Смотреть
11 апреля

От «Клеопатры» до «Присциллы»: что такое байопик и какие фильмы об известных людях стоит посмотреть

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
байопик

Кажется, фильмы о знаменитостях никогда не утратят популярности. Только все успели обсудить «Оппенгеймера», как на горизонте замаячили фильмы о Бобе Дилане и Эми Уайнхаус. Разбираемся, откуда взялись байопики, чем они отличаются от других фильмов и какие претензии им предъявляют.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

Что такое байопик 

Кадр из фильма «Коко до Шанель» (2009)

Байопик — это сокращение от выражения «биографическая картина». В 1992 году киновед и теоретик кино Джордж Кастен определил его как художественный фильм о жизни конкретной исторической личности, где используются реальное имя и реальные факты её биографии. Несколько лет спустя похожее определение дал байопику киновед Рик Альтман в своей книге «Фильм / Жанры». При этом термин «неофициально» фигурировал в киноведческих кругах уже в 1950-е, а первое его упоминание относят к 1947 году.

Байопики бывают в не только в формате привычного полного метра. Среди них встречаются короткометражки (например, фильм Алессандро Паррелло «Никола Тесла, человек из будущего» о знаменитом изобретателе или картина Уильяма Брайана «Никто» о юности Элвиса Пресли). Ещё один «ходовой» формат — сериалы. Недостатка в них нет: от одного из самых популярных британских шоу «Корона» о династии Виндзоров до американского «Монстра» о маньяке Джеффри Дамере.

Джордж Кастен отмечает, что биографическому фильму свойственна «жанровая флюидность». Байопики снимают в самых разных жанрах — от комедии и драмы до мюзикла и анимации. Кроме того, как и любой другой фильм, байопик вполне может сочетать в себе разные жанровые элементы. Например, «Ван Гог. С любовью, Винсент» Хью Уэлшмана и Дороты Кобелы правильно будет назвать анимационной драмой — биографическим фильмом. Полтора часа рисованной маслом анимации рассказывают о мучительных последних днях жизни художника. Короткометражный фильм «Эта замечательная жизнь» о Франце Кафке Питера Капальди — скорее комедийный байопик. Здесь Кафка пытается дописать своё знаменитое «Превращение», но его постоянно отвлекают комично-абсурдные вещи вроде шума вечеринки за стеной, зашедшей на огонёк незваной гостьи или навязчивого точильщика ножей. «Рокетмен» Декстера Флетчера об Элтоне Джоне — драматический байопик-мюзикл. Именно через музыкальные номера в фильме рассказывают о превращении Элтона из никому не известного исполнителя в мировую суперзвезду, о его борьбе с зависимостями и принятии себя.

Чем примечательны байопики

Фокус на человеке, которому посвящён фильм

Впрочем, иногда картина рассказывает и о нескольких людях, объединённых общим делом. Например, фильм Феликса Гэри Грея «Голос улиц» — обо всех участниках культовой хип-хоп группы N.W.A.

Рассказ о важных событиях из жизни реального человека

Байопик не обязательно показывает всю жизнь героя от рождения до смерти, но, как правило, охватывает её значимые периоды. Так «Оппенгеймер» Кристофера Нолана не затрагивает детство главного героя. Действие сосредоточено на юности и зрелых годах учёного и главном проекте его жизни — разработке ядерной бомбы.

Субъективность

Авторы байопиков могут вольно обращаться с биографией героя: 

  • Опускать детали. Например, в фильме «Коко до Шанель» Анны Фонтен нет ни слова о сотрудничестве Шанель с нацистами.
  • Рассказывать историю не в хронологическом порядке. В фильме Брэдли Купера «Маэстро» действие начинается в 80-х, когда главный герой Леонард Бернстайн уже в преклонном возрасте, и позднее переносится во времена его молодости.
  • «Домысливать» сюжеты и даже приписывать героям истории, которых не было. Это делается ради того, чтобы история стала напряжённее и интереснее зрителю. В картине об основателе Apple «Стив Джобс» Дэнни Бойла есть ряд выдуманных моментов. В первую очередь это одна из ключевых сцен, где Джобс и его коллега и сооснователь компании Стив Возняк кричат друг на друга в преддверии запуска продукта. В своих интервью Возняк отрицал их ссоры. Сценарист фильма Аарон Соркин также признал: он специально драматизировал личные конфликты между героями, чтобы получилось острое высказывание об изнанке успеха. 

С чем легко перепутать байопик

Документальное кино

Как и байопик, документальное кино работает с реальными фактами. Однако в документальных фильмах факты стоят на первом месте. Авторам принципиально важно запечатлеть героя таким, каким он был в документальных материалах и воспоминаниях окружающих. В биографических фильмах главное не факты, а их художественное осмысление.

Документальные фильмы нельзя назвать полностью объективными, поскольку в них всё равно присутствует вмешательство со стороны авторов, то есть авторский взгляд. Однако они всё же претендуют на большую объективность. Например, картина Жаклин и Дэвида Моррис «Нуреев» состоит из множества архивных кадров с артистом балета, записей интервью и комментариев его друзей и партнёров в жизни и на сцене. Это документальная работа: вмешательство авторов в материал минимально. А вот фильм «Нуреев. Белый ворон» Рэйфа Файнса — образцовый байопик — начиная от того, как режиссёр умалчивает о важнейших деталях личной жизни Нуреева, и заканчивая игрой со временем.

Докудрама

Докудрама — гибридный жанр, где сочетаются документальный и игровой элементы. Докудрама опирается на истории реальных людей, но часто их домысливает — особенно когда в реальных историях есть пробелы. Так устроен фильм об экипаже и пассажирах одного из лайнеров, угнанных террористами 11 сентября 2001 года «Потерянный рейс» Пола Гринграсса. Здесь снялись профессиональные актёры, а диалоги были написаны на основе личных разговоров авторов с семьями жертв. Однако это всё же тщательная, последовательная (хотя и эмоциональная) реконструкция событий, а не вольная художественная интерпретация.

Как развивались байопики

Ранний этап

Кадр из фильма «Анна Болейн» (1920)

Биографические фильмы — почти ровесники кинематографа. На заре киноискусства байопики обычно посвящали видным историческим фигурам — монархам, королевским фаворитам и национальным героям. Их жизнь всегда драматизировали.

Уже в 1895 году Альфред Кларк представил публике 18-секундную «Казнь Марии Шотландской». Её принято считать фильмом, предвосхитившим байопик. Из-за очень короткого хронометража в ней успели показать всего одно событие — непосредственно казнь Марии Стюарт

Старейшим байопиком киноведы называют «Жанну д’ Арк» Жоржа Мельеса 1900 года — изобретателя кинофантастики и одного из пионеров кино. Фильм охватывает главные события из судьбы французской национальной героини — видения святых, поход во главе войска и мученическую смерть на костре.

Заметные фильмы раннего периода:

  • Хит своего времени «Королева Елизавета» Луи Меркантона и Анри Дефонтена 1912 года. Картина рассказывает о роковом романе Елизаветы I и её фаворита, закончившемся казнью королевы. 
  • «Анна Болейн» Эрнста Любича 1920 года. Сюжет строится вокруг отношений короля Генриха VIII и его жены Анны Болейн — её борьбы за власть, нежелания делить короля с фаворитками, а затем и потрясшей всю Европу казни.
  • «Наполеон» Ганса Абеля 1927 года. Новаторский авангардистский фильм длится более пяти часов и подробно рассказывает о юных годах и военной карьере Бонапарта — с удивительными для своей эпохи панорамными съёмками, масштабными батальными сценами и эффектными трюками.

Расцвет 

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Золотой век Голливуда стал «золотым» временем и для биографического кино. В период с 1927 по 1960 в США сняли около 300 таких картин, в том числе навсегда вошедших в историю. Например, «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса, неофициально носящий титул «величайшего фильма всех времён и народов». Этот псевдобиографический фильм рассказывает историю жизни и смерти медиамагната — восхождения к успеху и характера, над разгадкой которого билось не одно поколение зрителей.

Любопытно, что критики также называют множество снятых в этот период фильмов второсортными» из-за мелодраматизма, которыми «грешила» золотая голливудская эпоха. Глава киноредакции Variety Оуэн Глейберман сравнивает байопики того времени с «плохим телевизионным кино». По его мнению, их идея состоит в том, чтобы «втиснуть жизнь знаменитости в два часа, снабдить театральным блеском и на выходе получить глянцевую поделку». Такими фильмами он считает «Жажду жизни» (1951) Винсента Миннелли и Джорджа Кьюкора о Винсенте Ван Гоге и «Тайную страсть» (1962) Джона Хьюстона о Фрейде. Основное внимание в них уделяется возвеличиванию героев, эмоциональности и мелодраматическим линиям, а не жизненной драме.

Другие заметные фильмы этого периода:

  • «Пастер» (1935) Саши Гитри. Эта французская картина рассказывает о борьбе учёного Луи Пастера за свои новаторские взгляды и революционное изобретение вакцины от смертельных вирусов.
  • «Молодой мистер Линкольн» (1939) Джона Форда. В центре повествования — 16-й президент США Авраам Линкольн и его трудный и долгий путь от бедного юриста до высокопоставленного политика.
  • «Клеопатра» (1963) Джозефа Манкевича. Четырёхчасовая эпическая драма о египетской королеве впечатляет масштабом батальных сцен и торжественных военных парадов. Сюжет строится вокруг политических амбиций героини и её планов присоединить Римскую империю к Египту — для этого Клеопатра решает соблазнить её правителей.

70-80-е и новый всплеск интереса

Кадр из фильма «Амадей» (1984)

Когда золотая эпоха и студийное кино с налётом гламура остались позади, наступило время более «естественных» байопиков. Они изображали героев во всей сложности их характеров, уделяли внимание личным драмам и не скрывали тёмных неоднозначных сторон их жизни.

Заметные фильмы:

  • «Путь к славе» (1976) Хэла Эшби. Фильм рассказывает о совсем не гламурной жизни фолк-кантри певца Вуди Гатри в годы Великой депрессии. Гатри странствовал по штатам, нанимался на подённую работу, убеждал товарищей по несчастью отстаивать свои права и писал протестную музыку. А потом с гордостью отказался от контракта с престижной студией, чтобы оставаться свободным человеком. 
  • «Амадей» (1984) Милоша Формана. Вольная интерпретация отношений Моцарта и его закадычного «соперника», композитора Сальери, рассказана с точки зрения самого Сальери. Форман исследует съедающую героя чёрную зависть и размышляет, куда она способна завести человека.
  • «Никсон» (1995) Оливера Стоуна. Фильм фокусируется на политической карьере 37-го президента США Ричарда Никсона и печально прославившем его Уотергейтском скандале. В частности — на том, как президента уличили в нечестной политической игре, после чего он досрочно ушёл в отставку. 

Наши дни 

Кадр из сериала «Великая» (2020 – 2023)

Жизнь известных людей продолжает оставаться популярной в киноиндустрии темой. На сегодняшний день около 119 тысяч записей на крупнейшем мировом кинопортале IMDb посвящены биографическому кино, а за последнее десятилетие на экраны вышли сотни байопиков разных форматов. На Западе их героями сегодня становятся монархи, музыканты, артисты и другие селебрити, политики и активисты настоящего и прошлого. От покорившего зрителей драмеди-сериала «Великая» о юности Екатерины II до «Эрин Брокович» (2001) Стивена Содерберга о матери-одиночке, бросившей вызов системе, и «Харви Милка» (2007) Гаса Ван Сента о борце за права угнетённых.

Интерес к байопикам сохраняется и в России. Здесь много снимают об исторических фигурах прошлого: царях, писателях, поэтах, актёрах и звёздах спорта. Среди успешных проектов последних лет — сериалы «Екатерина», «Раневская» и «Магомаев». Фильм о советском хоккеисте Валерии Харламове «Легенда №17» (2017) Николая Лебедева и «Движение вверх»» (2017) Антона Мегердичева о триумфе советской сборной по баскетболу. 

В 2024 году зрителей ждёт сразу несколько громких байопиков:

  • «Совершенный незнакомец» Джеймса Мэнголда о Бобе Дилане. Главную роль в фильме сыграет Тимоти Шаламе. Фильм расскажет о появлении Дилана на мировой музыкальной поп-сцене, которую он изменил навсегда.
  • «Возвращаюсь к нормальной жизни» Сэм Тейлор-Джонсон об Эми Уайнхаус. Действие сосредоточится на восхождении участницы «Клуба 27» к музыкальным вершинам, жизни в Лондоне и на её борьбе с тяжелейшими зависимостями. 
  • «Ширли» Джона Ридли о Ширли Чисхолм, первой темнокожей женщине, баллотировавшейся на пост президента США в 70-х и первой темнокожей конгрессвуман. Фильм покажет, какое сопротивление она встретила на своём пути и с какой надеждой боролась за права небелых американцев.

За что зрители критикуют байопики

Кадр из фильма «Жанна д'Арк» (1999)

Биографическое кино субъективно по природе. И всё же аудитория нередко бывает недовольна, как в конкретном фильме показали историю кумира. 

«Величайшего шоумена» (2017) Майкла Грейси об антрепренёре Финеасе Барнуме обвиняли в поверхностности. По мнению зрителей, фильм совсем не раскрыл ни характера Барнума, ни обстоятельств его жизни, благодаря которым он стал одним из популярнейших артистов эпохи. 

Похожая судьба постигла «Жанну д’Арк» (1999) Люка Бессона. Зрители посчитали картину «осквернением образа героини» из-за того, что «Бессон показал её психически нездоровой, а не святой». Кому-то не понравилось и то, как режиссёр переосмыслил образ Жанны и сделал её не «хрупкой маленькой девочкой», а «воительницей». 

«Нина» (2016) Синтии Морт об иконе джаза Нине Симон категорически не понравилась её поклонникам из-за того, что роль темнокожей певицы досталась актрисе-доминиканке со светлой кожей. Фанаты даже запустили петицию с призывом бойкотировать картину, если авторы не изменят каст.

Иногда байопиками недовольны семья и окружение героев. После выхода «Нины» наследники певицы заявили, что фильм искажает представление о её жизни. По словам дочери Нины, Лизы Симоны Келли, у её матери никогда не было романтических отношений со своим менеджером — а большая часть фильма именно об этом. Келли добавила, что съёмочная команда не консультировалась с семьёй Симон во время работы над проектом. 

Некоторые биографические фильмы приводят к судебным разбирательствам. После выхода первого сезона сериала «Вражда» о Голливуде золотой эпохи звезда «Унесённых ветром» Оливия де Хэвилленд подала иск против его авторов. Актрисе не понравились оскорбления в адрес Джоан Фонтейн, которые создатели вложили в уста её героини. По словам де Хэвилленд, это не имело никакого отношения к правде и очерняет её репутацию.

За что байопики критикуют люди из киноиндустрии

Режиссёр «Оппенгеймера» Кристофер Нолан критикует биографические фильмы и называет их «бесполезными». По его мнению, само существование термина загоняет создателей кино в рамки, заставляет упрощённо смотреть на жизнь героя и обедняет идею. «Оппенгеймера» Нолан предпочитает называть судебной драмой. «Настоящее кино всегда сложнее каких-то скучных условностей. Я бы назвал, например, „Гражданина Кейна“ не байопиком, а приключенческим фильмом о чьей-то жизни», — говорит режиссёр.

Какие байопики посмотреть (неочевидные советы)

«Клеопатра» (1963)

Режиссёр: Джозеф Манкевич

Из школьных учебников мы помним, что Клеопатра была великой женщиной. Пожалуй, фильм Манкевича — лучшая иллюстрация того, насколько великой была царица. Клеопатра интересовала художников в контексте её романтических отношений с римскими полководцами. Здесь героиня — чувственная, но при этом волевая и амбициозная правительница. Фильм снят в 60-е — непростое для голливудского кино время. Бурно развивался его ближайший конкурент — телевидение, и кинематграфу нужно было чем-то удивлять. Продюсеры «Клеопатры» пошли ва-банк и пригласили на главную роль любимицу публики красавицу Элизабет Тейлор. А на роли Марка Антония и Юлия Цезаря позвали секс-символов Ричарда Бёртона и Рекса Харрисона. Не поскупились на качественные съёмки батальных сцен и работу лучших художников-постановщиков. Проект стал одним из самых дорогих в истории, пережил не одну заморозку, изрядно потрепал нервы всем участникам — и в результате вошёл в золотой фонд голливудского кино.

«Чаплин» (1992)

Режиссёр: Ричард Аттенборо

Вероятно, это лучший ликбез для тех, кто думает, что Чаплин — просто маленький чёрно-белый человечек в смешной шляпе. Мало кто сделал для кинематографа столько, сколько сделал Чарли Чаплин. Фильм Аттенборо — оммаж знаменитому образу Бродяги, придуманному Чаплиным. Его комедии и сатире, которая через уморительно смешные вещи умудрялась в страшное и опасное время говорить о страшном. «Чаплин» охватывает длинную жизнь Чарли — нищее детство в Лондоне, череду любовных драм, несколько эмиграций и десятки фильмов, которым он себя посвятил. В основу байопика легли мемуары Чаплина и воспоминания его детей — а дочь режиссёра Джеральдина сыграла здесь его мать. 

 «Отель „Руанда“» (2004)

Режиссёр: Терри Джордж

В Руанде 1994 года идёт гражданская война между племенами хуту и тутси — та самая, что унесёт жизни более миллиона человек. Когда хуту начинают геноцид, Пол Русеабагина, управляющий отелем в центре столицы, с риском для жизни вместе с семьёй укрывает тутси у себя в здании. Тем временем страна погружается в смуту, и Пол всеми правдами и неправдами — уговорами, хитростью, взятками чиновникам — пытается спасти тутси от смерти. Этнический хуту, в кровавой резне герой едва не теряет жену и детей и несмотря ни на что не оставляет веры в людей. Словом, «Отель „Руанда“» — это такой «Список Шиндлера», только маленький и несправедливо недополучивший внимания. 

«В центре внимания» (2015)

Режиссёр: Томас Маккарти 

В 2001 году журналистам Boston Globe становится известно, что в 70-х годах католические священники Бостона совершали сексуализированное насилие над детьми — при полном бездействии церковной верхушки. Команда берётся за расследование и выясняет масштаб беды. Оказывается, насилие было системным. Журналисты по очереди беседуют с жертвами и пытаются добиться ответственности для абьюзеров. От фильма не стоит ждать удивительных сюжетных поворотов — в конце концов, это процедурная драма. Местами суховатая, местами (ради зрелищности) слишком по-голливудски эмоциональная, но очень отрезвляющая. 

«Присцилла» (2023)

Режиссёрка: София Коппола

Элвис Пресли в представлениях не нуждается, а вот его жена Присцилла долгое время оставалась в тени рок-н-ролльного короля. Во всех байопиках об артисте ей отводилась скромная второстепенная роль красавицы-музы. Фильм Копполы это исправляет и впервые выводит Присциллу на первый план. За фирменной нежно-воздушной эстетикой режиссёрки — личная драма женщины, которую держали за послушную куклу. Запрет работать, настойчивые рекомендации, что носить, как себя вести и что говорить, — оказывается, жизнь с королём не означает сказку.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий