Разделение на аудиалов, визуалов и кинестетиков настолько давно и прочно вошло в наш обиход, что вряд ли кто-то сомневается в научности этой теории. Однако у академических психологов к ней накопилось много вопросов. Давайте разбираться, что не так с этой концепцией.
Кто такие аудиалы, визуалы и кинестетики и кто придумал такое деление
Разделение на аудиалов, визуалов и кинестетиков изначально возникло в сфере образования. Психолог Уолтер Берк Барб и его коллеги в 1970-х разработали модель стилей обучения VAK (visual, auditory, kinesthetic — визуал, аудиал, кинестетик). Она связана с приоритетным каналом восприятия информации.
VAK описывает Christina Lattimer. VAK learning styles models / The People Development Magazine три способа получения информации человеком извне. Эти способы также называют репрезентативными системами. Они объясняют, как мы предпочитаем учиться и общаться.
Согласно модели VAK, все люди делятся Learning Styles: VAK model / Virtonomics на три категории:
- Визуалы. Воспринимают информацию зрительно. Они обладают богатым воображением и могут легко представить в голове любые сценарии и образы. Хорошо понимают графики, карты, диаграммы, схемы. Могут испытывать трудности с восприятием устных инструкций. Легко отвлекаются на визуальные раздражители, например на всплывающие уведомления на компьютере или на то, что происходит за окном.
- Аудиалы. Усваивают информацию через звук. Лучше воспринимают устные инструкции и легко их выполняют. Чувствительны к тону голоса, высоте звука и ритму речи. Усваивают и обрабатывают информацию, обсуждая её. Любят слушать лекции и подкасты. Учатся лучше с включённой музыкой. Легко отвлекаются на слуховые раздражители: фоновый шум или разговор.
- Кинестетики. Полагаются на осязание, прикосновения. Легко запоминают события или информацию, связанную с чувственным опытом. Лучше всего учатся во время экскурсий, физической активности, манипулирования предметами и прикосновений. Во время обучения часто делают наброски, стремятся потрогать предметы. Чаще преуспевают в практических предметах, таких как строительство, кулинария и инженерия.
Какие ещё существуют типы восприятия
В 1987 году теорию VAK переосмыслил и доработал Learnings About Learning Styles / WGU педагог из Новой Зеландии — Нил Флемминг. Его система называлась VARK. Учёный добавил стиль обучения reading — «вербал». Вербалы Katie Broadbent. 4 Different Learning Styles: The VARK Theory / Melio — люди, которые предпочитают текстовый формат. Они любят читать и писать, а ещё им приписывают тягу к логическим выводам.
Флемминг также выделил ещё один стиль обучения — мультимодальный VARK Modalities: What do Visual, Aural, Read/write & Kinesthetic really mean? / VARK-learn . У человека с таким типом восприятия нет преобладающей репрезентативной системы или бывает трудно выделить ведущую.
Позже разные исследователи предложили ещё несколько типов NLP lead and representational system – Complete guide / Institute of Clinical Hypnosis and Related Sciences восприятия:
- Олфакторы. Воспринимают информацию через обоняние, запахи. Чувствительны к ароматам. Эта группа считается малочисленной, часто олфакторов относят к кинестетикам.
- Густаторы. Опираются на вкусовые ощущения. Также малочисленны, их считают подвидом кинестетиков.
- Дигиталы, или дискреты. Логически осмысляют полученную извне информацию. Обычно они практичны, хорошо понимают свои потребности, любят всё «раскладывать по полочкам» и оптимизировать неприятные или неинтересные им процессы.
Правда ли, что все люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков
Популяризации концепции VAK в своё время способствовали Daniel T. Willingham. Ask the Cognitive Scientist: Do Visual, Auditory, and Kinesthetic Learners Need Visual, Auditory, and Kinesthetic Instruction? / American Educator учителя. Педагог, который верит в теорию, может интерпретировать неоднозначные ситуации в её пользу. Например, он может устно объяснить ученику идею «заимствования» при вычитании несколько раз, но безуспешно. Затем учитель рисует диаграмму, которая наглядно демонстрирует, что «3» в разряде десятков на самом деле представляет «30». Внезапно концепция становится понятна для ученика. Учитель думает: «Ага, он визуал. Как только я нарисовал диаграмму, он понял». Но правда в том, что диаграмма помогла бы любому ученику, потому что это хороший способ представить сложную концепцию. Поэтому современные исследователи советуют Виктор Глебов. 3 популярных педагогических метода с недоказанной эффективностью / Педсовет не делить учащихся по типам восприятия, а вместо этого развивать у детей образную память, которая задействует все органы чувств.
В целом разделение на визуалов, аудиалов и кинестетиков — скорее миф, чем научный факт. До сих пор нет данных, подтверждающих правдивость теории, зато есть исследования, опровергающие её.
Когнитивный психолог Дэниел Т. Уиллингем приводит Daniel T. Willingham. Ask the Cognitive Scientist: Do Visual, Auditory, and Kinesthetic Learners Need Visual, Auditory, and Kinesthetic Instruction? / American Educator несколько аргументов против VAK. Доказано, что информация в памяти сохраняется независимо от канала восприятия. Например, вы посмотрели документалку про извержение вулканов или послушали лекцию про это. Но представление этой информации в сознании является скорее смысловым, а не слуховым или визуальным. Учёные выяснили это благодаря ошибкам, которые люди делали в тестах на память. Те, кто слушал историю, позже уверенно «узнают» предложения, которые никогда не появлялись в рассказе, — при условии, что эти предложения соответствуют смыслу истории. То же наблюдается с визуальными стимулами. Люди быстро забывают о точных изображениях, которые составляют историю в картинках (например, смотрит ли персонаж влево или вправо), но они сохраняют в памяти суть истории.
Уиллингем также утверждает, что визуальные, слуховые и смысловые представления в нашем сознании не могут заменять друг друга. Например, если вам понравилась песня, вы запомнили её мотив и слова. В памяти она будет всплывать в виде мелодии, а не картинки.
Наконец, последний аргумент из нейрофизиологии — визуальная, слуховая и кинестетическая информация обрабатываются Sanne Dekker, Nikki C. Lee, Paul Howard-Jones, Jelle Jolles. Neuromyths in Education: Prevalence and Predictors of Misconceptions among Teachers / Frontiers in Psychology в разных частях мозга, но активация и передача знаний происходит при глубоком взаимодействии между ними. Например, вы посмотрели видеоролик. Кроме картинки, в нëм также была музыка и люди, которые что-то говорили. Даже если вы не запомните мелодию или смысл сказанного, все сенсорные отделы мозга включаются в работу одновременно и обрабатывают полученную информацию.
Как понять, к какому типу относитесь вы
На бытовом уровне люди часто не могут отнести себя к какому-либо типу. Многим кажется, что им подходит всё, что написано про визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Мы уже разобрались, что деление на эти типажи не обосновано научно. Однако наука никогда не оспаривала, что все люди разные и мыслят по-разному. Если вам всё же хочется как-либо себя классифицировать, то можно использовать для этого теорию множественного интеллекта Kendra Cherry. Gardner's Theory of Multiple Intelligences / Verywell Mind (МИ) психолога Говарда Гарднера. Сегодня она считается наиболее полной. Учёный определяет Howard Gardner’s Theory Of Multiple Intelligences / Simply Psychology интеллект как врождённую возможность обрабатывать информацию определённым образом, которая реализуется в учёбе, работе, творчестве.
Теория Гарднера может помочь вам понять собственные предпочтения. Не следует использовать её как инструмент для навешивания ярлыков и путать со стилями обучения. Основная идея Белогрудова В. П., Семерикова А. В. Теория множественного интеллекта Г. Гарднера и ее принципиальное значение для современного образования / Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков МИ заключается в том, что любой тип интеллекта может быть изменён и развит, если приложить к этому достаточно времени и усилий.
Вот как выглядит восьмёрка интеллектов Гарднера:
- Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Люди с таким интеллектом хорошо визуализируют вещи, отлично ориентируются в картах, схемах, видео и картинках. Это архитекторы, инженеры, художники.
- Музыкальный. Люди с сильным музыкальным интеллектом хорошо разбираются в шаблонах, ритмах и звуках. Такой интеллект встречается у композиторов и певцов.
- Вербальный. Легко усваивает информацию в текстовом формате и учит иностранные языки. Людей с таким интеллектом много среди писателей, учителей, адвокатов.
- Межличностный. Позволяет эффективно взаимодействовать с людьми. Такой интеллект у политиков, психологов, продавцов.
- Телесно-кинетический. Хорошо выполняет движения. Люди, которые сильны в этой области, обладают отличной координацией рук, глаз и ловкостью. Это врачи-хирурги, ремесленники, танцоры.
- Логико-математический. Сильны в анализе, рассуждениях, распознавании закономерностей и логическом анализе проблем. Это, например, программисты, математики, бухгалтеры.
- Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. Встречается у учёных, философов, писателей.
- Натуралистический. Люди с высоким уровнем этого типа интеллекта более созвучны природе, часто интересуются исследованием окружающей среды и изучением других видов. Это биологи, экологи, фермеры.