Вальдорфская школа — не просто образовательное учреждение, а целая философия, которая вызывает много споров. С одной стороны, она предлагает уникальный подход к обучению и воспитанию детей с акцентом на развитие творческих способностей и эмоциональной сферы. С другой стороны, в вальдорфской педагогике нет привычной нам академической строгости и научного подхода, а её последователи считаются чуть ли не сектантами. Мы поговорили с учительницей и учениками московской вальдорфской школы, чтобы разобраться в этом вопросе.
Что такое вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это особая образовательная система, которая появилась в Германии и связана с именем Рудольфа Штайнера. Она основана на принципах антропософии и направлена на гармоничное развитие личности ребёнка. Но обо всём по порядку.
Как возникла вальдорфская школа
Вальдорфская педагогика появилась в начале XX века и вскоре стала одним из наиболее известных и влиятельных направлений в альтернативном образовании. Её основателем является Рудольф Штейнер, австрийский философ и учёный, который также является создателем антропософии — духовного учения, базирующегося на эзотерических идеях и оккультных исследованиях.
Антропософия рассматривает человека как существо, имеющее три начала: физическое, душевное и духовное. Тело включает в себя физическое «я», жизненные процессы и силы, а также структуру сознания. Душа воплощается в теле, а после покидает его и переходит в духовное существование. Дух связывает жизнь на земле с духовным миром, он вечен и созидателен.
Согласно этому учению, развитие личности должно происходить гармонично, с учётом всех трёх аспектов. Эти принципы стали основополагающими для вальдорфской педагогики, которая ставит перед собой задачу не только обучить ребёнка академическим знаниям, но и развить его эмоциональную сферу, творческие способности и моральные ценности.
Как работает вальдорфская школа
Вальдорфская методика обучения отличается от традиционных подходов к образованию. Она уделяет большое внимание развитию воображения, фантазии и креативности у детей, а также формированию их социальных навыков и умению работать в коллективе. В вальдорфских школах особое внимание уделяется искусству, музыке, ручному труду и другим видам деятельности, которые способствуют гармоничному развитию личности.
«У вальдорфской методики есть принципы, которые касаются не только преподавания, но также отношений учителей с учениками. В вальдорфской школе считается, что таланты ребёнка лучше раскрываются, если обучение происходит без страха и стресса. Главные столпы вальдорфской философии — уважение и свобода. Конечно, на практике не всё проходит так идеально, как представляет себе методика. Но мой опыт обучения в первом классе в общеобразовательной школе был очень негативным, и на контрасте с этим опытом вальдорфская школа ощущалась как очень комфортное место».
выпускница вальдорфской школы
«По сути, это школа для творческих детей. У них не ИЗО, а искусство, и каждый год они осваивают новый музыкальный инструмент. У них даже столярное дело есть. По сравнению с обычными школами в Вальдорфской большое количество эмпатичных детей — потому что в них специально воспитывают уважение к личности, учат сопереживать. Кроме того, вальдорфская школа — это особое мощное международное комьюнити: многие выпускники вальдорфа остаются преподавать в этих же школах, всяких специалистов типа врачей, юристов тоже обычно находят внутри комьюнити. И, кстати, у российского вальдорфа активные связи с немецким сообществом — ученики регулярно ездят по обмену, им легче переехать в Германию».
педагог вальдорфской школы
Чем вальдорфская школа отличается от обычной
Вальдорфская школа предлагает уникальный подход к образованию, который отличается от традиционных методов обучения. Вот несколько ключевых особенностей.
- Обучение методом погружения. В течение месяца в вальдорфской школе рассматривается одна тема. Такой подход позволяет детям глубоко проникнуть в изучаемую область и получить много практического опыта. Ученики не просто запоминают факты, а исследуют тему, анализируют её с разных сторон и применяют полученные знания на практике. Это способствует более глубокому пониманию предмета и развитию критического мышления. Например, разбирая тему природы, ученики изучают местную флору и фауну, экологические системы и взаимосвязи между различными видами живых существ. Они могут проводить исследования, посещать заповедники и парки, создавать проекты по сохранению окружающей среды.
- Отсутствие оценок. В вальдорфских школах не используют отметки для оценки успеваемости учеников. Вместо этого дети или родители могут просто спросить учителя о своих успехах или недочётах. Такой подход помогает снизить стресс и давление на детей, а также способствует более естественному и гармоничному развитию личности. Учитель может дать обратную связь в форме рекомендаций и советов, что помогает ученикам лучше понять свои сильные и слабые стороны.
- Создание собственных учебных пособий. До определённого момента в вальдорфской школе не используют учебники. Вместо этого дети создают собственные учебные пособия. Этот процесс способствует развитию творческого мышления, воображения и навыков самостоятельной работы. Ученики учатся анализировать информацию, выделять главное и оформлять свои мысли в письменной форме.
- 12 классов вместо 11. Вальдорфская школа предлагает непрерывную образовательную программу, которая охватывает обучение с 1‑го по 12‑й класс. Это означает, что дети начинают своё обучение в вальдорфской школе в возрасте 6–7 лет и оканчивают её примерно в 19.
- Один учитель для всех основных предметов. В начальных и средних классах вальдорфской школы все основные предметы ведёт один учитель. Так он лучше понимает каждого ученика, его сильные и слабые стороны, интересы и способности. Это позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого ребёнка. Кроме того, постоянный контакт с одним учителем укрепляет отношения между учениками и педагогом и позволяет создать доверительную атмосферу.
За что критикуют вальдорфскую систему
Несмотря на популярность и признание многими родителями и педагогами, вальдорфская система образования подвергается критике по нескольким направлениям. Одна из основных претензий заключается в том, что акцент на духовном и творческом развитии может привести к недостаточному вниманию к академическим знаниям и практическим навыкам, необходимым для успешной адаптации в современном обществе. Критики утверждают, что отсутствие стандартных оценок и учебников может снизить уровень конкурентоспособности и подготовки учеников по традиционным предметам, особенно связанным с техническим направлением.
Кроме того, некоторые эксперты указывают на то, что вальдорфская педагогика основана на антропософии — учении, которое имеет эзотерические корни и может быть воспринято как несовместимое с научным подходом к образованию. По словам педагога вальдорфской школы Таи, выпускники также могут испытывать трудности при адаптации к реальному миру.
«Это взращивание личности в гармонии с миром, но это не то чтобы готовит к реальной жизни. В Вальдорфе всё приятное, мягкое, творческое. Там нельзя пользоваться гаджетами, то есть это такой пузырь, в котором существуют ученики».
педагог вальдорфской школы
Также среди недостатков вальдорфской системы отмечают её закрытость и отсутствие прозрачности в методах обучения и оценке прогресса учеников. Это может создавать трудности для родителей, которые хотят быть в курсе академических достижений и развития своих детей.
Насколько эффективна вальдорфская школа
Эффективность вальдорфской школы остаётся предметом дискуссий. Существует довольно большое количество исследований вальдорфских школ по всему миру, хотя в России они пока что изучены слабо. Некоторые научные работы отмечают, что выпускники вальдорфских школ показывают высокие результаты в креативности, социальных навыках и способности к самостоятельному мышлению. Согласно исследованию, проведённому Стэнфордским университетом в 2015 году, ученики вальдорфских школ по сравнению с учащимися обычных образовательных учреждений проявляли больший интерес к учёбе, были более дисциплинированны и реже пропускали занятия.
Однако для более объективных выводов необходимы дополнительные независимые исследования, которые сравнят результаты обучения в вальдорфских и традиционных школах. Важно учитывать, что эффективность образовательной системы может зависеть от множества факторов, включая индивидуальные особенности учащихся, квалификацию учителей и ресурсы, доступные школе.
Каково учиться в вальдорфской школе
«У меня остались очень хорошие воспоминания о школьных годах. Конечно, были не только весёлые моменты, и я хотела поскорее закончить школу и начать „взрослую жизнь“, но запоминается в основном именно хорошее. Я очень любила поездки с классом, обычно они происходили в конце года. Самой яркой была поездка в Германию после 10-го класса. Мы жили в семьях учеников немецких вальдорфских школ, и у нас были совместные мероприятия, это было очень весело. Я с теплотой вспоминаю спектакли, которые мы ставили к концу года. Я очень любила репетиции, режиссёра, пьесы, по которым были спектакли. Школа познакомила со спортивным туризмом и походами, они были достаточно большой и важной частью моей жизни. В походах и выездах всегда были песни под гитару у костра, эта часть школьной жизни, по которой я скучаю».
выпускница вальдорфской школы
У Марии, выпускницы той же вальдорфской школы, также остались весьма тёплые впечатления от учебы. Она отметила, что все учителя вкладывали душу в преподавание и старались сделать его увлекательным. Учёба была интенсивной, особенно начиная с седьмого класса. Среди одноклассников были самые разные люди с различными интересами и целями на будущее, и это воспринималось как норма и даже приветствовалось.
«В этом как раз и была разница между нашей школой и обычными. Вальдорфская школа намного мягче, но это не значит, что ты учишься меньше. Возможно, даже наоборот, но в тебя не вбивают эти знания палкой. Из-за этого некоторым выпускникам потом сложнее привыкнуть к обычным университетам и какой-то стандартной среде. Я думаю, им непривычна жёсткость и некий холод в общении между людьми.
Конечно, у меня были некоторые моменты, когда я видела разницу между моим опытом и опытом моих сверстников: у нас ничего не делалось „для галочки“ или просто потому, что „надо“ или „сверху спустили указание“, мы всегда знали, зачем делаем что-то, и проговаривали это на занятиях. Все понимали, что эта система здесь построена не для кого-то там, а для нас, тех, кто в ней учится. И это было видно во всём».
выпускница вальдорфской школы
По словам Марии, у них было много творческих предметов: резьба по дереву, мозаика, хор, кулинария, несколько музыкальных инструментов. Родители почти никогда не вмешивались в процесс учёбы, хотя всегда были открыты к диалогу и «держали руку на пульсе».
«Во время учёбы там не особо переживала, что что-то упускаю. Первые 5 классов я отучилась в обычной школе, где ко всему подходили формально и делали всё по инструкции. Отношения между учителями и ученикам были намного более поверхностные, если были вообще. Было понятно, что многим учителям глубоко всё равно, что станет с их учениками потом. Там были мальчики, которые начали курить в 10 лет, и в целом определённое количество учеников выросло в неблагополучных семьях — в общем, контингент, на мой взгляд, не очень. Но это конкретно мой опыт».
выпускница вальдорфской школы
Что в итоге
Вальдорфская школа предлагает особый подход к образованию, который ставит в центр внимания развитие личности ребёнка и его творческих способностей. Как и у любой другой системы образования, у вальдорфской педагогики есть сильные и слабые стороны. К сильным можно отнести индивидуальный подход, развитие творческих способностей и навыков критического мышления. Среди слабых сторон — отсутствие акцента на традиционных академических дисциплинах и стандартизированных тестах. В конечном счёте выбор образовательной системы должен учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Станьте первым, кто оставит комментарий