Спорт помогает сохранить здоровье, снижает стресс и даже улучшает когнитивные способности. Физическая нагрузка полезна в любом возрасте, но, судя по исследованиям, девочки-подростки чаще избегают её. Разбираемся, почему так вышло и как это пытаются исправить.
Девочки-подростки реже занимаются спортом, чем мальчики
В 2015 году в Великобритании изучили уровень физической активности школьников. Оказалось, что 15% мальчиков и только 9% девочек в возрасте 13–15 лет упражнялись не менее часа каждый день. К активности исследователи относили, в числе прочего, игры на улице и несложные упражнения.
Спустя три года благотворительная организация Women in Sport провела собственное исследование и получила почти такие же результаты: только 8% девушек 13–15 лет активно двигались не менее часа в день. В 2019 году исследование Всемирной организации здравоохранения показало, что в 142 странах из 146 девочки-подростки отставали от мальчиков по уровню физической активности.
Час физической активности, на котором настаивали исследователи, не предполагал профессиональных занятий спортом. Десять минут танцев, поездка в школу на велосипеде и игра на школьной площадке после уроков тоже считались. И всё же девочки менее активны, чем мальчики. Одна из авторов исследования ВОЗ Лиэнн Райли писала: «Чтобы повысить уровень и регулярность физической активности у девочек в подростковом, а затем и во взрослом возрасте, необходимо создавать для них соответствующие возможности с учётом их интересов и потребностей».
Почему девочки меньше занимаются спортом
Физкультура в школе редко учитывает интересы девочек
Все школьники неизбежно сталкиваются со спортом на уроках физкультуры. Вот только девочкам часто приходится подстраиваться под стандарты, созданные для мальчиков. Например, подростков в первую очередь учат играть в футбол и волейбол. Среди обязательных нормативов отжимания и подтягивания. Конечно, девочки тоже могут любить волейбол и атлетику, но если кому-то из учениц интересны другие виды спорта, их просто не учитывают.
Нормативы девочек и мальчиков создают стереотипы. Обычно для учениц просто сокращают количество подходов: например, вместо 32 отжиманий от пола девочки выполняют только 20. Некоторые нормативы они не сдают вовсе и остаются наблюдать со скамеек, как мальчики лазят по канату и подтягиваются на турнике. С одной стороны, такое разделение соответствует возможностям средней ученицы. С другой — формирует стереотип, что «все девочки слабые».
Школа не ждёт от девочек особых успехов в силовых упражнениях, однако требует гибкости. Так, норматив при наклонах вниз из положения сидя для девочек строже, чем для мальчиков. При этом умение отжиматься и способность сесть на шпагат зависят от тренировок. А танцами и хореографией, которые как раз развивают гибкость и координацию, на школьных уроках занимаются редко. Исключение — ритмика, но она часто остаётся только в программе начальных классов.
Если после сдачи нормативов и обязательных упражнений на уроке остаётся время, ученики могут поиграть в спортивные игры. Обычно мальчики делятся на футбольные или волейбольные команды, а девочки садятся на скамейки. Чтобы стать частью игры, им часто нужно убедить мальчиков принять их в команду. Играть приходится очень хорошо, ведь неудачная подача может стать поводом для недовольства или насмешек вроде «чего ещё ждать от девчонки». Это подтверждает статистика: многие девочки убеждены, что заниматься спортом стоит, только если обладаешь особыми способностями, а не для удовольствия.
На активность девочек влияют комплексы. В 2021 году ВЦИОМ и бренд DOVE провели исследование подростковой самооценки. Изменить внешность мечтали 94% девочек 14–17 лет. Две трети вспомнили, как окружающие делали замечания в отношении их облика. Большинство опрошенных девушек хотели бы изменить свой вес, живот или талию. На уроках физкультуры в спортивной одежде такие девушки могут чувствовать себя очень уязвимо. Особенно если столкнутся с критическими комментариями учителя или одноклассников во время упражнений.
Преодолеть гендерное неравенство в любительском спорте пытаются благотворительные организации. Например, Women in Sport создала специальную методичку для школьных учителей физкультуры. Руководство советует позволить девочкам выбрать активность, которой им хотелось бы заняться, и добавить её в урок. Например, элементы зумбы или аэробики.
Распределение детей по группам предлагают изменить. Например, отказаться от состязания «мальчики против девочек» и формировать смешанные команды по способностям учеников. При этом обращать внимание не на соревнование, а на соблюдение правил и правильность выполнения элементов. Это может снизить агрессивность и злорадство, которые отпугивают девочек. Одновременно Women in Sport предлагает беседовать с девушками, чтобы мотивировать их заниматься спортом и преодолевать стереотипы о внешности.
Девочкам труднее пробиться в «мужские» виды спорта
Стандартными секциями для девочек всё ещё считают танцы и акробатику. В то время как мальчиков отдают заниматься хоккеем и футболом. Гендерное распределение сохраняется и у взрослых: женщины чаще занимаются волейболом, фитнес-аэробикой, плаванием и лёгкой атлетикой. Наименее популярные виды спорта среди них: футбол, хоккей, воднолыжный спорт, альпинизм. Хотя физических ограничений для гендерного разделения нет. Главная футбольная организация FIFA даже рекомендует тренировать детей до 12 лет в смешанных командах.
В секциях хоккея первые два этапа подготовки девочки тренируются вместе с мальчиками. Причём девочки могут быть старше остальных игроков, а значит, могут стать неофициальными лидерами команды. Но к 14–15 годам девочки уже не могут тренироваться в смешанных командах. В этот период усиливается разница в физических возможностях мальчиков и девочек, девушкам требуется другая нагрузка и отдельная раздевалка.
Девушкам приходится решать: уйти из спорта или продолжать спортивную карьеру во взрослых командах. Женских хоккейных команд в России всего десять, в то время как мужских команд — участниц Континентальной хоккейной лиги 24. Так что молодые спортсменки сразу сталкиваются с огромной конкуренцией. Женский хоккей стал частью программы Олимпийских игр только с 1998 года. В то время как мужской — с 1924 года.
Футбол только недавно стал доступнее для девочек. С сентября 2021 года Департамент женского футбола проводит цифровые курсы для учителей физкультуры. Педагогов учат организовывать секцию женского футбола в своих школах. Курс оказался востребованным: на первом же потоке занимались 960 учителей.
Летом девочки могут участвовать в фестивалях «Мы в игре». Их учат играть на мастер-классах и футбольных квестах. А после девушки просто играют в футбол — без соревнований и ориентации на победу. На фестивалях работают и с родителями: им рассказывают о женском футболе и стараются развеять стереотип, что «футбол — мужская игра».
Для девочек редко создают условия на игровых площадках
Неожиданный перекос в занятиях спортом мальчиков и девочек на открытом воздухе обнаружили в 90-х годах. Власти Вены заметили, что на спортплощадках занимается много мальчиков-подростков, а девочки старше 10 лет предпочитают избегать этих мест. Девочки объяснили, что не ходят в парк, потому что там им нечем заняться. К тому же они сталкиваются с мальчиками постарше, которые дразнят их.
Чтобы сделать пространство комфортнее для девочек, в парке Айнзидлер (Einsiedler Park,) расставили гамаки и деревянные платформы, где можно было поболтать. Затем перестроили игровую площадку, сделав отельную зону для игры в бадминтон, нетбол, прыжков на скакалке. В парке также установили хорошее освещение и дополнительные входы. Расширили и уже существующие, чтобы девочки свободно проходили, а не протискивались мимо мужских компаний. Также в парке появилось больше качелей и снарядов для балансировки.
Парки с новой планировкой проектировали и в других городах. В Барселоне, Стокгольме, Умео (Швеция), Барселоне, Мьянме появились общественные пространства, ориентированные на девушек-подростков. В них создавали небольшие локации вместо крупных площадок для командных игр вроде футбола и баскетбола. На таких площадках девочки могли заниматься спортом в одиночестве или небольшими группами.
Парки разрабатывали совместно с фокус-группой девушек-подростков. Так в общественном пространстве города Умео появились низкие крытые скамейки, с сиденьями, удобными для девочек-подростков. На круглых крытых скамейках компании подростков могли спрятаться от непогоды и слушать музыку, никому не мешая.
Парки с дополнительной инфраструктурой для девочек пока остаются только отдельными проектами. После пандемии Йоркширский спортивный фонд исследовал активность девушек на свежем воздухе. Оказалось, девочки чаще, чем мальчики уверены, что заниматься спортом в местном парке небезопасно (49% против 26%). Тренироваться мешает ощущение, что за ними наблюдают, отсутствие туалетов и раздевалок. Также девушки вспоминали, что в детстве им нравилось играть на общественных детских площадках, но для подростков в парках нет ничего интересного.
В России есть нормативы размеров и инвентаря общественных спортивных площадок. Набор минимального оборудования состоит из турника, брусьев, гимнастической скамейки и баскетбольной площадки. В результате в российских дворах нередка картина: парни играют в баскетбол, девушки наблюдают в сторонке.
Что в итоге
Девочки реже занимаются спортом во многом потому, что сталкиваются со стереотипами: «спорт для мальчиков», «девочки должны быть гибкими, а не сильными». Также зачастую они стесняются своего изменяющегося тела, неуверенно себя чувствуют в соревнованиях против мальчиков. Вне школы и секций заниматься спортом сложнее, потому что парки и общественные спортивные площадки часто не приспособлены к потребностям девочек-подростков.
Хорошая новость: девочки могут изменить отношение к спорту. Но это будет долгая и планомерная работа. На уроках физкультуры нужно добавить новые виды активностей, которые будут учитывать интересы девочек и не будут заставлять их соревноваться с мальчиками. Развитие женских секций хоккея и футбола покажет, что любые виды спорта доступны для девочек. Наконец, грамотно выстроенное пространство в парках поможет привлечь девочек больше двигаться на открытом воздухе.