Смотреть
26 марта

9 советских фильмов, номинированных на «Оскар»

Три картины в итоге забрали статуэтки!

Полина Накрайникова
Полина НакрайниковаРедактор роста и соведущая подкаста «Женщины и всё».

Картины, снятые в Советском Союзе, несколько раз выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Советские фильмы девять раз входили в шорт-лист и трижды забирали главный приз. Рассказываем, какие ленты оценили зарубежные критики.

Война и мир (1968)

Режиссёр Сергей Бондарчук замахнулся на экранизацию одного из самых известных романов Льва Толстого. И не прогадал — советский фильм забрал «Оскар».

Как и книга, фильм делится на четыре части и рассказывает о жизни во времена войн против Наполеона. В центре повествования — несколько дворянских семей: Ростовы, Безуховы и Болконские. Герои влюбляются, рискуют собой, едут сражаться и пытаются выжить в круговороте истории.

Фильм снимали почти семь лет. Бюджет картины составил 100 миллионов долларов (по курсу 1968 года). Чтобы добиться достоверности, реквизит собирали по десяткам советских музеев. Бондарчук хотел также показать масштабы боевых действий — для этого некоторые сцены снимались с вертолёта. А для съёмок Бородинского боя привлекли одновременно 15 тысяч человек массовки — в общем, экранизация вышла такой же поразительной, как и сам роман Толстого.

Братья Карамазовы (1969)

В центре сюжета — истории трёх братьев Дмитрия, Ивана и Алёши Карамазовых. Герои рассуждают, откуда в человеке берётся добро и зло, чем ценны вера и мораль, возможно ли бессмертие души.

У произведения мрачная история. «Братья Карамазовы» стали последним романом Достоевского — писатель умер через несколько месяцев после публикации. А одноимённый фильм стал последним для режиссёра Ивана Пырьева. Он предполагал снять трёхсерийную картину, но скончался во сне, успев закончить только два эпизода. Съёмки завершали Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, исполнившие роли Дмитрия и Ивана Карамазовых.

Чайковский (1971)

советские фильмы оскар

Фильм рассказывает о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского. Можно увидеть, как композитор придумывал свои самые известные произведения, например оперу «Пиковая дама» и балет «Щелкунчик». Картина основана на переписке Чайковского с меценаткой Надеждой фон Мекк.

Советский фильм номинировали на «Оскар» не только в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но и «Лучшая адаптация музыкальной темы». Впрочем, ни одну из наград фильм не взял.

А зори здесь тихие (1972)

Фильм рассказывает о событиях Великой Отечественной войны. Старшина Федот Васков недоволен своими солдатами — в частности, тем, что они много пьют. Тогда ему присылают непьющий отряд. К удивлению Васкова, он полностью состоит из девушек-добровольцев.

Однажды одна из них замечает в лесу несколько немцев. Старшина получает приказ обезвредить врагов и берёт с собой пятерых девушек. Но оказывается, что захватчиков куда больше, чем можно было представить.

Фильм снят по мотивам повести Бориса Васильева. Зрителю показывают жизнь девушек до войны и во время неё — в первом случае показаны цветные кадры, во втором — чёрно-белые. 

Дерсу Узала (1975)

Исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев отправляется в путешествие по Уссурийскому краю и знакомится с охотником Дерсу Узала. Дерсу прекрасно стреляет, знает тайгу как свои пять пальцев и уважительно относится к природе. Во всём окружающем он видит живое: в огне, воде и ветре. Герои продолжают путешествие вместе, между ними завязывается крепкая дружба.

Строго говоря, это не совсем советский фильм: правильнее назвать его советско-японским, ведь режиссёром картины был Акира Куросава. Впрочем, съёмки проходили в СССР, а герои разговаривают на русском языке. В 1976 году картина получила «Оскар».

Белый Бим Чёрное ухо (1977)

Белый Бим Чёрное ухо

Бим — шотландский сеттер, не соответствующий стандартам породы. Но это никак не мешает псу — он счастливо живёт вместе с хозяином, любителем охоты и ветераном Великой Отечественной войны. Но однажды мужчине становится плохо — даёт знать о себе старая рана. Бима передают на содержание к соседке, но пёс убегает на улицу. Там собака встречает множество людей — от сострадательных до жестоких. И при этом не оставляет попыток найти хозяина, которому отчаянно предана.

Роль хозяина исполнил Вячеслав Тихонов, а самого Бима сыграл шотландский сеттер Стив, которого на площадке прозвали Стёпкой. 

Москва слезам не верит (1980)

советские фильмы оскар

События разворачиваются в 1958 году. В московском общежитии соседствуют три девушки — скромная маляр Антонина, бойкая сотрудница хлебозавода Людмила и упорная штамповщица Катерина. Антонина быстро выходит замуж. Её подруги тоже мечтают о семье — для Людмилы к тому же брак со статусным человеком кажется шансом преуспеть в жизни. Она решает прикинуться профессорской дочкой и влюбить в себя перспективного москвича, а заодно подбивает на обман Катерину. Ложь изменит жизнь девушек навсегда.

Несокрушимую Катерину сыграла Вера Алентова, а задорную авантюристку Людмилу — Ирина Муравьёва. Последняя признавалась, что когда увидела смонтированный фильм, разрыдалась, — настолько сильно ей не понравилось поведение своей героини. А вот критики оценили как игру Муравьёвой, так и историю в целом: советский фильм получил «Оскар» в 1981 году. 

Частная жизнь (1982)

советские номинанты на оскар

Сергей Абрикосов живёт своей работой — он твёрдый, ответственный и строгий директор предприятия. По его инициативе учреждение решают объединить с другим. Но начальником ставят не Абрикосова — и одновременно предлагают герою уйти на пенсию. Сергею необходимо начать новую жизнь, но он не представляет, как это сделать.

Советский фильм отметили номинацией на «Оскар» и наградой на Венецианском кинофестивале — её получил исполнитель главной роли Михаил Ульянов.

Военно-полевой роман (1984)

Военно-полевой роман

Во время войны солдат Саша влюбляется в санитарку Любу с заливистым смехом. Но им не суждено быть вместе: девушка уже состоит в отношениях с комбатом. Застенчивый юноша не претендует на ответные чувства, дарит девушке цветок и желает ей счастья.

После войны жизнь Саши постепенно входит в колею: он женится на интеллигентной женщине, находит работу и поступает на исторический факультет. Но однажды на улице он слышит знакомый смех. Герой видит продавщицу пирожков и узнаёт в ней Любу. Забытые чувства вспыхивают вновь. Интересно, что момент, когда главный герой встречает бывшую возлюбленную, режиссёр Пётр Тодоровский взял из собственного опыта. Будучи студентом ВГИКА, он на самом деле столкнулся с женщиной из прошлого. Вот что Пётр рассказывал журналу «Советский экран»: «У стены универмага в телогрейке, в перчатках без пальцев продавала пирожки возлюбленная нашего комбата. <...> Что произошло с ней, нашей красавицей, „фронтовой королевой“? Почему жизнь так изменила её?».

Обложка: кадр из фильма «Военно-полевой роман»