18 января 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете рекламы смесей (для детей от 0 до 12 месяцев) как полноценных заменителей грудного молока. Суть данного законопроекта сводится к тому, чтобы не привлекать внимание и не формировать интереса к таким продуктам у женщин.
Так, инициаторы законопроекта утверждают, что он позволит бороться с недостоверной информацией о заменителях грудного молока, а также поможет снизить вероятность «необоснованного отказа» от ГВ. Но действительно ли это так и всё ли учли авторы инициативы? Разбираемся в законопроекте вместе с главной редакторкой проектов для родителей «Нет, это нормально» и Chips Journal Леной Аверьяновой, а также обсуждаем, почему лактация может стать полем боя для женщины и на какие аспекты материнства стоило бы обратить внимание нашим законодателям.
Запрет на рекламу заменителей грудного молока — мера, к которой прибегают многие страны в попытке повлиять на выбор матерей в пользу естественного вскармливания. Казалось бы, кому какое дело, да? Но на самом деле в глобальной перспективе выбор в пользу кормления грудью действительно благотворно влияет на общество, его здоровье и социальные связи — это доказано многочисленными исследованиями, а также очень подробно и интересно изложено в книге Эммы Браун «Грудное вскармливание без прикрытия. Кто на самом деле решает, как мы кормим наших малышей». И да, реклама смеси тоже влияет на то, какой выбор в итоге делает женщина, решая, как она будет кормить своего ребёнка.
Я считаю, что рекламировать смесь как абсолютно идентичную по составу замену грудному молоку действительно нельзя — это лукавство, все знают, что смесь по составу не равна жидкости, которую конкретная женщина производит под нужды своего ребёнка (а состав молока правда индивидуален). Однако её ограничение возможно только в тех условиях, в которых для матерей действительно создана среда, контекст и поддержка на системном уровне, помогающая ей сделать выбор в пользу ГВ.
Что я имею в виду?
- Квалификацию персонала роддомов, который не должен хватать матерей за грудь и комментировать форму их сосков.
- Достоверные сведения об избыточности элиминационной диеты (один из способов распознать чувствительность к продуктам. — Прим. ред.) для здоровой диады «мать и ребёнок» вместо запугиваний и мифов.
- Информирование матерей об этапах лактации, в том числе о ложном отказе от груди, кризах, застоях и способах их преодоления.
- Нормализация грудного вскармливания в общественных местах и отсутствие шейминга в адрес тех, кто к нему прибегает.
- Возможность получить адекватную помощь и поддержку со стороны консультантов по ГВ как в роддоме, так и за его пределами.
- Отказ от практик «подготовки сосков к кормлению», мытья груди с мылом перед каждым прикладыванием, кормления строго по часам, сцеживания в случае, если ребёнок не успел опорожнить грудь во время еды, — и так далее.
Пока все эти, не побоюсь этого слова, вредительские установки и подходы к организации ГВ живы, распространены и популярны, женщины будут отказываться от него в пользу смеси, потому что для многих лактация становится полем боя, мучением и кошмаром. Поддержку женщина зачастую не получает ни в семье, ни на приёме у врача — гинеколога или педиатра. Так быть не должно! Чтобы женщины выбирали кормить грудью, этот выбор должен быть по-настоящему информированным.
А сейчас система делает вид, что информированием — причём заведомо ложным — занимаются только производители смесей. Но давайте посмотрим правде в глаза — наладить ГВ это не так уж просто и естественно, как нас пытаются в этом убедить. Да, это полезно и здоро́во для матери и ребёнка, но полагаю, что сначала мы все должны признать, что в нашей стране не сделано ничего для того, чтобы женщина понимала, что её поддержат, если она выберет кормить грудью. Что ей не нужно будет продираться через сопротивление со стороны всего и вся, чтобы спокойно кормить. О существовании стигмы вокруг кормления смесью тоже не будем забывать — как бы ты ни поступила, ты неправа и виновата перед ребёнком.
Так давайте сначала распутаем этот гордиев узел и будем решать проблемы последовательно, а не браться за то, к чему пока ещё нет никаких оснований и реальных предпосылок. Мне лично реклама средств с недоказанной эффективностью, антибиотиков и алкоголя кажется куда более вредоносной.