Аниме Хаяо Миядзаки наполнены магией, приключениями и социальными посылами, которые спрятаны за сказочными историями. Фанаты пересматривают его картины десятки раз и ищут глубинные смыслы. Порой они находят мрачные отсылки к загробной жизни. И конечно, строят теории о том, что сюжеты всех аниме разворачиваются в одной вселенной.
Кот Зизи из «Ведьминой службы доставки» никогда не умел разговаривать
Аниме «Ведьмина служба доставки» снято по мотивам одноимённой детской книги японской писательницы Эйко Кадоно. Тринадцатилетняя ведьма Кики, следуя древним ведьминским традициям, покидает родной дом, чтобы начать жить самостоятельно. У Кики, как у любой уважающей себя ведьмы, есть кот-компаньон по кличке Зизи. Кики и Зизи отправляются в путешествие, поддерживая и подбадривая друг друга. Кики всегда может обратиться к коту за советом. Но, когда в одно утро она теряет волшебные способности, они с Зизи перестают друг друга понимать.
Некоторые фанаты предполагают, что Зизи никогда не умел разговаривать — всё происходило в голове Кики. Диалог с котом был внутренним монологом самой Кики, когда она сомневалась или нуждалась в поддержке. Это похоже на то, как маленькие дети разговаривают с игрушками или придумывают воображаемых друзей.
«Ведьмина служба доставки» в первую очередь история взросления. Пока Кики была ребёнком, она с помощью волшебной силы «очеловечивала» Зизи, чтобы он помогал ей справляться с трудностями. Как тогда, когда она потеряла в лесу игрушку, которую должна была доставить, и Зизи на время притворился этой игрушкой. Обосновавшись в новом городе и пройдя ряд испытаний, Кики повзрослела. Она научилась быть самостоятельной и отпустила детство. Это объясняет, почему в конце аниме Зизи так и не вернул способность разговаривать. У него даже внешность изменилась — из карикатурного мультяшного персонажа он превратился в обычного кота.
Эту теорию подтверждает и то, что в присутствии других героев аниме Зизи ведёт себя как обычный кот. Например, в начале, когда Кики только планирует отправиться во взрослую жизнь и проводит время с родителями, Зизи молча сидит на зеркале или лежит на кровати. Лишь однажды он отвечает на вопрос Кики в присутствии её родителей. Но в этот момент Зизи показывают крупным планом, а потому непонятно, слышат они его или нет.
Интересно, что в американской версии «Ведьминой службы доставки» произошли некоторые изменения. В том числе в конце картины Зизи заговорил. Аниме заканчивается сценой, где Кики стоит перед репортёрами, а Зизи запрыгивает к ней на плечо и мяукает. Американские прокатчики заменили мяуканье фразой «Кики, ты меня слышишь?». Такой финал расстроил некоторых зрителей, потому что аниме из грустной, но светлой истории взросления превратилось в типичный «диснеевский» мультфильм.
Кстати, Тосио Сузуки, один из продюсеров картины, подтвердил состоятельность этой теории:«Зизи — это не просто домашнее животное, он — ещё одно «я» [Кики]. Поэтому, когда она разговаривает с Зизи, на самом деле она разговаривает сама с собой».
Мэй и Сацуки из «Мой сосед Тоторо» на самом деле умерли
Одна из самых жутких и одновременно самых популярных теорий среди фанатов творчества Миядзаки. По сюжету аниме сёстры Мэй и Сацуки вместе с папой переезжают в деревню. Мать девочек лежит в больнице, а потому все обязанности по дому ложатся на плечи старшей из сестёр — Сацуки. «Мой сосед Тоторо» — неторопливая история, показывающая будни деревенских жителей. Девочки делают домашние дела, ходят в школу и резвятся на природе. Однажды они встречают забавных лесных духов, один из которых — большой добрый и пушистый Тоторо.
Согласно фанатской теории, Тоторо — Бог смерти, и его могут видеть только те, кто скоро умрёт. Кульминацией аниме является момент, когда Мэй теряется и вся деревня встаёт на её поиски. В местной реке находят розовый башмачок, который может принадлежать Мэй. У жителей возникает страшная догадка — Мэй утонула. Но Сацуки спешит всех успокоить — это не обувь её сестры. Фанаты же предполагают, что Мэй всё-таки утонула. А Сацуки, которая заботилась о ней всё это время, не смогла пережить горе и покончила жизнь самоубийством.
Одна из причин, почему появилась эта теория — поселение, в которое переезжают девочки, называется Токородзава. Оно находится в префектуре Сайтама. Там же находится город Саяма, в котором 1 мая 1963 года произошёл громкий инцидент. Шестнадцатилетняя девочка возвращалась из школы, но так и не дошла до дома. А на следующий день её нашли убитой. Это дело до сих пор остаётся одним из самых скандальных в истории Японии — считается, что мужчина, которого арестовали, не был виновен.
Согласно фанатской теории, Миядзаки отразил этот случай в аниме. Имена главных героинь — английское Мэй и японское Сацуки переводятся как «май». Именно в мае произошёл инцидент в Саяме. Но у такого выбора имён есть и другое объяснение. Дело в том, что в Японии учебный и рабочий год начинаются в апреле. И в мае японцы впадают в состояние «майской депрессии», или гогацубё. Так называют трудности адаптации после длительного отдыха. Семья Мэй и Сацуки также переживает трудности адаптации на новом месте. И их имена могут быть метафорой той самой «майской депрессии».
Ещё один аргумент фанатов — Котобус, который в конце везёт Сацуки и Мэй в больницу к маме. У него есть табло с остановками, и на этом табло мелькает остановка «Дорога на кладбище». Возможно, Котобус является проводником между мирами, который доставляет пассажиров из мира живых в мир мёртвых.
Когда девочки доезжают до больницы, они не заходят внутрь, а сидят на дереве в компании Котобуса. Единственная, кто их видит — мама. Фанаты считают, что это потому, что она тоже скоро умрёт, ведь уже долгое время она борется с тяжёлой болезнью.
Студия Ghibli, впрочем, эту теорию опровергла. На самом деле «Мой сосед Тоторо» — одно из тех аниме, которое основано на биографии самого Миядзаки и несёт скорее жизнеутверждающий посыл, нежели мрачный и тёмный.
Аниме «Рыбка Поньо на утёсе» показывает загробную жизнь
«Рыбка Поньо на утёсе» — интерпретация сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена. Маленькая красная рыбка — дочь колдуна и морской богини — отличается особой любознательностью. Втайне от отца она сбегает из дома, чтобы посмотреть, что происходит на поверхности. Там её находит пятилетний Сосукэ, который даёт рыбке имя Поньо. Ей так понравился Сосукэ, что она превращается в человека, чтобы быть с ним рядом.
Когда Поньо превращается в человека, она вызывает цунами, которое обрушивается на город, где живёт Сосукэ. Согласно фанатской теории, всё, что происходит дальше, — загробная жизнь. Никто не смог пережить стихийное бедствие. Город погрузился под воду. Бабушки, которые ещё вчера сидели в инвалидных колясках, могут ходить. Они бегают и резвятся, радуясь жизни. Они сумели внезапно вылечиться, потому что умерли, а в загробной жизни никто не страдает от недугов.
Мама Сосукэ работает в центре по уходу за пожилыми людьми. В ночь после цунами она отправляется в центр, чтобы проверить, как дела у её подопечных. На следующий день Поньо и Сосукэ, устав ждать, отправляются на лодке на другую сторону города, чтобы с ней встретиться. Пока они плывут по затопленному городу, видят древних рыб, которые вымерли много лет назад. Они встречают пару с ребёнком, которые выглядят слишком старомодно для современных жителей. И вообще все лодки с горожанами, которые попадаются Поньо и Сосукэ на пути, плывут в одном направлении. Фанаты предполагают, что таким образом они совершают переправу на «ту сторону». А река, по которой они плывут, это река Сандзу — в японской мифологии аналог древнегреческого Стикса.
Оказавшись на «той стороне» Сосукэ и Поньо должны пройти через туннель. Это также может считываться как переход в иной мир. А рядом с туннелем стоит статуя бога Дзидзо. Дзидзо является покровителем и защитником душ умерших детей.
Настоящее имя Поньо — Брунгильда. В скандинавской мифологии Брунгильда была валькирией и богиней войны. Валькирии решали, кто из павших воинов отправится в иной мир, в Вальгаллу. Также исследователи видят в Поньо отсылку к мифическому существу умибодзу. Это морские духи, которые топили корабли и вызывали сильные волны. Так что Поньо одновременно выступает и как проводник в потусторонний мир, и как существо, которое привело людей к гибели.
А ещё, согласно японским легендам, души людей, у которых нет никого, чтобы заботиться об их могилах, находят убежище в море. Это объясняет, почему загробная жизнь в «Поньо» — это затопленный город.
Мир духов из «Унесённых призраками» — это лимб
Десятилетняя Тихиро вместе с родителями переезжает в новый дом. По дороге они теряются в лесу и натыкаются на загадочный туннель. Пройдя сквозь него, семья попадает в таинственный город, где нет жителей. Зато есть прилавок полный еды, на который родители Тихиро набрасываются как обезумевшие. Пока они едят, превращаются в свиней. Мир, в котором они оказались, населён призраками и духами. Чтобы спасти родителей и вернуть им человеческий вид, Тихиро устраивается работать в купальни местной ведьмы Юбабы. Там она находит новых друзей, среди которых — юноша по имени Хаку.
Среди фанатских теорий о том, что собой на самом деле представляет мир духов, популярно мнение, что Тихиро с родителями погибли в автокатастрофе. Сквозь туннель они попали на станцию, которая существует между миром живых и миром мёртвых. А поезд, на котором Тихиро едет к ведьме Дзэнибе, везёт пассажиров на конечную станцию — на тот свет. Поезд ходит только в одном направлении. Он доставляет умерших к месту упокоения и символизирует окончательную смерть.
Эту теорию также дополняет другая фанатская теория о том, что Безликий — такой же человек как Тихиро. Он когда-то точно также попал в этот мир, но так и не нашёл успокоения. Поэтому завис между мирами, передвигаясь полупрозрачной тенью. В начале аниме Тихиро тоже начала исчезать, но Хаку дал ей пирожок, который помог ей остаться человеком. Возможно, если бы не Хаку, Тихиро ждала бы та же участь, что и Безликого. Это объясняет, почему призрак так тянется к девочке.
Безликий вместе с Тихиро едет к ведьме Дзэнибе на конечную станцию. Там он, наконец, успокаивается и решает остаться на попечении ведьмы — окончательно умирает.
Ещё одним доказательством является сцена, в которой Тихиро проезжает на поезде мимо одной из станций и видит призрак девочки в красной юбке. Фанаты считают, что это Сэцуко из «Могилы светлячков», которая ждёт своего брата Сэйта.
Все аниме Миядзаки существуют в одной вселенной
Как и приверженцы теории о связи мультфильмов Pixar, фанаты Миядзаки верят, что все аниме мастера связаны между собой. Тема экологии и губительных последствий индустриализации — одна из центральных в его творчестве. Фанаты уверены, что если смотреть картины в правильном порядке, то получится история экологической катастрофы, которая произошла на Земле по вине людей. И концовка у этой истории открытая.
«Принцесса Мононоке» — начало вселенной Миядзаки. Действие разворачивается в средневековой Японии. Принц Аситака становится жертвой страшного проклятья. Чтобы найти лекарство, он покидает родную деревню и отправляется в путешествие. Аситака оказывается в эпицентре борьбы между природой и человеком. С одной стороны — Железный город, которым управляет госпожа Эбоси. Она хочет вырубить лес и расширить границы. С другой — дикая девушка Сан, воспитанная волками., защитница леса и Лесного Духа. Аситака выступает в роли миротворца.
«Порко Россо» — события аниме разворачиваются в период между Первой и Второй мировыми войнами. Лётчик Марко Паготт, который из-за проклятья похож на свинью, живёт в Италии. К власти пришли фашисты, и Марко работает на государство, обезвреживая воздушных пиратов, которые грабят мирные судна. Несмотря на то что в финале «Принцессы Мононоке» жители Железного города осознали важность сохранения природы, человечество всё равно пришло к индустриализации и войнам.
«Ветер крепчает» — вольная биография японского авиатора Дзиро Хорикоси. Он сконструировал истребители, которые являлись одним из главных разрушительных орудий Второй мировой войны. Аниме представляет Дзиро мечтателем, влюблённым в авиацию. Он строит личную жизнь, путешествует и работает над своим главным детищем, пока над миром нависает угроза мировой войны.
«Мальчик и птица» — в разгар Второй мировой войны мальчик Махито теряет маму. Отец женится во второй раз, на сестре убитой жены, и увозит Махито в сельскую местность. Там недалеко от дома стоит таинственная башня, которую по легендам построил предок Махито. И цапля, живущая рядом на болоте, настойчиво хочет, чтобы Махито в эту башню попал.
«Мой сосед Тоторо» — мирные 50-е, семья Кусакабэ переезжает жить в деревню. Там они живут спокойной тихой жизнью, а девочки из семьи — Мэй и Сацуки — знакомятся с лесным духом Тоторо. В этом аниме люди и природа живут в гармонии. Лесные духи не воюют с людьми, а, наоборот, помогают. Растёт новое поколение, которое может предотвратить экологическую катастрофу.
«Унесённые призраками» — история о девочке Тихиро, которая попадает в мир духов и находит там работу в купальнях ведьмы Юбабы. По фанатским теориям, «Унесённые призраками» тесно связаны с картиной о Тоторо. И дело не только в том, что и там и там появляются «чёрные чернушки» сусуватари. Фанаты считают, что розовая туфелька, которую находят в реке жители деревни в «Тоторо», принадлежит Тихиро. Ближе к финалу аниме Тихиро вспоминает, как в детстве чуть не утонула в реке, а Хаку её спас. Это было в то же время, когда Мэй и Сацуки переехали в Токородзава. Им помогали духи леса, а Тихиро — дух реки.
«Рыбка Поньо на утёсе» — происходит окончательное сближение между миром природы и миром людей. Рыбка Поньо превращается в человека и отказывается от жизни в океане ради дружбы с мальчиком Сосукэ. Магия в полной мере проникает в мир людей.
«Ведьмина служба доставки» — тринадцатилетняя ведьма Кики улетает из дома и обосновывается в городке на берегу моря. Она находит кров в лавке пекарей и организует службу доставки — доставляет посылки, летая на метле. Люди уже воспринимают магию как нечто привычное. А ещё некоторые фанаты считают, что Асона и Фукуа, хозяева булочной, у которых Кики снимает комнату, — это подросшие Сосукэ и Поньо.
«Ходячий замок Хаула» — юная шляпница Софи подвергается проклятию: Ведьма Пустоши превращает её в старуху. Софи натыкается на бродячий замок волшебника Хаула, который и стал виновником её проклятья. Софи поселяется в замке и начинает заботиться о его обитателях. А в мире тем временем идёт война, и в этот раз подключены ещё и волшебные силы. Поэтому и последствия будут вдвойне разрушительны.
«Небесный замок Лапута» — девочка Сита и мальчик Пазу ищут таинственный замок Лапута, затерявшийся среди облаков. Об этом замке слагают легенды, а желающих его отыскать полно. Но у Ситы и Пазу больше шансов, ведь этот замок тесно связан с их семьями. Детям приходится противостоять воздушным пиратам и секретной государственной службе. «Лапута» и «Замок Хаула» связаны благодаря пасхалкам, которые Ghibli любят оставлять в своих картинах. Из замка «Хаула» можно попасть в любую точку во времени и пространстве. Когда Софи выходит из замка в очередном городе, мимо пробегает Пазу. Кроме того, некоторые фанаты думают, что Лапута и Ходячий замок могут быть одним и тем же замком.
«Навсикая из долины ветров» — после экологической катастрофы Земля заросла ядовитым лесом. Находиться на планете можно только в защитных масках. А территорий, свободных от ядовитых растений, очень мало, и за них ведётся ожесточённая борьба. Навсикая — принцесса из Долины ветров. Когда война приходит в Долину, девушка бросает вызов завоевателям. Она отчаянно хочет защитить флору и фауну планеты от разрушений, чтобы люди и природа жили в гармонии.
По предположениям фанатов, после глобальной войны, которая в «Навсикае» носит название «семь дней огня», индустриализация была уничтожена. Дерево из Лапуты вернулось на Землю. Семена от него разлетелись по планете. Так как Дерево было гигантским, то и его семена разрослись в гигантские деревья — тот самый ядовитый Лес.
Также согласно этой теории, Навсикая может быть потомком Ситы из «Лапуты». Сита говорила, что её дом находится в местности, где очень сильные ветры. Скорее всего, она родом из Долины ветров. У Навсикаи есть питомец Тето — помесь лисицы и белки. Точно таких же существ можно увидеть и в «Лапуте».
Интересно, что Навсикая выступает в роли миротворца. Во вселенной аниме существует пророчество об «Избранном в голубом», который может возродить мир, разрушенный войной. Но откуда это пророчество взялось? Возможно, в прошлом уже был такой герой, у которого почти получилось. И этот герой — Аситака из «Принцессы Мононоке». Он так же, как и Навсикая, ходил в синем, также был абсолютно неконфликтным и точно так же пытался примирить два мира: людей и природы. Навсикая рождена продолжить дело Аситаки.
Станьте первым, кто оставит комментарий