии.  

3. Счастье — в статусных вещах

Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Красотка»

«Красотка» возводит статус в абсолют. Превращение героини Джулии Робертс из проститутки с бульвара в элегантную девушку невозможно без дорогих костюмов (вспомним всё ту же сцену в магазине под Pretty Woman), изысканной еды и любви к опере. Преподнесённые ей ожерелье и вечернее платье становятся своего рода атрибутами счастливой жизни. И отношение других людей к Вивьен меняется, как только они видят её в новых нарядах. Получается, что счастье — это когда у тебя платье от Chanel и новые лабутены. 

В XXI веке, когда в моде минимализм, хюгге и прочие простые радости, такое трепетное отношение к статусным вещам выглядит странным, а привычка сметать с прилавков всё самое дорогое — моветоном. 

4. Мужчина — защитник женщины

Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Красотка»

Классика литературы полна сюжетов о борьбе двух мужчин за сердце красавицы. Выбор женщины в таком контексте оказывается не очень-то и важен (если он вообще есть), потому что она лишь трофей, предназначенный победителю. Такой архаизм был бы слишком даже для «Красотки», но противостояние двух мужчин из-за женщины здесь тоже есть. Герой Гира избивает своего друга и партнёра по бизнесу, когда тот ведёт себя, мягко говоря, негалантно по отношению к героине и даже поднимает на неё руку. 

Эта стычка — отражение классического стереотипа: женщина слаба и беззащитна и только мужчина-герой может спасти её от ужасного, враждебного мира. Такой сюжетный поворот типичен для романтических историй, но, к счастью, всё реже встречается в современном кино. Сильные, смелые, умные и ловкие героини в состоянии позаботиться не только о себе, но и о других. И ничего «неправильного» в этом не видят.

5. Финальный поцелуй — символ настоящей любви

Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Красотка»

Правило романтических историй №0: всё должно заканчиваться поцелуем. Это не просто выражение любви героев друг к другу, но и сообщение для зрителя: «Жили они долго и счастливо». В «Красотке» это особенно заметно. Вивьен разделяет работу и чувства, а значит, не целует своих клиентов в губы. Конечно, когда её настигает чувство, эти принципы отступают. Финальный поцелуй происходит на пожарной лестнице её старого дома. Герой Гира, словно рыцарь, борясь со своим страхом высоты, забирается наверх и спасает красавицу.

Все эти стереотипы не делают «Красотку» плохим или вредным фильмом. Мы любим эту картину за сказочность, неожиданное и смелое прочтение истории о Золушке и обезоруживающую широкую улыбку Джулии Робертс. Но это именно сказка, побег от реальности в мир фантазий, гениальный киноэскапизм высшего уровня. И уж точно не руководство к действию. 
Комментарии
Сергей Мачнев
20.07.20 00:46
Полный бред!
Эдуард Дебирсян
06.09.20 09:41
Из пальца высосал на примере фильма, который всего лишь художественное произведение. ТОт самый клинический случай, когда лет не хватает, чтобы рассуждать о жизни, но сказать что-то умное очень хочется))
Наталья Василенко
07.09.20 15:51
Удивили комментарии. С автором статьи полностью согласна. Большое спасибо за такой интересный разбор. Давно чувствую подбешивает меня этот фильм, а чем не могла понять.
Александра Иванова
08.10.23 14:27|изменено
Мужчина "мечты" сегодня: малообеспеченный бесхребетный истерик, неспособный постоять за свою любимую. И это ради таких вот нам предлагают попу себе разрабатывать, чтобы им приятнее сделать, лишь бы равный был? Н-да, тогда по новой логике в ремейке "Красотки" в центре повествования должна оказаться романтическая история куртизанки и альфонса, как они вместе деньги не могут поделить поровну