Зарабатывать
5 февраля

Показать «карьерный бицепс»: как написать сопроводительное письмо, которое покорит работодателя

Это отличная возможность заявить о себе ещё до собеседования.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
сопроводительное письмо
2

Сегодня в описаниях вакансий всё чаще встречается фраза «без сопроводительного письма отклики не рассматриваем». Но даже если работодатель этого не требует, написать сопроводительное письмо — всё равно хорошая идея. Поговорили с HR-экспертом Евгенией Мегрян о том, как грамотно его составить и почему оно повысит шансы получить работу мечты.

Евгения Мегрян
HRD в SLSBMB, международном агентстве B2B-продаж для IT-компаний, эксперт сервиса развития карьеры Эйч

Для чего писать сопроводительное письмо

Чтобы рассказать об уникальном опыте

Казалось бы, вся необходимая информация о кандидате уже есть в резюме. Однако резюме более формализовано. Всё, что там есть, уже заложено системой (например, так работает HeadHunter). А сопроводительное письмо позволяет соискателю больше рассказать о своих уникальном опыте и подходе к работе. 

В резюме чаще важны цифры, конкретика, результаты. Письмо — это шанс рассказать о себе не только со стороны результатов, но и как о человеке. И сделать это так, как хочется, ведь здесь не действуют строгие правила. Например, человек не может написать в резюме, что супервнимательно относится к любым мелочам, деталям и правкам. Но это вполне можно сделать в сопроводительном письме. Оно даёт возможность персонализировать опыт, познакомиться с нами не только как с профессионалом, но и как с личностью. Поэтому стоит потратить время на сопроводительное письмо, даже если у вас классное резюме.

Чтобы выделить своё резюме из сотен других

По статистике рекрутингового портала The Ladders, рекрутеры тратят на просмотр резюме до 9 секунд и часто читают его по диагонали. Так что хорошо составленное сопроводительное письмо поможет привлечь внимание потенциального работодателя и просигнализировать: кандидат действительно заинтересован в этой работе. Особенно если письмо не выглядит шаблонно и формально, даёт дополнительную информацию и увлекательно написано. Велик шанс, что такое письмо прочитают. Очень часто рекрутеры ищут именно личность за формальным опытом — особенно это касается диджитал-рынка.

Сопроводительное письмо точно поможет выделиться, если индустрия, в которой вы ищете работу, очень конкурентна. Поэтому перед тем, как это делать, стоит проанализировать рынок. Скажем, рынок маркетинга сейчас кипит и бушует. Чтобы получить работу в маркетинге, нужно быть не просто профессионалом, но и интересным для общения человеком. Выделяться не только рабочими кейсами, но и собственным креативным подходом. А в некоторых сегментах рынка конкуренция не так высока и даже есть откровенный дефицит. Например, если вы функционально подходите на должность водителя или продавца, вас, вероятно, возьмут и без сопроводительного письма.

Ошибки при составлении сопроводительного письма

Пересказ резюме

Всё, что касается непосредственного опыта работы, уже есть в резюме. Поэтому переписывать это другими словами бессмысленно. Получается, рекрутер дважды прочтёт одну и ту же информацию. Поэтому постарайтесь как минимум добавить что-то интересное о себе и своём подходе к работе. Например, о том, какая стратегия помогла вам добиться результатов на предыдущем месте.

Слишком длинное или слишком короткое письмо

«Перегиб» в объёме в любую сторону — тоже не очень здорово. Бывают чересчур короткие сопроводительные письма вроде «Меня заинтересовала ваша вакансия, моё резюме прикреплено». Видно, что человек не хотел быть многословным, но особенно ничего не добавил. Такой вариант ещё и очень формален: и так понятно, что вакансия соискателя заинтересовала и что он прикрепил своё резюме. Бывает, что письмо очень длинное, рекрутер читает его, и где-то на середине срабатывает человеческий фактор: слишком много информации. Такое письмо рискует отправиться в корзину. 

Можно ориентироваться на «золотой стандарт» в виде одной страницы А4. Чаще всего этого достаточно, чтобы уложить все свои мысли.

Но каких-то ограничений нет: если вам нужно меньше слов — замечательно. Если чуть больше — тоже ничего страшного.

Неверный тон письма

Человек может писать слишком формально и использовать сложные формулировки: «Меня поистине заинтересовала ваша вакансия. Я бы хотел откликнуться...» Или порой соискатель сразу называет рекрутера на «ты» и излагает мысли в очень неформальном ключе. В обоих случаях нет ничего плохого, если подобный тон принят в самой компании. В противоположном случае это может сыграть с вами злую шутку. 

Перед тем как составлять письмо, я бы порекомендовала поподробнее узнать, в каком тоне общаются в компании. Посмотрите, как написана сама вакансия — иногда уже там рекрутеры обращаются к соискателям на «ты». Загляните на сайт и в социальные сети: в разных компаниях культура общения может различаться. Например, Aviasales ведут соцсети в одном стиле, а BBC News совсем в другом. Если вы откликаетесь на вакансию в стартап, возможно, и правда уместно использовать простую неформальную речь. Например, написать что-то вроде «А ещё у вас классные стикерпаки, хочу к вам». Если же вы идёте в какую-то окологосударственную структуру, вероятно, неформальный тон стоит сбавить — например, уменьшить количество скобочек в конце предложений. 

Если ни по описанию вакансии, ни по медиа компании тон не ясен, советую придерживаться делового стиля и не начинать сразу общаться на «ты». По крайней мере до личной встречи или созвона с рекрутером, где можно уточнить, комфортно ли перейти на более неформальный тон.

Громоздкие формулировки

Я бы включила в список стоп-слов для сопроводительного письма слишком формальные сложные конструкции. Они тяжело воспринимаются и очень часто бессмысленны. Поэтому фразы вроде «я увидел вашу вакансию и с невероятным воодушевлением пишу вам» лучше опустить. Старайтесь выражать мысли проще. Поздоровайтесь, представьтесь, скажите, какая вакансия вам интересна, и переходите к главному — рассказу о себе. 

Одинаковые письма в разные компании 

Рассылка шаблонных писем означает, что соискатель не потрудился составить уникальное письмо под конкретную вакансию конкретной компании. Стало быть, он не особенно заинтересован в работе. Шансов на то, что отклик заметят, с таким письмом ниже. 

Но допустим, вы не готовы каждый раз тратить время на новый персональный отклик. Тогда шаблон приходит на помощь. Его можно использовать как основу письма. Главное составить его так, чтобы это был рассказ о себе — своём бэкграунде и релевантном опыте, о том, как всё это отлично ложится на ваше дальнейшее карьерное развитие. Тогда вы не наступите на грабли конкретики и будете писать не о том, кем видите себя в компании, а сфокусируетесь на себе. Однако прямого копипаста всё же лучше избегать: часто такие письма грешат излишней абстрактностью. И, рассылая шаблон, стоит быть внимательнее к деталям вакансии. Например, у вас в письме есть строчка: «Буду рад развивать ваш телеграм-канал», а у какой-то компании такого канала может и не быть.

Грамматические ошибки и опечатки

Конечно, обратит ли рекрутер внимание на такие недочёты, зависит от степени «занудности» конкретного человека. Чаще всего, конечно, обратит, потому что это вопрос внимательности к деталям — важного качества для работы. Поэтому нелишним будет закинуть текст в программу-редактор, которая эти ошибки «почистит».

Однако если вы ищете работу в зарубежной компании и сопроводительное письмо пишете на не родном для вас языке, не стоит переживать из-за пропущенного артикля или неправильно выбранного слова. Некоторые компании в вакансиях даже делают приписку о том, что опыт в данном случае важнее.

Неуместная личная информация

Вообще нет какого-то негласного запрета писать в письме о своём личном опыте. Здесь правило одно — этот опыт должен быть логически связан вашим будущим вкладом в развитие в конкретной компании. Допустим, вы полиглот, с детства учили несколько языков, занимались на курсах офлайн и онлайн, использовали разные приложения. И это вполне можно указать в письме, если вы ищете работу в образовательной компании. Мотивировать это можно так: благодаря большому опыту в изучении языков вы понимаете, какой подход лучше работает, и сможете усовершенствовать методику преподавания. Или вы отлично катаетесь на коньках и хотите вести рубрику в спортивном издании. Тогда стоит упомянуть это хобби и показать, как оно делает вас более ценным кандидатом. Но если вы, к примеру, устраиваетесь в бьюти-компанию и вдруг напишете про коньки, развитию компании это никак не поможет. В таком случае личная информация будет лишней.

Что писать в сопроводительном письме

Логично разделить текст на несколько абзацев — два отвести под приветствие и прощание, а остальные — под рассказ о себе. Но эта схема очень гибкая, и её можно выстраивать, как вам удобно. 

Приветствие 

Если в вакансии указано имя рекрутера, лучше обратиться к нему по имени, а затем коротко представиться и объяснить, какая вакансия вас интересует. Если имени нет, можно обратиться в нейтральном ключе.

«Карьерный бицепс»

Здесь можно кратко рассказать о своих ключевых результатах — о том, что вы такого классного на своём карьерном пути сделали. Я называю этот абзац «карьерным бицепсом»: он сразу даёт понять, насколько вы профессиональны. Например, маркетолог может рассказать, сколько лет и с какими популярными брендами он работал и какие метрики успешно увеличил. Уже одно это предложение даёт «аппетит» читать дальше. 

Рассказ о конкретных рабочих результатах с прицелом на будущее

Здесь можно написать, как именно вы достигли результатов и какие инструменты для этого использовали. И желательно избегать лирических отступлений на тему того, какой вы глубоко чувствующий человек и как классно владеете аналитикой. 

Будет здорово, если получится сопоставить результаты с потенциальными задачами на будущей работе и добавить, как это поможет развитию компании. Допустим, в описании вакансии сказано, что вы будете заниматься аналитикой рынка. На предыдущем месте работы вы сделали аналитику рынка и с её помощью составили контент-план, который увеличил охваты аудитории. Можно прописать это в сопроводительном письме и добавить, что такой бэкграунд поможет вам эффективно справляться с задачами.

Персональный рассказ о себе

Сюда отлично впишется информация о вашем образовании, дополнительных курсах, опыте, навыках и активностях, которые будут релевантны вакансии. Например, вы маркетолог, ведёте свою страницу и делаете это талантливо, стоит об этом упомянуть. 

Прощание

Конечно, не нужно забывать о любезностях. При прощании в конце расскажите, как с вами можно связаться, и добавьте, что готовы ответить на вопросы.

Есть ли что-то, о чём лучше не писать

Поскольку для такого письма нет формальных жёстких правил, в принципе можно писать о чём угодно. Главное — оценить, насколько это уместно и повысит ли ваши шансы на трудоустройство. Скажем, упомянуть, что вы следите за компанией в социальных сетях, — хорошая идея. Это покажет, что вы уже включены в её информационное поле, а значит, заинтересованы в работе. Особенно если получится отреагировать на какую-то новость — например, у компании новый классный логотип. Можно отметить это и сказать, что вы будете рады поучаствовать в брендинге. 

А вот зарплатные ожидания имеет смысл прописать в резюме или обсудить с рекрутером на собеседовании. Сопроводительное письмо всё-таки — инструмент для того, чтобы раскрыть себя.

Комментарии
Aleksandr Manokhin
05.02.24 17:12
Какая крутая статья!
Александр Котов
05.02.24 18:22
Очень полезно, спасибо