Хотя характеры и гендерные роли персонажей в киноиндустрии постепенно меняются, остаётся много мужских героев, которых представляют брутальными и непоколебимыми мачо. Сентиментальность — это не про них. Фильмы с такими персонажами, конечно, предавать забвению не надо. Но хочется видеть перед глазами и таких героев, которые сочетают в себе брутальность и чувствительность. Вика Анистратова рассказывает, какие киномужчины, по её мнению, могут стать такими примерами.
Поговорим об антитоксичной маскулинности
Сочетание в мужчине силы, непоколебимости и отваги с чуткостью и ранимостью можно назвать антитоксичной маскулинностью. По её критериям я и выбирала героев фильма. Само по себе слово «маскулинность» не несёт негативной окраски, но, как и понятие «женственность», оно стало жертвой гендерных стереотипов.
Так возникла токсичная маскулинность — образ альфа-самца, человека, который не показывает слабости и не испытывает сильных эмоций. Единственные разрешённые для него проявления характера — это злость и страсть. Токсичную маскулинность часто отличают мизогиния и доминирование через насилие. Некоторые киноперсонажи отчасти следуют этой модели поведения, например персонаж Адриано Челентано из «Укрощения строптивого» или, простите, Джеймс Бонд.
Антитоксичная маскулинность — противоположность такому поведению. Она пропагандирует идею, что мужчина может быть сильным и состязательным, но также чутким, уязвимым, сочувствующим. Он использует силу для защиты, а не для доминирования, относится к женщинам как к равным и не боится показывать настоящие эмоции. Киногерои, о которых я рассказываю дальше, своим видом как бы говорят зрителю: «Ты можешь быть вот таким крутым и сильным мужчиной и при этом не быть засранцем».
Арагорн, сын Араторна, наследник Исильдура... (ну вы поняли) из фильма «Властелин колец»
Дисклеймер: я говорю о характере именно киногероя, так как в книге его персонаж и поступки немного отличаются.
Достаточно взглянуть на персонажа, чтобы признать: Арагорн безумно брутальный. Его внешность воплощает традиционные черты сильного мачо — мускулы, тяжёлая челюсть, небрежная щетина, суровый взгляд. Но стоит посмотреть на поведение Арагорна, как становится ясно, что в нём есть нечто большее: человечность, мягкость, уязвимость. Арагорн осознаёт свою силу, но также признаёт и слабость. Он потомок королей, но не хочет становиться правителем только на этом основании. Арагорн боится, что подведёт свой народ. Открыто говорит об этом. И тем не менее люди идут за ним.
Когда Арагорн разговаривает со смертельно раненым Боромиром, он наклоняется к нему, обнимает и целует в лоб. Это проявление уважения к достойному воину, желание успокоить его в последние минуты жизни, почитание и благодарность. И Арагорн не становится меньше мужчиной, проявляя к Боромиру сочувствие и заботу.
Другой примечательный эпизод — его первый разговор с девой Рохана Эовин. Арагорн застаёт её с мечом в руках, но ни капли не удивляется этому. Хотя все вокруг Эовин говорят, что ей нельзя быть воином, девушка хочет сражаться наравне с мужчинами, а не сидеть с женщинами и детьми, ожидая своей судьбы. Арагорн не говорит, где её место, не заставляет положиться на силу других мужчин. Напротив, в словах, которые Арагорн говорит Эовин, чувствуется признание. Не разрешение, а именно признание равного.
Джон Сноу из сериала «Игра престолов»
Дисклеймер: здесь я тоже имею в виду характер героя сериала, а не книги.
Ещё один персонаж из мира фэнтези, который олицетворяет антитоксичную маскулинность, — Джон Сноу, внебрачный сын Эддарда Старка.
Джон, кстати, во многом похож на Арагорна. У них сходная история происхождения, непринятие возложенного на них бремени, но в то же время осознание своего долга. Джон Сноу не стремится утвердить своё превосходство, хотя Ночной дозор, в котором он служит, состоит исключительно из мужчин. Сноу не собирается становиться и правителем, но принимает титул, когда видит, что он нужен людям.
Джон храбрый и в то же время застенчивый. Он умеет прощать и признавать силу другого. Джон Сноу ничего не знает, и ему с этим окей. Он признаёт, что многого не понимает в жизни. Но при этом мудрость его шире, чем думают окружающие. Сноу судит о людях по их поступкам, а не по внешности. Он один из немногих, кто уважительно обращается к карлику Тириону Ланнистеру, предлагает дружбу неуклюжему Сэму Тарли, вдохновляет младшую сестру Арью на боевые тренировки. Ведь именно Джон подарил девочке меч Иглу, с которым Арья тренировалась, чтобы стать воином.
Джозеф Купер из фильма «Интерстеллар»
Джозеф Купер принимает нелёгкое решение оставить свою семью на погибающей планете Земля, чтобы отыскать новый дом для человечества. Ему приходится принимать много сложных решений, не все из которых приносят желаемый результат. Он становится лидером команды, которая отправляется в неизвестную галактику. И снова не потому, что хочет подчинения. Купером движет любовь к своей семье, желание спасти её от неминуемой гибели.
Особенно примечательна его привязанность к дочери Мёрф. Купер не только не стесняется показывать дочери, как любит её. Он позволяет девочке быть самой собой, не склоняет её к подчинению гендерным стереотипам. Не пытается погасить её негативные эмоции и агрессию словами, что девочки так не делают.
Хотя Купер отправляется на миссию по спасению землян, он не превращается в супергероя и остаётся живым человеком. Токсичная маскулинность диктует, что мужчина не должен проявлять эмоций. Можно злиться, можно желать. Все остальные, особенно слёзы, считаются атрибутами только женской психики (ну да). Плачущий мужчина якобы теряет свою мужественность, о чём, к сожалению, говорят люди обоих полов.
Что ж, скажите это Куперу в эпизоде, когда он возвращается на космический корабль с планеты Миллер. Один час на этой планете равен семи годам на Земле, которая, кстати, погибает. Из-за несчастного случая Купер проводит на планете около трёх часов и возвращается, когда для землян прошло уже 23 года. Купер включает записи, которые присылали ему сын и дочь все эти годы. И не просто пускает скупую слезу. Он рыдает. Купер понимает, как много упустил в жизни своих детей, несмотря на то, что преследует благородную цель. Но удивительное дело: он не стал менее мужественным оттого, что позволил себе эмоции.
📺А что у других фильмов?
«Секс в большом городе»: за что любим Шарлотту, Саманту и Миранду и ненавидим Кэрри
5 устаревших романтических стереотипов на примере «Красотки»
Оби-Ван Кеноби из фильма «Звёздные войны»
Да, Оби-Ван Кеноби тоже олицетворяет собой антитоксичную маскулинность. Хотя в фильмах он не является главным героем (сериал посмотреть не довелось), эпизоды с его участием позволяют составить впечатление о характере.
Кеноби добрый и чуткий слушатель, умелый наставник. Оружие для него — последнее решение, а не первое. Кеноби не стремится доминировать, ссылаясь на силу, титул и знания. Это можно заметить по его общению с падаваном Энакином Скайуокером. Юноша часто отказывается слушать учителя. Кеноби недоволен этим, но в то же время понимает, что таков характер падавана, в котором есть не только плохие черты, но и хорошие.
Оби-Ван Кеноби — рыцарь-джедай. Он один из немногих, кому удалось победить воина-ситха — это означает, что Кеноби сильный воин. Враги видят в нём угрозу, а друзья — защитника. Но несмотря на физическую силу, Оби-Ван сохраняет мудрость и осторожность. Ему не свойственны импульсивность и слепая агрессия. Даже с опасными врагами Кеноби старается договориться, прежде чем взяться за оружие. Его даже называют «переговорщик», так как в первую очередь он старается обсудить с враждующей стороной причины конфликта.
Оби-Ван показывает, что сила заключается не только в объёме мускул, но также в эмоциональной чуткости. Не зря его включили в список величайших героев фильмов всех времён и народов от Американского института киноискусства.
Эйдан Шоу из сериала «Секс в большом городе»
Но не за каждым примером антитоксичной маскулинности нужно отправляться в далёкую-далёкую галактику. Герой сериала «Секс в большом городе» Эйдан тоже входит в этот список. Хоть он не машет волшебным мечом и не спасает человечество.
Эйдан — владелец мебельного магазина, где каждые шкаф и кресло он сделал собственными руками. Чем не олицетворение брутальности. Он уверен в себе, знает, чего хочет. Ответственный и принципиальный, но в то же время очень чувствительный. Не зря Керри называет его «последним романтиком». Эйдан не стремится соблазнить её на первом свидании, вместо этого окружает заботой и любовью, доказывает свою надёжность. Часто ли услышишь от мужчины фразу: «Дорогая, хочу, чтобы ты жила в красоте. Давай я отштукатурю тебе потолок?». Эйдан не становится менее мужественным оттого, что заботится о Керри. Ещё Эйдан открыто смог сказать, что Брэдшоу разбила ему сердце. А какая принята риторика у альфа-самца? «Не одна, так другая».
Создаётся впечатление, что Эйдан был создан в противопоставление вечно желанному Керри Мистеру Бигу. У них и правда есть общие черты. Они успешные, сексуальные, сильные и вменяемые (вспомните некоторых партнёров девушек из сериала). Но Биг на протяжении всего сериала рушит жизнь Кэрри, после чего снова сбегает, лишь бы не нести ответственность. Хотя флёр таинственности даёт ему пару очков привлекательности. Зато у Эйдана есть более ценное качество: готовность принимать решения и брать на себя ответственность.
Разумеется, список героев не окончательный. Я лишь выделила тех, кто поселился в моём сердечке. И надеюсь, что с годами мужчин, олицетворяющих нетоксичную маскулинность, станет в поп-культуре только больше.