Любить
5 августа 2022

«Вы мне никто!». К чему готовиться, если вы хотите взять приёмного ребёнка

Каждый десятый ребёнок в России возвращается в детский дом, потому что родители не представляли, с чем столкнутся.

Тоня Рубцова
Тоня Рубцова
Живу в Италии, пишу про жизнь.
Трудности адаптации приёмного ребёнка

Всё это совсем не обязательно случится с вами. Однако каждый десятый приёмный ребёнок в России возвращается в детский дом после усыновления, потому что родители не представляли, с чем им придётся столкнуться в период адаптации. Тоня Рубцова поговорила с тремя семьями, усыновившими детей при поддержке фонда «В ответе за будущее», и узнала о трудностях, к которым они были и не были готовы.

Не ждите, что ребёнок будет хорошо себя вести из благодарности за «спасение»

У каждого своя причина стать приёмными родителями. Кому-то здоровье или возраст не позволяет завести собственных, у других есть желание и ресурс сделать чью-то жизнь лучше. Главное — помнить, что вы делаете это для себя.

Надеяться, что приёмный ребёнок будет воспринимать новых родителей как «спасителей», которые дали ему шанс на новую жизнь — опрометчиво. Даже если раньше жизнь ребёнка была похожей на ад, не ждите, что он станет во всём вас слушаться из чувства благодарности.

Обычно получается ровно наоборот. Как правило, только попав в новый дом, дети стараются показать себя с лучшей стороны. Но по мере привыкания и «оттаивания», их прошлые травмы и обиды выплёскиваются на новую семью.

<strong>Юрий Никифоров, приёмный папа двух подростков, биологические родители которых ушли из жизни. Первый год дети называли его «папа Юра», но постепенно он стал просто папой.  </strong>
Юрий Никифоров, приёмный папа двух подростков, биологические родители которых ушли из жизни. Первый год дети называли его «папа Юра», но постепенно он стал просто папой.
Мы взяли Дениса и Машу в семью три года назад. Ребята помнят своих прежних родителей, особенно дочка, она постарше. Но у Маши довольно спокойный характер, а вот у Дениса в первый год были истерики. Он отказывался делать то, что мы просили, и кричал: «Вы мне вообще никто!». Нас это очень ранило, у меня всё время мелькали мысли: вдруг я ошибся, вдруг ему с нами хуже, чем без нас. Но я просто старался не думать об этом, а сосредоточиться на своей роли отца. Со временем сын привык к нам, и эти истерики прекратились.

Ребёнку может понадобиться очень много внимания

Дети, которых бросили родители, смотрят на мир не так, как выросшие в семье. Даже если ребёнок живёт с папой, который его бьёт, он чувствует свою принадлежность к этому роду. Разрыв кровных связей — это травмирующий опыт. После потери родителей одни дети считают, что недостойны любви, и винят во всём себя. Другие перестают доверять взрослым, боясь привязаться, а потом снова испытать боль. 

В любом случае ребёнку понадобится много тепла и любви, чтобы вернуть веру в себя и других. Это может проявляться в постоянном желании телесного контакта (объятий, прикосновений), страхе отпускать от себя родителей даже на несколько часов, постоянных вопросах на тему чувств.

<strong>Анна Сошинская, президент благотворительного фонда «В ответе за будущее». В семье Анны пятеро детей, среди них — приёмная дочь Наташа и ребёнок мужа от первого брака.  </strong>
Анна Сошинская, президент благотворительного фонда «В ответе за будущее». В семье Анны пятеро детей, среди них — приёмная дочь Наташа и ребёнок мужа от первого брака. 
Моей приёмной дочери Наташе было четыре годика, когда мы её взяли. В детском саду она не гуляла вместе с другими детьми во дворе. Она стояла у калитки и ждала меня, и невозможно было её от этого отвлечь. Сейчас ей восемь, но нехватка любви и контакта с мамой чувствуются до сих пор. Она тревожится и сомневается в нашей привязанности к ней, постоянно спрашивает, люблю ли я её и как сильно. Мой родной сын может даже не заметить, что я куда-то ушла. А Наташа сильно стрессует: ей нужно обязательно сказать, что я иду по делам и вернусь через пару часов. Она хочет тактильного контакта: утром мы должны вместе полежать в кровати, хотя бы пять минут. Периодически она говорит, что ей хотелось бы, чтобы это я её родила. Я отвечаю, что мне тоже хотелось бы, но это не имеет значения — мы всё равно семья.

Ребёнок может проверять вас и провоцировать отказаться от него

Страх привязаться и быть брошенным вызывает желание поскорее разорвать зарождающуюся связь. Дети не знают, что такое абсолютная родительская любовь, и не верят, что кто-то может искренне привязаться к ним. Боясь, что рано или поздно их вернут в детский дом, они пытаются сделать всё, чтобы это произошло как можно быстрее.

Чаще всего это толкает их на крупные провокации — воровство, агрессию, откровенную ложь, жестокое обращение с другими членами семьи. Дети априори считают себя плохими и стараются показать свои самые тёмные стороны, чтобы «не обманывать» новых родителей на свой счёт.

<strong>Юрий Никифоров</strong>
Юрий Никифоров
В первый год было ощущение, что наш приёмный сын пытался нащупать границы нашей любви. Он не верил, что мы уже не откажемся от него и не вернём в детский дом. Учителя постоянно жаловались на его поведение в школе. А один раз он украл деньги и отказывался признавать вину. Мне пришлось много с ним разговаривать и объяснять, что он может вырасти достойным человеком, а признавать свои ошибки — качество сильных людей.

У ребёнка могут возникать сложности в простых бытовых вещах

Дети из интернатов часто ничего не знают о быте обычных семей. Им выдают чистую одежду, кормят готовой едой в столовой. Они не участвуют в уборке дома, не ходят в магазин за продуктами. Многие даже не подозревают, что еда до приготовления выглядит как-то иначе — у них не было бабушки и дедушки, которые брали с собой в деревню сажать картошку.

В детских домах всё подчинено расписанию. У детей нет возможности повлиять на него и самостоятельно решить, чем заниматься. Попав в семью и столкнувшись с новыми обязанностями и свободой, они иногда не знают, что делать и «бунтуют» против изменений старого режима.

<strong>Олеся Клюева чувствовала сопротивление со стороны приёмных детей в течение года после усыновления. Затем увидела свои привычки в их поведении и поняла, что они становятся «своими».</strong>
Олеся Клюева чувствовала сопротивление со стороны приёмных детей в течение года после усыновления. Затем увидела свои привычки в их поведении и поняла, что они становятся «своими».
У нас с мужем трое приёмных детей. Вообще-то мы искали двоих, но Кирилл, Диана и Юля — кровные брат и сёстры, поэтому мы взяли сразу всех. Мы оба достаточно опытные родители, но в начале просто не знали, что делать. Дети нас совершенно не слушались. Они капризничали, отказывались есть или принимать душ. Младшая дочка могла что-то требовать и говорить: «Я буду плакать, пока вы мне это не дадите».

Психолог посоветовал нам восстановить режим, который у них был в детском доме, и делать всё по расписанию. Мы вставали в одно и то же время, завтракали, занимались. Обед, полдник, тихий час — всё по расписанию. Это помогло: детям стало проще. На адаптацию ушёл примерно год.

У ребёнка могут быть сложности с учёбой и мотивацией

Проблемы с учёбой бывают у любого ребёнка. Но с детьми, которые росли в закрытых учреждениях, часто приходится сложно. Они менее самостоятельны, не отстаивают своё «я», привыкают не выделяться. Без амбиций и веры в себя ребёнок слабо мотивирован стараться и учиться новому.

<strong>Юрий Никифоров</strong>
Юрий Никифоров
Наши дети не были заинтересованы учиться. В детском доме они не заморачивались совсем — им ставили «тройки» просто так. Я не ожидал, что придётся так много времени тратить на помощь с домашними заданиями. Многое из школьной программы я уже забыл, поэтому пришлось тоже засесть за учебники. Особенно тяжело стало, когда мы перешли на электронное обучение во время карантина. Но самое сложное было — заставить их поверить в себя и объяснить, что учёба поможет в жизни.

Частый диагноз у воспитанников детских домов — умственная отсталость. Это состояние бывает вызвано социальными причинами и недостатком внимания к развитию ребёнка и, соответственно, со временем выравнивается. В других случаях замедленное развитие связано с особенностями здоровья. Тогда родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребёнка будут сложности с учёбой.

<strong>Анна Сошинская</strong>
Анна Сошинская
В медкарте Наташи значилось «умственная отсталость под вопросом». Я фанат образования, но была готова усмирить родительские амбиции и просто помочь ей найти себя в жизни. Со временем оказалось, что у неё высокая познавательная активность! Ей нравится учиться, а ещё она занимается гитарой, плаванием и живописью. Отказываться ни от чего не хочет — говорит, что всё успевает. Сейчас она догнала и даже обошла сверстников в учёбе, и мы добились того, чтобы диагноз сняли.

У ребёнка могут быть любые непредсказуемые реакции

Каждый ребёнок уникален — со своими страхами, талантами, сильными и слабыми сторонами. Но когда вы знаете его с рождения, то имеете возможность увидеть, как окружающий мир влияет на его характер. Это позволяет примерно понять, чего можно и нельзя ожидать.

С приёмными детьми многие сложности невозможно предсказать. Особенно если они не типовые, а вызванные личным опытом ребёнка и историей его жизни. Историей, о которой вы знаете поверхностно или совсем ничего.

<strong> Анна Сошинская</strong>
Анна Сошинская
Когда мы только взяли Наташу из детского дома, она боялась всего: машин, животных, воды. У нас дома живёт огромная добрейшая собака, любимица семьи. Дочка кричала, только увидев её, собака не понимала, что происходит и громко лаяла. Мы не знали, как всех успокоить, первые полгода жили в аду. Но проблема была не только в собаке — на прогулке дочь боялась кошек и голубей. Я не могла купать её, ей было страшно, когда лилась вода. Я не знаю, как её купали раньше, поэтому даже не могу предположить, откуда шёл этот страх.

Приёмное родительство не всегда сопряжено с этими трудностями. Ребёнок может легко и быстро влиться в семью, такое тоже бывает. Но вы непременно должны быть готовы к сложным ситуациям — чтобы не оказаться в полной растерянности, если они наступят.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий