Комментарии

Жестокая страсть и приторная романтика: как показывают секс в кино

секс в художественном кино

Недавно Кира Найтли отказалась сниматься в постельных сценах у режиссёров-мужчин. Одна из причин — они показывают секс только с точки зрения мужчин и того, что выглядит для них привлекательным. Валерия Чебитько решила разобраться, а как вообще устроены постельные сцены в художественном кино на примере самых культовых фильмов и сериалов.

Страстный секс 

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

В 1972 году на экраны вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», который кинокритик Полин Кейл назвала прорывом в кино. Хотя зрители и многие критики негативно отнеслись к картине из-за изобилия эротических сцен. 

В центре сюжета мужчина и женщина. Ему 45 лет, он американец, который пытается прийти в себя после самоубийства жены. Она — эксцентричная двадцатилетняя француженка. Они знакомятся совершенно случайно, и в первый же день их охватывает страсть. С этого момента они, даже не зная имён друг друга, начинают тайно встречаться. 

Сюжет фильма крутится вокруг страсти и секса, поэтому в нём много откровенных сцен и обнажённых тел. Причём обнажённой перед зрителями в основном предстаёт главная героиня в исполнении Марии Шнайдер: она часто появляется в кадре топлес и полностью голая. 

Помимо того, что фильм вызвал негодование общественности из-за большого количества эротических сцен, в 2016 году Бернардо Бертолуччи и исполнителя главной роли Марлона Брандо многие западные СМИ обвинили в насилии над Шнайдер, которой на момент съёмок было 19 лет. Поводом послужило интервью Бертолуччи, в котором он рассказал о том, как снималась самая провокационная сцена в фильме. 

Главная героиня приходит к главному герою, и он насилует её, используя вместо смазки сливочное масло. Бертолуччи и Брандо решили не говорить о масле Шнайдер, чтобы запечатлеть её естественную реакцию «женщины, а не актрисы». 

В фильме этот тайный секс для героев — возможность сбежать от реальности.

И что интересно, даже после сцены насилия главная героиня продолжает ходить на эти встречи, вести себя как ни в чём не бывало и даже признаётся главному герою в чувствах.

Похожая сцена, да и сюжет в целом, есть в фильме «9 ½ недель», который, естественно, после премьеры сравнивали с «Последним танго в Париже». Он основан на автобиографичном романе Джейн МакНилл. В 1970 году она развелась с мужем и переехала жить на Манхеттен, став редактором феминистского журнала Ms mag­a­zine. В это же время она завела роман с художником Томом Шэнноном, который и описала в книге «9 ½ недель». 

По современным меркам в фильме описываются токсичные отношения между главными героями, которые находят своё отражение и в постельных сценах. Главный герой общается с героиней в приказном тоне: сними платье, ползи, я хочу чтобы ты села на пол, я завяжу тебе глаза. Но всё это в очень мягкой ультимативной форме. 

Она спрашивает его, что будет, если она не хочет этого делать. И он отвечает: «Тогда ты можешь сказать, чтобы я ушёл». То есть он не приказывает напрямую, но предлагает два варианта: либо ты делаешь, как хочу я, либо я ухожу. 

Кажется, будто он открывает в героине сексуальность. Они много экспериментируют: занимаются сексом на лестнице под дождём, слизывают друг с друга еду, она танцует для него стриптиз. Но всё это происходит потому, что так хочет он, и ни разу за весь фильм никто не спросил о её желаниях. 

Самая противоречивая сцена в фильме — она приходит к нему, чтобы выяснить отношения, у героев начинается ссора, и после слов «Что ты себе позволяешь?», он валит её на стол (злую, на эмоциях), просто снимает с неё бельё, и затем начинается постельная сцена, которая больше похожа на изнасилование. Но, что удивительно, главная героиня обнимает его, прижимает к себе, и после этого в их отношениях начинается романтическая фаза с нарезкой счастливых моментов под музыку. 

Такая же сходная по жестокости сцена есть в фильме «Основной инстинкт». Когда главный герой выплёскивает свои эмоции через секс с секретаршей. Он рвёт на ней одежду и, по сути, берёт её силой, в то время как она сопротивляется и чётко говорит «нет». А уже спустя какое-то время начинает получать удовольствие. 

Во всех трёх фильмах страсть отождествляется с грубостью и жестокостью. Но все три раза женщины не чувствуют себя жертвами, в какой-то мере даже получают удовольствие и спокойно продолжают общение с этими мужчинами. 

В фильме «Основной инстинкт» показана и другая сторона. Грубым и жестоким сексом, в котором он явно доминирует, главный герой занимается с женщиной, которая морально показана более слабой. А вот когда он встречает героиню Шерон Стоун, уверенную в себе, со стержнем, всё происходит совсем по-другому. 

В обеих постельных сценах с её участием сильный характер героини и власть над героем выражается в том, что она находится сверху. 

Похожий приём, чтобы показать сильный характер женских персонажей, используется, например, в «Игре престолов». По мере того как развиваются женские персонажи, как они осознают свою силу и власть, меняется их положение во время постельных сцен. Если в первых сезонах это по большому счёту овладение женщиной, то в последних они чаще оказываются сверху.

Романтичный секс

Кадр из фильма «Любовь и другие лекарства»

В романтических фильмах секс — пик отношений между героями. Максимальная точка сближения, когда они открываются друг другу и таким образом говорят о своих чувствах. Даже если до этого у них уже были сексуальные взаимоотношения, «тот самый секс» узнаётся сразу («Красотка», «Секс по дружбе», «Любовь и другие лекарства»). 

В таких фильмах, как правило, секс преувеличенно красивый: музыка, шёлковые простыни, красивые виды, плавные движения и одновременность оргазмов, которая достигается только с помощью пенетрации. И всё происходит само собой, оба партнёра знают, что делать. 

Фокус чаще всего на женщине: она закатывает глаза, она громко дышит, она сжимает в руках простыни, она получает удовольствие, которое ей доставляет партнёр. И, конечно, в таких фильмах мужчины всегда сверху. 

Одной из самых красивых и чувственных эротических сцен в кинематографе считается сцена из фильма «Искупление» с Кирой Найтли и Джеймсом МакЭвоем. Сначала показывают хрупкую и изящную спину Киры Найтли, её плечи, коленки, ступни, как она реагирует на прикосновения героя МакЭвоя, запускает руки ему в волосы, а его самого мы видим в основном со спины. 

Ещё в романтических фильмах сюжет зачастую крутится вокруг того, что главный герой более опытный, поэтому он открывает героине мир чувственности, а она либо девственница, либо слишком зажата («Три метра над уровнем неба», «50 оттенков серого», «Спеши любить», «Грязные танцы»). 

И в этом нет ничего плохого — рассказывать про первый опыт. Но в основе почти всех топовых романтических фильмов лежит именно первый опыт женщины, в то время как неопытные мужчины становятся комедийными персонажами. 

Натуральный секс 

Кадр из сериала «Половое воспитание»

Если говорить о естественном сексе без замалчивания и стеснения, то, конечно, первым делом на ум приходит сериал «Секс в большом городе». Хотя в нём больше говорят о сексе, чем его показывают. 

Четыре женщины с четырьмя разными темпераментами обсуждают свои сексуальные предпочтения: кто-то любит экспериментировать с разными партнёрами, кто-то ждёт того единственного, чтобы отдаться ему полностью, кто-то чувствует себя слишком зажатой.

В сериале поднимается много важных тем: от смелых сексуальных фантазий до имитации оргазма и мастурбации. И это важно, потому что обычно в художественном кино героини не сталкиваются с такими проблемами, как невозможность достичь оргазма с любимым партнёром или необычные фетиши (только если фильм не строит вокруг конкретно этой темы, как, например, «Секретарша» или «Нимфоманка»).

Но в «Сексе в большом городе» у всех героинь идеальные тела, всегда красивое нижнее бельё и все их партнёры (за редким исключением) как будто с обложек глянцевых журналов. В этом плане более натурально выглядит сериал «Девочки» со сходной атмосферой, который ещё называют «сексом в большом городе с более юными героинями». Или хит Net­flix — «Половое воспитание». 

И пусть кинокритики говорят о том, что с художественной точки зрения в «Половом воспитании» нет ничего выдающегося, с социальной — это прекрасный пример, который учит не стесняться своего тела и своих желаний.

А ещё, что любая «странность» (хочешь ли ты, чтобы во время секса партнёр использовал нецензурную лексику или тебе не так легко возбудиться, как ему) — это нормально. 

Плюс важно, что хоть в сериале показывают секс смешным или абсурдным, в нём поднимаются проблемы разных партнёров: гетеросексуальных и гомосексуальных, школьников и взрослых, опытных и новичков. 

Ещё в 2020 году вышел сериал «Нормальные люди», который запал зрителям в душу благодаря тому, что показал естественные отношения в любовной паре со всеми трудностями и проблемами. В том числе он привлёк натуральностью постельных сцен: от неловкого первого раза, когда оба нервничают и немного стесняются (но зато разговаривают и спрашивают, как нужно правильно) до внезапного страстного и порывистого секса. 

Герои выглядят натурально с неидеальными телами, естественными ракурсами и выделением пота. Хорошо показана разница между первым сексуальным опытом, сексом между людьми, которые уже давно состоят в отношениях, и спонтанным сексом. Ведь всё всегда по-разному, и важно об этом не забывать и в кино.

Окончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и детские книги, смотреть и читать киноразборы, слушаю много образовательных подкастов о поп-культуре и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.