Зарабатывать
23 августа 2021

Личный опыт: автоинструкторки о своей работе, неравенстве и женщинах за рулём

С чем сталкиваются женщины, которые обучают других вождению.

5

Женщины могут не только уверенно чувствовать себя за рулём, но и работать инструкторками по вождению. Более того, некоторые люди специально настаивают на том, чтобы их автоинструктором была женщина. Мы узнали почему: три автоинструкторки рассказали о своей работе, страхах учениц и отношении мужчин к женщинам дороге.

🔥 Этот текст — часть спецпроекта «Она ведёт»

В этом проекте редакция «Горящей избы» рассказывает о женщинах за рулём и публикует полезные тексты для автомобилисток. Читайте больше материалов по ссылке. Например, как выбрать автомобиль и кто водит лучше — мужчины или женщины.

Марина Денисова, Москва, 48 лет
Машины: KIA Cerato (автомат),  KIA Ceed (механика)

По образованию я педагог младших классов. И хотя в школе я работала недолго — всего год, все мои профессии всегда были так или иначе связаны с педагогикой. Автоинструктором я тоже стала из желания преподавать. Я планировала помогать именно женщинам: так сложилось, что о девушках на дороге часто думают всякие гадости, и мне захотелось это исправить. Я сама вожу с 1995 года и всегда езжу по правилам, и меня страшно раздражало предвзятое отношение к женщинам за рулём. К тому же я очень люблю вождение, дорогу и людей. Я не думала, что учениц будет много, но тружусь уже 14 лет.

Когда я сама училась вождению, моим инструктором был строгий мужчина. Наши уроки часто начинались с его слов: «Ой, что ж вам дома не сидится!» и «Да что же вы все сюда лезете, и так без вас на дорогах не продохнуть». Мне было 19 лет, и я садилась в его машину со страшным чувством вины: боялась сделать что-то не так или испортить машину. Из-за этого учёба шла тяжело.

Женщин-инструкторов на тот момент в моей автошколе не было, но управляла ей именно директриса. Она была для меня примером: лихо управлялась с автомобилем и раздавала указы инструкторам. Я смотрела на неё как на королеву, и до сих пор вспоминаю её с восхищением. И думала: «Она смогла, и я тоже смогу». Я до сих пор иногда её вспоминаю. Думаю, сейчас я в чём-то похожа на неё.

Марина Денисова за рулём. Фото предоставлено героиней материала

Когда я сказала семье, что хочу работать инструктором в автошколе, никто не мог в это поверить. Муж не считал, что это надолго, и спрашивал, хорошо ли я подумала: это же такая ответственность. Но я и правда подумала хорошо. Я прошла специальное обучение и научилась контраварийному вождению, которое выручает в экстремальных ситуациях. Сегодня семья полностью меня поддерживает.

Сначала я работала в автошколе, но сейчас у меня частная практика. Я работаю 5 дней в неделю с двумя выходными. Больше чем 8 часов в день стараюсь не трудиться: внимание притупляется, и это плохо сказывается на качестве работы. Я даю навыки вождения с нуля, а также занимаюсь с теми, кто уже имеет какой-то опыт, но не чувствует себя уверенно на дорогах. Ещё я преподаю этикет поведения на дороге и контраварийную подготовку.

У меня непростая работа: я много времени провожу на улице, терплю жару и холод. Летом кондиционеры не справляются, а зимой ученики нередко заезжают в сугроб, и приходится самой расчищать дороги, чтобы вылезти. А ещё моя работа — большая ответственность. При этом я стараюсь всегда быть в хорошем настроении и не показывать плохого состояния ученикам. Я на своём примере показываю, что нужно трезво смотреть на дорожные ситуации и быстро принимать решения.

Сейчас большой спрос на женщин-инструкторов, у меня много учеников: я обучаю пятнадцать девушек и трёх парней. Конечно, и инструкторов-женщин стало больше. Когда я начинала, то знала человек 5–6 по Москве, сейчас же нас много.

Мне часто говорят, что выбирают меня из-за пола, потому что считается, что рядом с женщиной безопаснее и спокойнее. Чаще всего именно женщину-инструктора просят ученицы из Средней Азии — многим из них мужья не разрешают садиться в машину с инструктором-мужчиной.

Мне кажется, что женщине комфортнее учиться с женщиной. Иногда рядом с мужчиной женщина делает какие-то вещи просто чтобы ему понравиться и заслужить одобрение. Она может поступать не так, как ей хотелось бы: на дороге ускоряться, начинать быстро двигаться в момент, когда ещё не готова к этому. А ещё некоторые просто стесняются признаться мужчине, что им страшно или что-то не поняли.

У меня были ученицы, которые сразу приходили с настроем «я не смогу водить», и я старалась их переубеждать. Я вижу, когда человек способен к вождению. А иногда вижу, что ученику это не очень-то нужно. Многие идут в автошколу не потому, что им интересно, а потому что все подруги водят и они не хотят выделяться. Но даже в этих случаях я не скажу человеку: «тебе не дано» — обычно я советую найти инструктора, который сможет зажечь искру. От нашего настроя зависит очень многое, и победит тот, кто расположит к себе ученика.

Я горжусь своими учениками и вижу, что мой труд не проходит даром. Я будто из зёрнышка выращиваю растения. Вижу, как у человека меняются мысли, как он начинает вести себя всё осознаннее. Многие со мной получили не только права, но и старт в профессию: среди моих учеников есть те, кто сейчас работают водителями электробусов или такси. Однажды ко мне даже пришла девушка, которая узнала обо мне от бывшей ученицы-таксистки. Как после этого не радоваться? Работа делает меня счастливым и самодостаточным человеком.

Моя задача — помочь девушкам стать своими в так называемой мужской стае, ведь на дорогах по-прежнему больше мужчин. Многие из них настроены к женщинам-водителям скептически. Но на дороге человека должны оценивать как водителя, а не как мужчину или женщину.

Мы все должны соблюдать ПДД — это наш щит, быть внимательными к другим водителям и не хамить в ответ на хамство. Не грубить и не провоцировать, быть собранными и решительными, а ещё не переоценивать себя и никому ничего не доказывать, чтобы оставаться в безопасности.

Оксана Глущенко, Санкт-Петербург, 36 лет
Машина: Hyundai Solaris, механика

Я получила права в 2008 году, и заслуги автошколы в этом мало. Инструкторы часто просто «выкатывают» свои часы, среди них много выгоревших и уставших людей. Мне попался как раз такой: мы ездили от автодрома до определённой точки, чуть-чуть крутились на площадке и поворачивали обратно. Не помню, чтобы мы даже проезжали перекрёстки. Гораздо сильнее на меня как на водителя повлияла мама — она показывала, как ездить по городу, и не боялась сложностей.

В автоинструкторы я пошла не сразу. Раньше я работала торговым представителем. Но четыре с половиной года назад я ушла во второй декрет и поняла, что не хочу возвращаться в продажи. Тогда я задумалась о том, чего хочу на самом деле. На тот момент я уже 13 лет как была за рулём, мне нравилось водить, и до этого ко мне несколько раз обращались родственники и знакомые, чтобы я помогла им разобраться с ситуациями на дороге. Я просто сказала: «Окей, гугл, как стать инструктором по вождению?» Так и понеслось.

В интернете писали, что инструктором может стать человек с образованием не ниже среднего и стажем вождения не менее трёх лет. Я подходила по всем параметрам. У меня также была собственная машина, которую можно было переоборудовать в учебную — для этого её нужно было снарядить вторым набором педалей. Я пошла обучаться профессии в одну из автошкол моего города. На курсах учили методике преподавания, рассказывали, как составить программу обучения с нуля. 

К тому же у меня высшее психологическое образование, и кажется, что это плюс в любой профессии. Оно помогает мне общаться с учениками и понимать их проблемы. Иногда люди не могут научиться водить не из-за того, что им не хватает конкретных навыков, а потому что им мешает страх. Когда я училась, то смотрела очень много видео, где разные инструкторы объясняют одни и те же вещи. Ведь даже если ты идеально водишь, то можешь быть слаб в объяснениях, а именно это самое важное.

Оксана Глущенко со своим автомобилем. Фото предоставлено героиней материала

В автошколе было здорово, но мне не подходил график: нужно было подстраиваться под расписание учеников, ездить с ними на экзамены и нести на себе много ответственности. Я всегда была в режиме подготовки и из-за этого даже не могла спланировать отпуск.

Как только я поняла, что чувствую себя уверенно в роли инструктора, то решила уйти из автошколы, чтобы работать с учениками самостоятельно и набирать столько человек, сколько мне нравится. Я не теряю связей и всё ещё сотрудничаю с бывшими коллегами, но уже в более расслабленном формате.

Многие из моих учеников уже пробовали водить с другим инструктором, как правило, мужчиной, и он не смог внятно объяснить какие-то моменты. Порой я показываю человеку элементарные вещи, а он мне в ответ: «А что, так можно было?». Помню, как-то пришла ко мне девочка. Ей муж объяснял, как парковаться, инструктор объяснял, как парковаться, и только у меня она поняла. Сейчас у меня достаточно учеников: человек 20 берут курс в 5–10 занятий, плюс есть те, кто отрабатывает только какие-то отдельные моменты вроде парковки.

Я работаю в маленьком микрорайоне, где все друг друга знают. Ко мне часто приходят благодаря сарафанному радио. Некоторые записываются, потому что о моей работе поступает много хороших отзывов, а некоторые принципиально идут к женщине-инструктору со словами: «Ой, с мужиками я натерпелась». Одной моей ученице инструктор во время обучения рассказывал о проблемах в семье, как его замучила жена и как он через силу с ней живёт. А потом предлагал какие-то интимные откровенные вещи. Люди бегут от такого. 

Многим всё равно, какого пола инструктор. Хотя я замечаю, что женщин-инструкторов гораздо меньше, чем мужчин. В нашем микрорайоне на 20 мужчин-инструкторов приходится всего три девушки.

У преподавателей часто не хватает понимания, как объяснить один термин разными словами, чтобы ученик в конце концов тебя понял. Инструкторы бывают разные: некоторые выходят из таксистов или охранников, но есть и педагоги по призванию. Когда человек хороший инструктор, его пол не имеет значения.

В нашей среде женщины и мужчины дружат. Именно поэтому мне было жалко уходить из автошколы: там очень классный сплочённый коллектив. Когда приезжаешь на площадку, все инструктора вываливаются из машин и начинают дружно что-то обсуждать, а если случается проблема, приходят на помощь. Есть профессиональные чаты, куда можно написать, что у тебя пробило колесо, и к тебе обязательно подъедет кто-то из коллег. Здесь я никогда не чувствовала дискриминации.

Другое дело — отношение людей извне. Когда я даю платное объявление в соцсетях о наборе учеников, в комментариях всегда толпы возмущённых. В реальности я сталкивалась со снисходительным отношением на дороге лишь однажды. Мы с учеником стояли на светофоре, и таксист с соседней полосы крикнул мне в окно: «Чему ты можешь научить? Ты же блондинка». Я в ответ просто отшутилась. 

На дороге всегда много неадекватов. Я часто вижу, как ученицы злятся, хотят показать в окно неприличный жест, но я их от этого отучаю: это может сработать как красная тряпка на быка. Люди просто взрываются и становятся неуправляемыми.

Был ещё один неприятный случай. Как-то в автошколе я обзванивала учеников и говорила, что буду их инструктором. Звоню одной девушке, в ответ пауза и быстрое: «Я перезвоню». Следом звонит мой руководитель и говорит, что от меня отказались просто потому, что услышали в трубке женский голос. Я в тот момент почувствовала сильное разочарование: девушка ведь даже не узнала, что я могу, и ушла от меня только из-за своего предвзятого отношения. 

Мне нравится моя работа, ведь я выбрала её сама. Я постоянно знакомлюсь с новыми людьми. Обучение вождению — творческий процесс: я постоянно придумываю, как объяснить что-то как можно более понятно, мы с учениками и рисуем, и в машинки играем. Само по себе вождение не сложная вещь, куда сложнее найти контакт с новым человеком.

Я стараюсь не работать по вечерам — в сентябре у моих детей начинается школа, хочется проводить с ними больше времени. Женщинам-инструкторам довольно сложно совмещать работу и семью. Все хотят учиться либо утром, до работы, либо вечером, после неё. И получается, женщина должна либо всё время отдавать работе, либо полностью ей жертвовать. Поэтому я в какой-то момент для себя решила, что пусть будет меньше клиентов, но у меня будет не плотный рабочий день.

Моя цель — научить человека пользоваться машиной. Мне важно, чтобы ученик не был зависим от подсказок инструктора, не боялся ездить один. Женщины, которые приходят ко мне, часто говорят: давайте отработаем маршрут «работа — дом». Они считают, что им и не нужно большего. Но я объясняю, что нужно учиться ездить везде, и тогда проторённый маршрут не понадобится. 

Важно, чтобы человек уверенно чувствовал себя на дороге и был безопасным для других. У меня у самой дети постоянно ходят через зебры — и я думаю о них, когда обучаю других.

Анна Иванова, 40 лет (Имя героини изменено по её просьбе)
Машина: Ford Focus, автомат

Кем я только не работала: в прошлом я была администратором кинотеатра, старшим кассиром и экономистом в СИЗО. Я никогда не стремилась стать автоинструктором. Но у меня был стаж вождения в 14 лет, и однажды бывший коллега позвал меня в автошколу, где работал сам: ученики просили инструктора-девушку. Многие хотят учиться именно у женщины, потому что думают, что мужчины будут на них кричать. Когда я устраивалась, в штате было два преподавателя теории, семь инструкторов и два менеджера. Я стала первой женщиной в коллективе, а спустя два месяца после моего найма взяли ещё одну девушку.

Сперва я боялась выходить на работу: думала, у меня не получится. Всё-таки это очень ответственная должность: нужно научить человека чувствовать себя уверенно на дороге. А если я недоучу и он чего-то не поймёт? А смогу ли я найти подход к разным людям? Но тем не менее я прошла обучение и успешно сдала экзамен старшему инструктору. И вышла на работу.

Когда я сама училась вождению, мне не повезло с инструктором. Моим учителем был мужчина, которому было как будто не до меня: у нас прошло всего одно вождение, после которого он сказал, что ему некогда и занятий у нас больше не будет. Поэтому на практике меня всему доучивал муж.

Сейчас мы с учениками изучаем все элементы, которые нужно знать для сдачи экзамена. Например, как припарковаться задним ходом, что такое параллельная парковка, как разворачиваться на перекрёстках, что означает тот или иной дорожный знак. И ученики быстро схватывают знания.

Я не думаю, что дело в каком-то особом женском подходе. Я просто разговариваю с учениками, а это почему-то делают не все. Многие просто сухо объясняют принципы вождения. А людям нужно, чтобы с ними общались, помогали им не переживать на дороге.

Раньше я учила ездить на механике, и среди моих учеников было поровну мужчин и женщин. Сейчас же я езжу на автомате и занимаюсь в основном только с девочками. Меня часто выбирают из-за того, что чувствуют себя более безопасно рядом с женщиной. Ещё у меня были две татарочки, которым мужья не разрешали учиться у мужчин-инструкторов, и они катались только со мной.

Я редко сталкиваюсь с конфликтами на дороге, все мужчины-водители в моём кругу — адекватные люди. Иногда, правда, незнакомые водители могут накричать или обозвать «дурой» или «курицей». В целом мне кажется, что отношение к девушкам за рулём такое же, как и десять лет назад: мужчины считают, что женщина рождена варить борщ и воспитывать детей, и не понимают, зачем мы водим. 

Все сложности на дороге создают водители, которые не знают правил: например, неправильно проезжают перекрёстки и двигаются без поворотников. Многие, кстати, злятся, когда видят на дороге новичков: сразу начинают сигналить и подрезать. Если снять шашку и просто поехать с учеником, как на обычной машине, тебя никто не тронет, но стоит нацепить опознавательный знак, так все сразу начнут обращать на вас внимание. Конечно, ученики часто ездят медленно и тупят на дороге. Но ведь все водители тоже начинали с этого — почему они не могут быть терпимее к другим?

Я стремлюсь, чтобы человек не просто сдал экзамен и забыл об автошколе, но и действительно научился вождению, был в безопасности и не попадал в аварии.

Обложка: Ольга Лисовская

Полина Накрайникова
20.09.21 10:29
а причем тут семейный статус героинь?
андрей тобольский
20.09.21 15:54
ох уж эти женщинки))
Николай
07.09.22 17:48
Автоинструкторки ИНСТРУКТОРКИ!!! тьфу, дебилоиды,
Полина Накрайникова
08.09.22 10:49
у вас есть другие предложения по описанию профессии?
Читайте также
Нил Гейман не считает себя насильником, но готов взять ответственность за свои ошибки
Россиян хотят обязать заходить на «Госуслуги» перед покупкой секс-игрушек
Новые правила в соцсетях Марка Цукерберга разрешают называть женщин «домашней утварью»
Шик, блеск и змеи: 5 трендов украшений 2025 года
Назад в 2014-й: в российских кинотеатрах снова покажут аниме «Ветер крепчает»
7 советов, как купить дешёвые авиабилеты