Смотреть
25 мая

Возраст любви: 14 фильмов, где женщина старше своего партнёра

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Изображение
1

Недавно на экраны вышел ромком «Мысль о тебе» с Энн Хэтэуэй и Николасом Голицыным в главных ролях. В фильме сорокалетнюю главную героиню осуждают за роман с мужчиной на шестнадцать лет младше. Мы вспомнили другие фильмы об отношениях, где женщина старше, — счастливых и не очень. От лёгкой романтической комедии с французским шармом до сумрачной драмы с Джулианной Мур и Натали Портман.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

«Мой лучший любовник» (2005)

Режиссёр: Бен Янгер

Тридцатисемилетняя Рафи разведена и чуть больше чем полностью сфокусирована на карьере. Знакомство с Дэйвом и его искренний интерес заставляют её немного изменить приоритеты. Им весело вместе, Рафи поддерживает увлечение нового возлюбленного живописью и подбадривает в нелёгких отношениях с семьёй. Рафи даже подумывать, что хочет от Дэйва ребёнка. Единственное, что смущает женщину, — ощутимая разница в возрасте: Дэйву двадцать три года. Но Лиза, психотерапевтка Рафи, убеждает её  выдохнуть и насладиться этими отношениями. Однако когда выясняется, что бойфренд Рафи — сын Лизы, её одобрение быстро сходит на нет.

Стандартного для романтических комедий финала здесь ждать не стоит — он выйдет чуть грустным, хотя и трогательным — слишком разного от жизни хотят  герои. Что не отменяет, конечно, искренности чувств. Помимо красивой и меланхоличной любовной линии, фильм радует остроумными диалогами и актёрскими работами — ведь в нём встретились две прекрасные актрисы Ума Турман и Мерил Стрип (психотерапевтка Рафи). Хотя формально у Стрип роль второго плана, её мастерство и энергия поднимают фильм на уровень повыше типичного ромкома.

«Притворись моим парнем» (2012)

Режиссёр: Давид Моро

Тридцативосьмилетняя Алиса — главная редакторка популярного глянцевого журнала Rebellе. Но по мнению начальника, героиня не соответствует провокационному духу издания и не способна на спонтанные поступки. Тогда Алиса решает доказать: она не просто разведённая мать с ребёнком и вполне способна пуститься в приключения. Когда случай сводит её с восемнадцатилетним студентом Бальтазаром, коллеги ошибочно решают, что эти двое встречаются. Алиса их не разубеждает и старательно играет роль влюблённой. Но только Бальтазар влюбился по-настоящему.

Кино с Вирджинией Эфира по определению не может быть скучным — а здесь компанию ей составил обаятельный Пьер Нине (Ив Сен-Лоран из одноимённого фильма Жалиля Леспера). Вайб лёгкого романтического безумства «Притворись моим парнем» сочетается с вполне серьёзными вещами. Близкие Алисы не очень довольны её новыми отношениями, а бывший муж и вовсе обвиняет в том, что такой «бездумный» роман навредит их дочери. Но прежде всего, парадоксальным образом это история взросления… самой Алисы. Постепенно героиня приходит к осознанию, что не стоит играть чувствами других — и что очень молодые люди тоже способны на любовь.

«Век Адалин» (2015)

Режиссёр: Ли Толанд Кригер

Адалин родилась на заре двадцатого века, а в 1938 году после удара молнией перестала стареть. Героине приходится постоянно переезжать и каждый раз выдавать себя за нового человека: уж очень сильно возраст «по паспорту» расходится с внешностью молодой женщины. Но у вечной молодости есть своя цена. Адалин путешествует по миру, совершенствует знания языков и успешно пробует себя в бизнесе — и при этом она одинока. Из-за тайны у неё никогда не было долгих отношений, а все, кого она любила, старели и умирали. Поэтому компанию Адалин составляют только дочь, которая выглядит старше неё, слабовидящая пианистка и собака. Однажды в её жизнь врывается Эллис, и, возможно, героиня готова раскрыть ему свой секрет.

Разница в возрасте здесь в прямом смысле фантастическая — жанр обязывает. Но упрекнуть создателей в том, что они сводят буквально столетнюю женщину с мужчиной лет на семьдесят младше, не получится. Отношения выглядят равными, несмотря на то что Адалин вроде бы должна быть ментально «взрослее» (и это одновременно и достоинство, и сценарный недостаток). Так что фильм можно смотреть скорее не как кино о трудностях отношений с age gap, а как обычную, но приятную лав-стори с заведомо понятным финалом.

«Чтец» (2009)

Режиссёр: Стивен Долдри 

Берг познакомился с Ханной в послевоенной Германии, когда ему было пятнадцать, а ей — тридцать шесть. Тогда же начался их тайный роман: герои проводят целые дни в постели, и Ханна просит читать ей вслух. Когда спустя несколько месяцев женщина исчезает, не сказав ни слова, это разбивает Бергу сердце. Восемь лет спустя герой, уже студент юридического факультета, оказывается на суде над нацистскими преступниками. Среди подсудимых — Ханна. Её, бывшую надсмотрщицу концлагеря, обвиняют в том, что во время пожара в церкви она не открыла двери еврейкам, которые заживо сгорели. Другие надсмотрщицы утверждают, что это была в основном её вина — и приводят в доказательство якобы написанный Ханной рапорт. И вдруг Берга осеняет: его возлюбленная не виновата, потому что на самом деле неграмотна и не могла ничего написать. Молодой человек решает ей помочь, но на полпути отступает. Берг продолжает следить за судьбой Ханны и мучается вопросом, раскаялась ли она.

Принёсший Кейт Уинслет «Оскар» фильм — зрелище не из лёгких. Помимо очевидной противоречивости отношений взрослой женщины и подростка, он работает с другими сложными вопросами — вины, травмы и раскаяния. Виноват ли один человек в преступлении, совершённом государством? Мог ли он что-то противопоставить машине смерти? Можно ли жить с осознанием того, что отнял у кого-то жизнь? Лёгких ответов картина не предлагает — но предлагает задуматься о том, насколько сильно наши обыденные поступки влияют на чью-то судьбу. «Чтец» снят по одноимённому роману Бернхарда Шлинка.

«Нянька по вызову» (2009)

Режиссёр: Барт Фрейндлих 

Сэнди узнаёт, что муж ей изменяет, спешно с ним разводится и переезжает с детьми в Нью-Йорк. Волей случая они селятся в квартире, расположенной над уютной кофейней, где работает Эрам. Завязавшееся знакомство быстро превращается в дружбу — сын и дочка Сэнди от него в восторге. Героиня предлагает бариста поработать их няней и вскоре в него влюбляется. Сэнди останавливает только то, что Эраму двадцать пять, а она на пятнадцать лет его старше. Поддавшись чувствам, Сэнди понимает, что это взаимно. Но жизнь уже приготовила паре испытания.

Умеренно сладкий ромком с обязательными для жанра клише умудряется на протяжении всего действия сохранять драйв — и даже не хочется перемотать вперёд, чтобы узнать, чем же всё закончится. Авторы не забывают, однако, поговорить и о важном — об эйджистских предрассудках, из-за которых Сэнди едва не отказывает себе в праве на счастье.

«Май декабрь» (2023)

Режиссёр: Тодд Хейнс

Грейси и Джо познакомились, когда ей было тридцать шесть, а ему — тринадцать. Из-за начавшегося между ними романа героиню приговаривают к тюремному сроку. Скандал попал на первые страницы газет, осложнившись тем, что Грейси на тот момент была в браке и воспитывала детей. Освободившись, Грейси выходит за Джо замуж. Пара вместе уже много лет, у них сын и две дочери. Семейную идиллию жизни в пригороде нарушает приезд голливудской актрисы Элизабет. Она сыграет Грейси в фильме, посвящённом их истории, и хочет лично пообщаться с супругами. Кажется, счастье непоправимо рушится. Или его не было изначально?

«Май декабрь» не выставляет моральных оценок действиям героев, а скорее препарирует отношения Джо и Грейси. Как их видят дети пары? А дети и внуки Грейси? Что думают об этой семье соседи, которые нет-нет — да и продемонстрируют презрение? Наконец, как видит их человек со стороны — Элизабет? Её оценка — вероятно, самая неприятная и отрезвляющая. Пара действительно привязана друг другу. Но, встретив Грейси, Джо буквально «пропустил» своё детство и юность, их отношения определили всю его судьбу. Ему ещё нет сорока, а его младшие дети уже празднуют выпускной. Где-то между этим событием и знакомством с женой и потерялась его жизнь, и Джо не знает, кто он и чего на самом деле хочет.

«Выпускник» (1967)

Режиссёр: Майк Николс

Бенджамин заканчивает колледж и приезжает в родительский особняк провести лето. Герой понятия не имеет, чем хочет заниматься, когда вырастет, и в свой двадцать один год беспокоит родителей апатией и безвольностью. Бенджамин проводит дни у бассейна и заводит ленивый и ни к чему не обязывающий роман с миссис Робинсон, замужней подругой семьи вдвое себя старше. Отношения кажутся ему идеальными, пока Бен не влюбляется по-настоящему — и совсем в другого человека.

На пару с большой разницей в возрасте Бенджамин и миссис Робинсон, конечно, не похожи — скорее на ровесников. Сыгравший главного героя Дастин Хоффман был всего на шесть лет младше своей экранной партнёрши Энн Бэнкрофт. Здесь самое место возмутиться голливудским эйджизмом по отношению к женщинам — и заодно тем, как женщина за сорок представлена исключительно коварной соблазнительницей. Но «Выпускник» примечателен и кое-чем ещё (и не только культовыми фолк-рок песнями Саймона и Гарфанкела). В 1960-е он неспроста стал одной из самых кассовых картин десятилетия. В фильме впервые после отмены в киноиндустрии консервативных правил показали откровенную сцену — да ещё ту, где женщина старше. Так «Выпускник» стал вехой в сексуальной революции эпохи.

«Предложение» (2009)

Режиссёрка: Энн Флетчер

Среди подчинённых — сотрудников престижного нью-йоркского издательства —  Маргарет прозвали нехорошим словом «стерва». Коллеги считают её жёсткой и безжалостной. Но оказывается, и у неё есть слабое место: Маргарет — гражданка Канады, и её вид на жительство в США скоро истекает. Если не принять меры, её вышлют из страны в считаные дни. Героине приходит гениальное решение: она предлагает своему ассистенту Эндрю заключить брак. Не растерявшись, тот выдвигает условие: он хочет, чтобы Маргарет повысила его до редактора и опубликовала рукопись, которую Эндрю безуспешно пытается продвинуть. Так начинается их фиктивный роман — но много ли надо, чтобы он стал настоящим?

«Предложение» использует формулу, придуманную ещё Шекспиром в «Укрощении строптивой»: с помощью смекалки хитрец надеется заполучить богатую невесту. В этом смысле ничего нового фильм не предлагает (да и по своей популярности со «Служебным романом» тягаться не может — а в нём всё та же схема). Но здесь невеста не просто богатая, а ещё и умная и с характером — и едко пошутить может, и победить в непростом споре. Из 2024 года идея «перевоспитания» «стервы» смотрится странно, но пятнадцать лет назад о реклейминге этого слова ещё не слышали, а феминизм ещё основательно не проник в поп-культуру. Утешает одно: вместе с Маргарет «перевоспитывается» и расчётливый карьерист Эндрю. К тому же у него обнаруживается сердце — хоть и не сразу.

«Кинозвёзды не умирают в Ливерпуле» (2017)

Режиссёр: Пол МакГиган

В 1970-е юный Питер Тёрнер пробует себя в актёрском ремесле на лондонской сцене. Тогда же он знакомится с оскароносной актрисой Глорией Грэм, которая неожиданно оказывается его соседкой по дому. Её карьера клонится к закату: Глория всё реже появляется в кино, уже отчаялась ждать больших ролей, и играет только в театре. Между ними почти тридцатилетняя разница в возрасте. И это не мешает разгореться яркому роману. В начале восьмидесятых врачи сообщают Глории, что рак груди, которым она страдала раньше, вернулся, и на этот раз он в терминальной стадии. Отказавшись от паллиативного ухода, Глория едет в дом родных Питера в Ливерпуле, чтобы провести там последние дни.

Фильм снят по реальной истории — у актёра Питера Тёрнера действительно были отношения с Глорией Грэм, и он написал об этом книгу. Особых «скандальных» подробностей о том, как роман «с разницей в возрасте» осуждало общество, ни в картине, ни в книге нет. Возможно, потому, что такое уже случалось в биографии Грэм: одним из мужей актрисы стал сын её бывшего супруга. Главное же здесь — нежно-ностальгическая интонация, с которой ведётся повествование. Тоска Глории по молодости и «золотому» Голливуду перемежается с воспоминаниями Питера о своей собственной юности и лучших моментах их романа (недаром «Кинозвёзды…» — экранизация мемуаров). Так история взросления одного встречается с историей неизбежного увядания и смерти другого. Это пересечение и оказывается любовью. 

«Я никогда не буду твоей» (2006) 

Режиссёрка: Эми Хекерлинг

Роузи работает продюсеркой на телешоу, в одиночку воспитывает дочь-подростка и не торопится заводить новые отношения. Однажды на кастинг приходит красавец Адам — и крадёт её сердце. Роузи переживает — из-за того, что бойфренд младше на одиннадцать лет, из-за собственной фигуры, которую то и дело сравнивает с фигурами двадцатилетних коллег, из-за того, что скажут окружающие, из-за того, что это «против природы». Сама природа, кстати, здесь материализуется в виде отдельного персонажа, который то и дело нашёптывает героине: «Кого ты пытаешься обмануть? Ты старая». Но Адам непоколебимо уверен: разница в возрасте — сущая ерунда.

Переживать о том, что вы недостаточно хороши для бойфренда помладше, даже если выглядите, как Мишель Пфайффер? Создатели уверяют, что такое бывает сплошь и рядом (сделаем вид, что верим). В остальном ромком не подводит — смешные (в нужных местах) диалоги, изрядная доза романтики и ненавязчивый, но понятный посыл «любовь побеждает». А ещё — занятные и неожиданные для жанра отсылки к мировой классике (в одном из эпизодов герои шутя воспроизводят сцену из «Выпускника»). Бонус: ужасно колоритная (и тогда ещё никому не известная) тринадцатилетняя Сирша Ронан в роли дочки Роузи, которая тоже переживает влюблённость.

«Белый дворец» (1990)

Режиссёр: Луис Мандоки

Макс переживает горе после смерти жены. Случайная перепалка в закусочной сводит его с официанткой Норой, которая кажется ему грубоватой и вульгарной. У них мало общего: Макс получил престижное образование и управляет рекламным агентством, а Нора едва окончила школу и живёт в крошечной грязной квартирке. Скандал, с которого началось знакомство, переходит в разговоры по душам, а потом в секс — предполагалось, что на одну ночь. Но внезапно оказывается, что их связывает что-то большее. Пара начинает встречаться, но постоянно ощущает разницу в происхождении и возрасте: Максу двадцать лет, а Нора на шестнадцать лет его старше.

«Белый дворец» балансирует между эротической мелодрамой, романтической историей и в меньшей степени — историей о классовых различиях и (совсем немного) об эйджизме. Прежде всего герои сражаются с внутренними предрассудками — и постепенно учатся видеть за обидными стереотипами живого человека, достойного любви и уважения. Главное достоинство фильма — игра Джеймса Спейдера и звезды «Тельмы и Луизы» Сьюзан Сарандон. Их дуэт не просто убедителен: он искрится химией, отчего безоговорочно верится и в сексуальное притяжение, и в душевную близость.

«Страсти Дон-Жуана» (2013)

Режиссёр: Джозеф Гордон-Левитт

У Джона порнозависимость: он не обделён женским вниманием, но реальный секс не увлекает его так, как виртуальный. Придя однажды с друзьями в ночной клуб, герой знакомится с красавицей Барбарой и привычно предлагает ей переспать. Отказ его удивляет, и Джон внезапно решает: эта девушка — Та Самая. Спустя время они всё же начинают отношения, и, кажется, Барбара положительно влияет на Джона. Он бросает смотреть порно и даже записывается на вечерние курсы при местном колледже, чтобы получить образование. Но зависимость возвращается, а Барбара, оказывается, влюблена скорее в себя, чем в Джона. И здесь судьба подбрасывает герою новую встречу. Парень неожиданно сближается с «однокурсницей» по вечерним занятиям Эстер — вдовой, потерявшей сына. Она утверждает: порнография исказила представление Джона о здоровых отношениях и сексе. Может быть, Эстер и есть его счастливый билет к исцелению?

Фильм стал для Гордона-Левитта режиссёрским дебютом — в хорошем смысле лёгким и по-умному сделанным. Здесь критикуют лицемерие общества, в котором люди предпочитают притворяться, что не смотрят порно, и сексуальную объективацию — но не перегружают зрителя утомительными нравоучениями. Вместо этого нам выдают ироничное и бодрое кино о современности. И конечно, о любви, которая может быть счастливой, несмотря на условности вроде возраста.

«Гарольд и Мод» (1971)

Режиссёр: Хэл Эшби

Двадцатилетний Гарольд одержим темой смерти: он обожает ходить на похороны, инсценировать собственное самоубийство и подумывает однажды претворить план в жизнь. Мама Гарольда считает это блажью и решает прекратить «фокусы» старым добрым способом — женить сына. Но на очередных похоронах Гарольд встречает Мод. Герой завидует женщине: ей скоро исполнится восемьдесят, а значит, она гораздо ближе к заветной смерти. Однако Мод пока умирать не планирует. Она решает растормошить меланхоличного юношу и заводит с ним дружбу, которая — к ужасу окружающих — переходит в любовь.

Из-за драматичной разницы в возрасте и опыте персонажей фильм называли «провокацией» — но ничего шокирующего здесь нет. Приключения Мод и Гарольда выглядят невинно, будь то мелкое хулиганство немного в духе «Сида и Нэнси», забавная выходка с целью позлить его родителей или свидание за рулём мотоцикла. А история в первую очередь — не о вызове ханжеству и «запретной» любви персонажей друг к другу, а о попытке одного вдохнуть силы в другого. Особенно если кто-то из этих двоих прошёл концлагерь и точно знает, зачем жить эту жизнь.

«Запутались в любви» (2008)

Режиссёр: Леандер Хауссман

Кадр из фильма «Запутались в любви»

Роберту Циммерману двадцать шесть, он гейм-дизайнер и встречается с прекрасной девушкой. По дороге на презентацию важного проекта молодой человек пачкает костюм и вынужденно заворачивает в прачечную. Там его ждёт знакомство с Моникой, которая принимает у Роберта заказ. И вот герой теряет голову и напрочь забывает о своих отношениях и работе. Отныне для него существует только она, Моника — мать-одиночка на двадцать лет его старше. И он придумает, как завоевать её сердце.

Европейское кино частенько незаслуженно недополучает внимания — так случилось и с фильмом Хаусманна. Между тем ромком вышел смешным и обаятельным — без излишне тяжёлых размышлений о роковой разнице в возрасте или непоправимых социальных различиях. Но зато с ироничными диалогами о любви и о жизни: в фильме проглядывает такая вудиалленовская атмосфера на немецкий манер. В кадре звучат песни Боба Дилана — тёзки нашего героя (настоящее имя музыканта — Роберт Циммерман) и настраивают на романтичный лад.

Комментарии
callmeauthor
24.08.24 18:21
по поводу "Май декабрь". там скорее про то, что Грейси постоянно манипулирует Джо и говорит ему, что он должен хотеть. поэтому он сам не знает. Грейси осознанно ограничивает его жизнь намного больше, чем ограничивало бы раннее отцовство. да и сам статус женатого немного ограждает его от общения. Грейс ведëт себя то как слишком ранимая, то как слишком властная, что заставляет Джо постоянно потакать ей. нельзя сказать, что он прям осознанно к ней привязан, он зависим от неë и не может освободиться от еë контроля (и не пройдя нормальное взросление, он не может самостоятельно от этого избавиться и разобраться в своих чувствах). про героиню Портман скорее сложилось впечатление, что еë саму как-то "воспитывали" более старшие мужчины и теперь она хочет принять роль более старшей на себя