В спешке пассажиры часто забывают в такси сумочки, зонты, очки, детские игрушки. Это обидно, даже если вещь стоит недорого. Ведь непросто подобрать идеальные перчатки к плащу, а без любимого плюшевого мишки ребёнку трудно заснуть. Однако многие не обращаются за забытыми в такси вещами, потому что не знают, как это сделать. Юрист Мария Гончарова рассказывает, как действовать, чтобы получить забытую в такси сумку назад.
🚕 Услуги такси регулируются «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которые утверждены правительством РФ в 2020 году.
1. Пользуйтесь официальными службами такси
В отличие от случайных попутных машин, официальные перевозчики обязаны регистрировать все поездки. По закону в момент вызова такси заключается устный договор фрахтования. Простыми словами, это временная аренда автомобиля с водителем. Перевозчиком может выступать сервис таксопарка, индивидуальный предприниматель либо обычный человек, у которого есть право перевозить людей и багаж. Водитель обязан зарегистрировать заказ любым способом: в электронном виде или в бумажном журнале регистрации. Если вы пользуетесь приложением для вызова такси, регистрация происходит автоматически. Туда заносят:
- номер заказа;
- дату и время принятия заказа;
- дату выполнения заказа;
- место подачи такси и место окончания поездки;
- номер и марку такси;
- Ф. И. О. водителя;
- номер телефона заказчика;
- дополнительные требования по перевозке (например, наличие детского кресла или возможность перевозки человека в кресле-коляске).
Эта информация поможет найти именно вашу машину с забытым на сиденье зонтом.
2. Звоните водителю, как только обнаружили пропажу
Самый быстрый способ вернуть забытую в такси вещь — связаться с водителем напрямую. Вы можете позвонить или написать водителю в чате приложения в течение суток — именно столько может длиться смена водителя конкретного такси. Если заказ был сделан по телефону, позвоните оператору и попросите соединить с водителем. Скорее всего, забытая сумочка или перчатки всё ещё лежат у него на заднем сиденье. Вы сможете договориться о месте встречи и забрать вещи в тот же день.
3. Обратитесь к оператору, если вспомнили о забытой вещи на следующий день или позже
Позвоните оператору, объясните ситуацию и подробно опишите забытую вещь, чтобы подтвердить, что она ваша. Это можно сделать в течение 30 дней — именно столько пропажу будут хранить в офисе службы такси. Исключение — скоропортящиеся продукты. По закону ваш торт могут продать, а вам вернуть вырученные деньги. Но на практике этим вряд ли будут заниматься.
При возврате вещей с вас спросят расписку о получении с указанием паспортных данных. Также могут попросить оплатить доставку. Например, если таксист привёз вам забытую вещь домой или на работу. Расходы должны быть объективно обоснованными, водитель не может требовать дополнительного вознаграждения.
4. Заберите забытое в течение месяца
По закону у вас есть 30 дней, чтобы забрать забытые вещи. Однако лучше сделать это как можно быстрее: в сервисах такси обычно нет складских помещений для хранения.
Спустя 30 дней вещь должны оценить и продать. Теоретически вы можете получить вырученные деньги в течение трёх лет — это срок исковой давности. Но на практике за ценными вещами обычно приходят раньше, чем их успеют продать. А у недорогих мелочей может быть разная судьба. Их могут хранить и дольше месяца, если размеры помещения позволяют. Или выбрасывают, потому что забирать забытое никто не пришёл, а продать не удалось.
5. Если представители таксопарка отказываются возвращать пропажу, обратитесь в полицию
Обратитесь в ближайшее отделение полиции, если возникли любые проблемы. Например, вы забыли вещь не в официальном такси, а в попутке. Или водитель отрицает, что вы оставили что-то в его машине. При подаче заявления укажите как можно больше информации об обстоятельствах пропажи и подробно опишите забытые вещи.
Что в итоге
- Пользуйтесь официальными службами такси.
- Прежде чем выйти из машины, проверьте, все ли вещи при вас.
- Если всё же что-то забыли, как можно скорее свяжитесь с водителем. Если это не удалось — звоните оператору.
- Доставку забытых вещей придётся оплатить.
- Возьмите за правило на всякий случай сохранять информацию о перевозчике: номер машины, контактный телефон, адрес фирмы. Если пользуетесь приложением для вызова такси, эту информацию можно найти там. Также она должна быть размещена в машине справа от водителя.
- Если таксиста не удаётся найти или он отказывается возвращать вещи — обращайтесь в полицию.
Станьте первым, кто оставит комментарий