Смотреть
28 июня 2023

«Если б могли 100 тысяч получать будучи официантками, они бы здесь не работали»: интервью с создательницами спектакля «В некотором царстве» о секс-работницах

Таня Тювилина
Таня Тювилина
Авторка «Горящей избы».
спектакль в некотором царстве
2

В мае, благодаря сборам на краудфандинговой платформе Planeta.ru, состоялся спектакль «В некотором царстве». Он рассказывает о судьбах секс-работниц: почему девушки идут в проституцию? Зачем они там остаются? С чем они сталкиваются? В поиске ответов на эти вопросы создательницы постановки встречались с реальными секс-работницами. Таня Тювилина поговорила с авторками постановки о том, что больше всего шокировало, как отреагировали на спектакль секс-работницы и почему чувства этих женщин невозможно задеть.

Варвара Сополева
Режиссёр
Мила Романова
Драматург

Какое представление о секс-работницах у вас было до работы над спектаклем? 

Варвара: Люди, которые не связаны с секс-индустрией, которые ни разу не встречали девушек из этой сферы, строят свой образ на основе кино или литературы. У меня был очень поэтизированный лирический образ, как в «Пышке» Ги де Мопассана. А по современным фильмам можно подумать, что секс-работницы — это характерные женщины, женщины с гонором. 

Мила: Ещё бывает «грязный» образ. Когда мы только начинали работать над проектом, я ещё не знала правильной терминологии и спрашивала своих знакомых девочек: «Как вы представляете себе проститутку?». И они отвечали, что она грубая, вульгарная и развязная. 

Варвара: Я вообще много нового узнала, пока мы работали. Что нужно называть женщин не «проститутками», а секс-работницами. Или что в некоторых странах их деятельность легальна и регулируется законом. Раньше об этом совершенно не задумывалась. 

А какими секс-работницы оказались на самом деле? 

Мила: Очень разные. Во-первых, нужно начать с возраста. Есть очень молодые, которым по 18 лет, — с ними мы, к сожалению, не общались, — а есть женщины в возрасте. Самой старшей даме, с которой мы разговаривали, 64 года. 

Во-вторых, все они выглядели обычно. Если бы увидела их в кафе, никогда б не подумала, что они чем-то таким занимаются. Они так же, как мы, одеты, так же разговаривают. После беседы с самой старшей секс-работницей я сказала Варваре и нашей актрисе: «Если бы я увидела её на улице и у меня спросили, чем она занимается, я бы ответила, что она — директор „Пятёрочки“». Потому что она выглядит так, ведёт себя так и разговаривает так. То есть это не какие-то странные женщины, не такие, как мы. Да нет, точно такие же. 

При этом то, чем они занимаются, — это абсолютное насилие, которое воспринимается ими как норма. Они рассказывают о своих буднях, и ты думаешь «ужас какой», а они будто говорят о бытовых вещах. 

Варвара: Я ещё не увидела между мной и ними особой разницы. Когда я пришла общаться с секс-работницами, мне вообще показалось, что я очень много из того, что они говорят, тоже испытываю. Думаю, это связано с тем, как к женщине в обществе относятся в принципе. Ты живёшь с ощущением, что к тебе относятся потребительски. 

Мила: Что ты немножечко человек второго сорта. 

Варвара: Да, но я не говорю, что так и есть. Сейчас очень много механизмов, чтобы себя отстоять, о себе заявить. Но благодаря разговорам с секс-работницами я задумалась: «А что внутри с собой сделать, чтобы не чувствовать себя так?» И в девушках я нашла единомышленниц. Поняла, что нужно не комплексовать, что есть много способов, чтобы тебя воспринимали как равную, а не как жертву или не очень интеллектуальную женщину. 

Кадр со спектакля «В некотором царстве»

Как вообще проходила работа над спектаклем? 

Варвара: Сначала была экспедиция, то есть наблюдение и сбор материалов. Нам очень помог фонд «Астарта» и его основательница Ирина Маслова. Я приходила туда под видом волонтёра, помогала делать тесты на ВИЧ. И вот благодаря этому у меня появился доступ к секс-работницам. Девушки ко мне уже привыкли, и уровень доверия был выше. Если бы мы пришли просто с улицы, вряд ли бы с нами кто-то разговаривал. 

В сборе материала участвовали все: художники, артисты, драматург. Если есть доступ в салон или бордель, мы шли туда. Либо приходили в фонд и разговаривали с секс-работницами там. После того как собрали материал, мы придумывали сюжет. Мила работала над сценарием, создавала героев на основе прототипов. 

Затем сборка спектакля и выпуск. Когда были готовы сцены, эскизы костюмов, артисты понаблюдали за секс-работницами, мы это всё соединяли. Мы всё с командой делали вместе, и нам очень помогала Ирина Маслова, которая нас по любому вопросу консультировала. В целом разработка спектакля заняла полтора года. Мы хотели очень глубоко погрузиться в тему, а не поверхностно её зацепить. 

Вы называете постановку «сказкой». Что в ней сказочного? 

Варвара: Мы все живём в иллюзиях. Мы их себе придумываем, чтобы защититься от реальности. Например, я думаю: «Ну вот я сейчас не посплю, зато сдам госэкзамен и буду суперрежиссёром. Ну ничего страшного, что я не сплю уже два месяца толком, сейчас чуть-чуть потерплю, и всё будет классно». И у секс-работниц тоже есть какие-то цели, ради которых они «чуть-чуть потерпят». Вот в этом, собственно, и есть сказочность. 

Мила: Ещё когда мы начали работать над проектом, мы поняли, что история будет полна разнообразного жесткача. А жесткач, высказанный напрямую, на людей не действует. Не хотелось говорить прямо: «У нас в стране есть секс-работницы, знаете, что с ними делают?» Мы не занимаемся социальной работой или журналистикой, нам важно не рассказать факты, а передать ощущения. Мы хотели донести посыл деликатным, мягким образом, который при этом проникнет глубже в сознание. 

Мы взяли в работу древнерусские тексты. «Домострой» я прочитала аж трижды. В древних текстах к женщине часто относились унизительно, поэтому наша форма и от этого отчасти тоже родилась. 

Что было самым сложным в работе с такой щепетильной темой? 

Варвара: Психологические ощущения. Когда ты в это погружаешься, когда у тебя пропадают иллюзии, ты сталкиваешься с неприкрытой жестью. Причём очень сложно не обвинять никого.

Первое время волосы дыбом встают от историй и хочется схватиться за вилы. 

Мила: Изначально с секс-работницами общалась только Варя. И я помню, у меня был шок, когда я послушала первые записи интервью с одной героиней… Руки слабели во время прослушивания, мне стало прямо плохо. 

А что шокировало в словах секс-работницы? 

Мила: Мы не имеем права разглашать, чем конкретно она занимается на работе. Но она рассказывала подробности вроде того, какого типа клиенты к ней приходят или что с ней делают. И она говорила самые ужасные вещи. Там жесть такая, которую могли бы с наслаждением размусолить в извращённом фильме. И она об этом рассказывает как об обычной жизни, к которой все привыкли. 

Как вообще проходил разговор с секс-работницами? 

Мила: Мы много спрашивали про детство, про юношество, про семью. Пытались корешки найти и понять, как формировалась личность. Ещё я спрашивала у всех, как они пришли к работе, почему они стали этим заниматься. Интересовалась подробностями биографии. 

Варвара: Меня очень интересовало, как они воспринимают свою деятельность. Мы со стороны можем предположить, что наверняка у них в детстве было какое-то травмирующее событие или нищета, когда ни им, ни родителям было нечего есть. А девчонки, чтобы защититься от всех травм, стараются придать этому какую-то форму организованной деятельности. Они просто говорят: «Это моя работа. Она приносит мне деньги, на которые я обеспечиваю семью». 

Кадр со спектакля «В некотором царстве»

Самое страшное: они получают одобрение. То есть девушка секс-работница, а ей за это говорит «спасибо» мама, бабушка, ребёнок, брат, потому что она их содержит. И у меня волосы дыбом от этого встают. Секс-работницы — суперволевые люди, которые вывозят на себе вообще всё, и некоторые из них ещё умудряются не сдаться. 

Мила: Ещё интересно было наблюдать, как героини раскрываются. Они поначалу защищаются: «А что? Я тут 100–300 тысяч зарабатываю, а вы на себя посмотрите. Вы работаете забесплатно или тысяч 50 зарабатываете, а я тут 300 делаю». Вот такого было много. Но постепенно они к тебе привыкают, ты приходишь к ним второй, третий, четвёртый раз, и они уже по-другому говорят. Одна из них призналась: «Знаете, если бы я могла 100 тысяч получать будучи официанткой, я бы здесь не работала». Или раскрываются новые причины. «Нас отец в 90-х бросил, жрать нечего, и я торговала семечками на базаре. А потом меня условный дядя Паша изнасиловал, я забеременела, родила ребёнка, а его кормить надо». 

Не у всех были такие жестокие истории, конечно. Кого-то муж бросил с двумя детьми в 90-х, и надо за образование платить. И секс-работа — единственный способ быстро получить большие деньги. Не у всех катастрофические ситуации, но у всех обстоятельства, которые вынуждают. А тут действительно такие деньги, которые нельзя получить, работая официанткой или продавщицей.

Как соблюсти грань в разговоре и не задеть чувства секс-работниц? 

Варвара: Их чувства невозможно задеть. Если ты скажешь: «Ой, я так боюсь задеть ваши чувства», — ответ будет примерно такой: «А с чего ты вообще решила, что ты заденешь мои чувства?»

Мила: Мне первое время казалось, что я иду по минному полю. Вот сейчас я что-то скажу, и они странно отреагируют. Но на самом деле, если им не нравился вопрос, они отвечали: «А я не хочу и не буду на эту тему говорить, давай другой вопрос». Но думаю, ещё играет роль, что мы пришли к ним без осуждения и презрения, поэтому как-то и не получилось бы у нас их задеть. 

Варвара: Если бы пришли с презрением, мы бы быстро ушли. Им несложно нас послать. 

Вы говорите «секс-работница». Есть мнение, что термин некорректный, потому что проституция — не работа, а женщин этичнее называть «проституированные женщины» или «женщины, вовлечённые в проституцию». Что вы думаете по этому поводу? 

Мила: У меня двойственная позиция по этому вопросу. Я когда-то училась на психфаке, и вот многие психологи считают, что шведская модель — лучшая. То есть, чтобы решить в стране вопрос с проституцией, штрафуют мужчин, которые обращаются за услугами. Спрос падает, падает предложение, а женщинам оказывают психологическую помощь. 

Я тоже так считала. Что проституция — это не работа и что правильнее говорить «женщина, вовлечённая в проституцию». А потом мы пришли на консультацию к Ире Масловой, и она сказала, что всё не так, как мы думаем. Например, некоторые, несмотря на оказываемую помощь, не хотят уходить. Им тут удобнее, и они сами считают это работой. Поэтому Ира придерживается мнения, что лучшая модель — австралийская. В ней секс-работа легализована, у девушек есть трудовые книжки, и они защищены законодательством. 

Мне до сих пор трудно назвать их деятельность работой, и вряд ли бы женщины пошли на неё, если бы был другой вариант. Но они сами считают себя секс-работницами, поэтому я придерживаюсь этого термина. 

Варвара: В словосочетании «женщина, вовлечённая в проституцию» есть уже определённые смыслы. «Вовлечённая» значит, что кто-то её вовлёк. А это не всегда так происходит. Секс-работница — более нейтральный термин. Чтобы понять, как помочь страдающим людям, давайте поместим их в нейтральный контекст и подумаем, как с этим разобраться. 

Мила: «Проституция» — слово, которое очень много негативных коннотаций вызывает. Причём они относятся совершенно не к мужчинам, которые обращаются к женщинам, а к самим женщинам. А «вовлечённая» — её как будто силой туда вовлекли. Но некоторые сами приходят. Другой вопрос — почему они приходят? Какие обстоятельства этому способствовали? Что с этим делать? Как помогать? 

Секс-работницы приходили на спектакль? 

Варвара: Четыре приходили. 

Мила: С одной из них я разговаривала. Она десять лет была администратором в борделе, но уже одиннадцать лет работает в другой сфере. После спектакля она подошла ко мне и сказала, что в восторге. Что всё показанное очень узнаваемо. 

Кадр со спектакля «В некотором царстве»

Варвара: Мы очень переживали, потому что в самом спектакле не показывали их святыми. Но девушки говорили, что на них он даже психотерапевтически подействовал. Мне кажется, им приятно, что на них обратили внимание и что всерьёз заинтересовались их жизнью. 

Мила: Это было заметно и во время интервью. Им было очень важно — как и всем людям, — чтобы на них обратили внимание. У всех страшный дефицит внимания настоящего, искреннего. А у нас оно и было искренним. Мы же не просто пришли выжать из них информацию и уйти. 

«Сказка ложь, да в ней намёк». Какой намёк в вашей сказке? 

Мила: Мне кажется, у нас намёк такой: ребятушки, давайте глазоньки откроем. Просто внимательно посмотрим, ничего делать не надо. Может, у нас что-то зашевелится внутри, а может, и нет. Но давайте взглянем одним глазком. 

Варвара: Мне кажется, там нет намёков. Всё достаточно очевидно: ребята, хватит жить в сказке, хватит прикрывать очевидные вещи, откройте глаза. Ну и ещё: не трогай и не осуждай тех, кто слабее тебя.

Planeta.ru — российская краудфандинговая платформа. С помощью неё люди могут финансово поддерживать проекты, которые им интересны. За 18 дней театральный проект «Кривой дом», который поставил спектакль «В некотором царстве», собрал 30 тысяч рублей. На эти средства создательницы постановки смогли арендовать площадку, создать декорации и костюмы, напечатать программки и афиши.
Комментарии
Nataliya Dyudneva
28.06.23 10:41
Большая благодарность создателям спектакля за проделанную работу и за интерес к теме! А где именно проходил спектакль и планируется ли его повтор? Я бы с удовольствием посмотрела
Мила Романова
28.06.23 15:03
Здравствуйте! Спектакль скорее всего будет идти в Социально-художественном театре с осени. Приходите :)