Знать
19 сентября

Как у Аллы Пугачёвой появилось мужское альтер эго: история одной фотографии

Небольшая история об Алле Борисовне, после которой мы полюбили её ещё больше.

Вика Анистратова
Вика АнистратоваВыпускающий редактор «Горящей избы». Увлекаюсь историей моды, слежу за её новостями и веду телеграм-канал Алло, фэшон.

Среди фотографий Аллы Пугачёвой есть одна особо примечательная. На ней певица сидит за роялем в коротком парике и мужском костюме. Её губы закрывают густые усы, а глаза — очки в толстой оправе. Можно было бы подумать, что на снимке запечатлён какой-то неизвестный угрюмый композитор. Если бы не подпись: «Алла Пугачёва в образе Бориса Горбоноса». Благодаря этой необычной фотографии мы узнали, что в конце 70-х Примадонне пришлось притвориться мужчиной, чтобы проявить свой талант композитора. Рассказываем небольшую историю об Алле Борисовне, после которой мы полюбили её ещё больше.

Преображение

В кабинете «Мосфильма» собрались певица Алла Пугачёва, её супруг — режиссёр Александр Стефанович, — фотограф Вячеслав Манешин и гримёрша студии. Они готовились устроить настоящую мистификацию: превратить красивую певицу с копной рыжих волос в болезненного юношу. Пугачёва примерила мужской парик и очки в толстой оправе. Затем на неё надели рубашку, галстук, пиджак Стефановича и усадили за рояль. Гримёрша наклеила усы. Пара щелчков фотокамеры — и вот уже готовы снимки молодого композитора Бориса Горбоноса.

Своим появлением Борис Горбонос обязан фильму «Женщина, которая поёт». В 1977 году Алла Пугачёва участвовала в съёмках как главная героиня. Она должна была исполнить несколько песен, музыку для которых писал композитор Александр Зацепин. Они уже работали вместе ранее и весьма плодотворно. К тому моменту Пугачёва уже зарекомендовала себя как талантливая певица, а впереди был дебют как драматической актрисы. Но в этом фильме Алла Пугачёва решила проявить себя ещё и как композитор. Спустя годы звучало несколько версий, почему она сделала это под чужим именем.

Три версии рождения Бориса Горбоноса

Одно из объяснений представил биограф и историк Фёдор Раззаков. По его словам, у Пугачёвой уже было на руках несколько фонограмм своих композиций. Она написала музыку для песен «Женщина, которая поёт» и «Сонет Шекспира». Однако она считала, что у её музыки ничтожные шансы попасть в фильм. Она была уверена, что против этого выступят Зацепин и руководство «Мосфильма». Ведь чтобы выпускать музыку под своим именем, Алла Пугачёва должна была быть членом Союза композиторов.

Свою историю рассказал бывший муж Аллы Пугачёвой Александр Стефанович. По его словам, это он уговорил Пугачёву стать Горбоносом. Стефанович считал несправедливым, что талантливая певица даёт больше 20 концертов в месяц, а получает 8 рублей за выступление. Он предложил Пугачёвой начать писать музыку, чтобы ей подняли ставку. Алла сомневалась, но в итоге показала Стефановичу несколько своих композиций. На студии музыку одобрили, но самодеятельностью заниматься было запрещено. Директор «Мосфильма» Николай Сизов вызвал режиссёра и спросил, чью музыку он принёс. От волнения Александр Стефанович выпалил, что её написал больной юноша из Люберец.

Аллу Пугачёву годы спустя тоже спрашивали, откуда появился Борис Горбонос. Певица не стала пускаться в подробности. Она только рассказала, что хотела объективного отношения к своим песням. Поэтому выдала их за работы никому не известного композитора.

Так или иначе, Стефанович и Пугачёва приписали музыку выдуманному Борису Горбоносу. Имя Стефанович «позаимствовал» у бывшего одноклассника. Горбоносу придумали и трогательную биографию: будто бы музыку пишет больной юноша, прикованный к инвалидной коляске.

Последствия мистификации

Чтобы на «Мосфильме» ничего не заподозрили, Пугачёва и Стефанович приехали во Всесоюзное агентство и зарегистрировали имя Бориса Горбоноса. Тем временем в студии Зацепина уже записывали его песни для фильма «Женщина, которая поёт». Алла Пугачёва попросила композитора позволить ей записать несколько композиций Бориса Горбоноса, чтобы отдать на радио. Александр пошёл ей навстречу.

Когда начались съёмки, Зацепин узнал, что в фильме будут звучать песни с музыкой Бориса Горбоноса. Он не желал, чтобы с ним работал кто-то ещё, и заявил, что уходит из картины и забирает свои работы. Кое-как его уговорили. Композитор согласился оставить музыку, но заявил, что после фильма работать с Пугачёвой больше не будет.

После скандала с Зацепиным на студии решили разузнать больше о Борисе Горбоносе. Вызвали Стефановича. Режиссёр поначалу растерялся, но обещал предоставить все доказательства существования Горбоноса. Так вместе с фотографом, гримёршей и самой Пугачёвой он устроил фотосессию альтер эго певицы. Никто на студии не догадался, что это один и тот же человек. Директор «Мосфильма» дал окончательное добро на использование музыки Бориса Горбоноса в фильме. В итоговый вариант вошли песни «Женщина, которая поёт», «Сонет Шекспира» и «Приезжай». Под псевдонимом Алла Пугачёва написала также фоновую музыку.

После съёмок «Женщины, которая поёт» Алла Пугачёва имя Бориса Горбоноса больше не использовала. Она только указала его на альбоме «Зеркало души», в который вошли песни из фильма. Борис Горбонос на долгие годы рассорил Аллу Пугачёву и Александра Зацепина. Певица позже призналась, что не считает свой поступок хорошим по отношению к композитору.