Разделение на аудиалов, визуалов и кинестетиков настолько давно и прочно вошло в наш обиход, что вряд ли кто-то сомневается в научности этой теории. Однако у академических психологов к ней накопилось много вопросов. Давайте разбираться, что не так с этой концепцией.
Кто такие аудиалы, визуалы и кинестетики и кто придумал такое деление
Разделение на аудиалов, визуалов и кинестетиков изначально возникло в сфере образования. Психолог Уолтер Берк Барб и его коллеги в 1970‑х разработали модель стилей обучения VAK (visual, auditory, kinesthetic — визуал, аудиал, кинестетик). Она связана с приоритетным каналом восприятия информации.
VAK
три способа получения информации человеком извне. Эти способы также называют репрезентативными системами. Они объясняют, как мы предпочитаем учиться и общаться.Согласно модели VAK, все люди
на три категории:- Визуалы. Воспринимают информацию зрительно. Они обладают богатым воображением и могут легко представить в голове любые сценарии и образы. Хорошо понимают графики, карты, диаграммы, схемы. Могут испытывать трудности с восприятием устных инструкций. Легко отвлекаются на визуальные раздражители, например на всплывающие уведомления на компьютере или на то, что происходит за окном.
- Аудиалы. Усваивают информацию через звук. Лучше воспринимают устные инструкции и легко их выполняют. Чувствительны к тону голоса, высоте звука и ритму речи. Усваивают и обрабатывают информацию, обсуждая её. Любят слушать лекции и подкасты. Учатся лучше с включённой музыкой. Легко отвлекаются на слуховые раздражители: фоновый шум или разговор.
- Кинестетики. Полагаются на осязание, прикосновения. Легко запоминают события или информацию, связанную с чувственным опытом. Лучше всего учатся во время экскурсий, физической активности, манипулирования предметами и прикосновений. Во время обучения часто делают наброски, стремятся потрогать предметы. Чаще преуспевают в практических предметах, таких как строительство, кулинария и инженерия.
Какие ещё существуют типы восприятия
В 1987 году теорию VAK переосмыслил и
педагог из Новой Зеландии — Нил Флемминг. Его система называлась VARK. Учёный добавил стиль обучения reading — «вербал». — люди, которые предпочитают текстовый формат. Они любят читать и писать, а ещё им приписывают тягу к логическим выводам.Флемминг также выделил ещё один стиль обучения —
. У человека с таким типом восприятия нет преобладающей репрезентативной системы или бывает трудно выделить ведущую.Позже разные исследователи предложили ещё несколько
восприятия:- Олфакторы. Воспринимают информацию через обоняние, запахи. Чувствительны к ароматам. Эта группа считается малочисленной, часто олфакторов относят к кинестетикам.
- Густаторы. Опираются на вкусовые ощущения. Также малочисленны, их считают подвидом кинестетиков.
- Дигиталы, или дискреты. Логически осмысляют полученную извне информацию. Обычно они практичны, хорошо понимают свои потребности, любят всё «раскладывать по полочкам» и оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы.
Правда ли, что все люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков
Популяризации концепции VAK в своё время
учителя. Педагог, который верит в теорию, может интерпретировать неоднозначные ситуации в её пользу. Например, он может устно объяснить ученику идею «заимствования» при вычитании несколько раз, но безуспешно. Затем учитель рисует диаграмму, которая наглядно демонстрирует, что «3» в разряде десятков на самом деле представляет «30». Внезапно концепция становится понятна для ученика. Учитель думает: «Ага, он визуал. Как только я нарисовал диаграмму, он понял». Но правда в том, что диаграмма помогла бы любому ученику, потому что это хороший способ представить сложную концепцию. Поэтому современные исследователи не делить учащихся по типам восприятия, а вместо этого развивать у детей образную память, которая задействует все органы чувств.В целом разделение на визуалов, аудиалов и кинестетиков — скорее миф, чем научный факт. До сих пор нет данных, подтверждающих правдивость теории, зато есть исследования, опровергающие её.
Когнитивный психолог Дэниел Т. Уиллингем
несколько аргументов против VAK. Доказано, что информация в памяти сохраняется независимо от канала восприятия. Например, вы посмотрели документалку про извержение вулканов или послушали лекцию про это. Но представление этой информации в сознании является скорее смысловым, а не слуховым или визуальным. Учёные выяснили это благодаря ошибкам, которые люди делали в тестах на память. Те, кто слушал историю, позже уверенно «узнают» предложения, которые никогда не появлялись в рассказе, — при условии, что эти предложения соответствуют смыслу истории. То же наблюдается с визуальными стимулами. Люди быстро забывают о точных изображениях, которые составляют историю в картинках (например, смотрит ли персонаж влево или вправо), но они сохраняют в памяти суть истории.Уиллингем также утверждает, что визуальные, слуховые и смысловые представления в нашем сознании не могут заменять друг друга. Например, если вам понравилась песня, вы запомнили её мотив и слова. В памяти она будет всплывать в виде мелодии, а не картинки.
Наконец, последний аргумент из нейрофизиологии — визуальная, слуховая и кинестетическая информация
в разных частях мозга, но активация и передача знаний происходит при глубоком взаимодействии между ними. Например, вы посмотрели видеоролик. Кроме картинки, в нëм также была музыка и люди, которые что-то говорили. Даже если вы не запомните мелодию или смысл сказанного, все сенсорные отделы мозга включаются в работу одновременно и обрабатывают полученную информацию.Как понять, к какому типу относитесь вы

Иллюстрация: recraft.ai / pngwing / Горящая изба
На бытовом уровне люди часто не могут отнести себя к какому-либо типу. Многим кажется, что им подходит всё, что написано про визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Мы уже разобрались, что деление на эти типажи не обосновано научно. Однако наука никогда не оспаривала, что все люди разные и мыслят по-разному. Если вам всё же хочется как-либо себя классифицировать, то можно использовать для этого
(МИ) психолога Говарда Гарднера. Сегодня она считается наиболее полной. Учёный интеллект как врождённую возможность обрабатывать информацию определённым образом, которая реализуется в учёбе, работе, творчестве.Теория Гарднера может помочь вам понять собственные предпочтения. Не следует использовать её как инструмент для навешивания ярлыков и путать со стилями обучения.
МИ заключается в том, что любой тип интеллекта может быть изменён и развит, если приложить к этому достаточно времени и усилий.Вот как выглядит восьмёрка интеллектов Гарднера:
- Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Люди с таким интеллектом хорошо визуализируют вещи, отлично ориентируются в картах, схемах, видео и картинках. Это архитекторы, инженеры, художники.
- Музыкальный. Люди с сильным музыкальным интеллектом хорошо разбираются в шаблонах, ритмах и звуках. Такой интеллект встречается у композиторов и певцов.
- Вербальный. Легко усваивает информацию в текстовом формате и учит иностранные языки. Людей с таким интеллектом много среди писателей, учителей, адвокатов.
- Межличностный. Позволяет эффективно взаимодействовать с людьми. Такой интеллект у политиков, психологов, продавцов.
- Телесно-кинетический. Хорошо выполняет движения. Люди, которые сильны в этой области, обладают отличной координацией рук, глаз и ловкостью. Это врачи-хирурги, ремесленники, танцоры.
- Логико-математический. Сильны в анализе, рассуждениях, распознавании закономерностей и логическом анализе проблем. Это, например, программисты, математики, бухгалтеры.
- Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. Встречается у учёных, философов, писателей.
- Натуралистический. Люди с высоким уровнем этого типа интеллекта более созвучны природе, часто интересуются исследованием окружающей среды и изучением других видов. Это биологи, экологи, фермеры.