Смотреть
16:00

Благородные мальчики и униженные девочки: как советское кино показывает безответную любовь

Станислава Кокеткина
Станислава Кокеткина
Автор
безответная любовь в советском кино

В конце 70‑х подростковое советское кино обращается к жанру мелодрамы. Появляется ряд фильмов о любви, в том числе безответной. То, как мальчики и девочки переживают это чувство, показано по-разному. Вспоминаем культовые картины, герои которых впервые сталкиваются с невзаимной влюблённостью. 

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы».
Присоединиться!

Мальчики в борьбе и благородстве

Петя Копейкин из фильма «Когда я стану великаном» (1978) 

Режиссёр: Инна Туманян

Петя Копейкин / кадр из фильма «Когда я стану великаном»

В мелодраме Инны Туманян восьмиклассник Петя Копейкин влюблён в подругу детства — одноклассницу Машу Горошкину. Но не всё так гладко: Маша однажды признаётся ему в симпатии к девятикласснику Коле Кристаллову и просит передать записку с признанием. Петя — оригинал, по жизни он следует за романтическими образцами: Сирано де Бержераком и д’Артаньяном. Он благороден, виртуозно импровизирует и постоянно что-то придумывает. В классе и вне его Петя исполняет роль шута — находчивого и креативного. Единственное, чем он обделён, — это высоким ростом. Именно этой деталью режиссёр показывает несостоятельность Пети как объекта симпатии. Получается, переживающий безответную любовь должен иметь изъян. 

Петя уникально проживает своё чувство. С присущим ему благородством он помогает Коле понравиться Маше: отдаёт ему свои стихи, лепит из него другого человека — глубокого и начитанного. Сам Петя никак свои чувства не выражает, не признаётся в них Маше. Он остаётся другом, готов всегда помочь или выслушать. Признание Маши в любви к другому мальчику он выдерживает с кислой миной и до последнего не раскрывает карты. В финале герои лишь обмениваются тёплыми взглядами, которые обещают счастливый конец. Петя ведёт себя как его любимые персонажи — смиренно хранит обожание к даме сердца и не вступает на путь сомнений.

Миша Синицын из фильма «Шла собака по роялю» (1979)

Структурно свободное кино Грамматикова рассказывает о мечтательнице Тане Канарейкине, которая грезит о лётчике, играющем на трубе. Они, конечно, незнакомы. Одновременно есть её приятель из дома напротив — Миша Синицын. Он лишён всякой романтичности, но влюблён в Таню и хочет на ней жениться по чёткому плану — после армии. Как и в «Когда я стану великаном», режиссер указывает на конкретный изъян, из-за которого любовь Миши безответна. Здесь это отсутствие полёта фантазии и романтичности. Как сказал бы сам герой: «Об этом пусть надстройка думает, а мы базис, мы всех хлебом кормим». 

Режиссёр: Владимир Грамматиков

Миша Синицын / кадр из фильма «Шла собака по роялю»

Эмоции Миша, как настоящий базис, выражает делом: сломя голову, гонится за Таней, беспокоясь, как бы она не разбилась на мотоцикле. Берёт на себя вину, чтобы её не посадили на долгий срок. Как истинный же подросток, ревность он не высказывает, а выражает ребячески: проводит время с другой девочкой на глазах у Тани. В отличие от Пети Копейкина, Миша открыто показывает ненависть к сопернику и хочет его устранить. Правда, как человек без задних мыслей, не идёт на подлости, а действует прямо. Он буквально гоняется за лётчиком с палкой. Миша тоже соответствует своим образцам — советским работягам, занятым делом, а не разглагольствованиями.

Серёжа Лавров из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979)

Режиссёр: Николай Лебедев, Эрнест Ясан

Клава и Серёжа Лавров / кадр из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

Серёжа Лавров в 4 года с первого взгляда полюбил Клаву. Всё детство они дружили, Клава удачно пользовалась симпатией Серёжи. Он делал за неё домашние задания, таскал для неё из дома дорогие фломастеры и карандаши. В девятом же классе Клава заинтересовалась другим мальчиком — Лавриком. Четвёртой в их любовном квадрате стала Туся Ищенко, влюблённая с детства в Серёжу. 

В отличие от предыдущих персонажей, Серёжа конкретных изъянов не имеет. Он умен, блестяще учится, хорошо разбирается в точных науках, перспективен, но в отношениях с Клавой занимает подчинённую позицию, что её и не устраивает. Клава описана как самая привлекательная девочка что в детском саду, что в классе. Она не блещет интеллектом и стать образованнее не собирается, а желает использовать других для достижения успеха — редкий персонаж советского кино. В отличие от других безответно влюблённых героев, Серёжа ярко страдает. Он пытается делать для Клавы всё: удивлять её, напоминать давние совместные истории, чем её только раздражает. В итоге решается на последний поступок, чтобы её впечатлить — покончить с собой. 

Серёжа не может смириться с безответностью, но по размышлении всё-таки даёт чувству время стихнуть. Бравурная песня «Всё к лучшему» и меланхоличная мелодия на стихи Бориса Заходера со строчками: «Несчастной любовь не бывает. Даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит, и счастливой любви не стоит!» вплетается поддерживающим лейтмотивом. Наконец, Клава начинает разговор о любви, пускай и с обиняками, и с сожалениями о сложившейся неудаче. Серёжа отвечает нежеланием возвращаться к прошлому, казалось бы, уже строя отношения с Тусей. Тем не менее вердикт фильма неутешителен — безответная любовь к Клаве с Серёжей навсегда, и «так бывает». Серёжа сдвигает героев плаща и шпаги с действий в сторону переживания чувств — он романтически страдает.

Миша Лопухин из фильма «Сто дней после детства» (1975)

Режиссёр: Сергей Соловьёв

Миша Лопухин / кадр из фильма «Сто дней после детства»

Подростки в пионерском лагере. Легкомысленный Миша Лопухин влюбляется в Лену Ерголину, но у него есть соперник. Фильм передаёт первую любовь от расцвета до принятия невзаимности. В предыдущих картинах мы смотрели на влюблённого персонажа больше со стороны. Здесь же наконец погружаемся в его точку зрения и видим настоящее признание в любви. Нет причин считать Мишу хуже или неподходящим Лене. Проклятие безответного возлюбленного из предыдущих фильмов снято. 

Любовь постепенно меняет его — Миша из балагура и весельчака становится задумчивым парнем, вечно сидящим у античных руин с книжкой. Его чувства выходят на первый план. Иногда создаётся впечатление, что он их холит и лелеет, оставив Лену первопричиной, не более. В попытках завоевать Лену он чётко следует букве Лермонтова. Миша становится загадочным персонажем романа, и признание, конечно, выстраивает соответственно. Он пишет письмо, назначает встречу там, где впервые увидел Лену по-настоящему. Именно в эпизоде встречи происходит самый поразительный разговор — Миша прямо хочет признаться, а получив от Лены извинения в безответности, просит оставить его. Для Миши, наиболее здорово переживающего безответную любовь, это чувство становится светлым. Он принимает отказ и запоминает свою любовь как великолепное произведение искусства.

Девочки в унижении и стоицизме

К сожалению, в отличие от мальчишек, персонажей девочек на первом плане в кино 70‑х меньше. И их чувство иногда теряется в тени. 

Дина из фильма «Школьный вальс» (1978)

Режиссёр: Павел Любимов

Дина / кадр из фильма «Школьный вальс»

Гоша, Дина и Зося в выпускном классе. Дина безответно влюблена в Гошу, а Гоша строит отношения с Зосей. Когда он узнаёт, что у Зоси будет ребёнок, реагирует странно: молчит и отстраняется. Они расстаются. Гоша же женится на Дине. Дина с самого начала чётко знает, что Гоша её не любит, он прямо и унизительно для Дины говорит об этом в одной из первых сцен. Тем не менее Дина продолжает упорствовать и насильно, она это понимает, женит на себе Гошу. В результате обрекает и себя, и его на несчастье. Дина унижается и предпочитает не замечать правды. Не сталкиваться со своими чувствами в угоду призрачной надежде. Борьба, которую она ведёт, напоминает муки Серёжи Лаврова из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» с одним отличием. Серёжа хотя бы пытается принять безответность и смириться, оказавшись слепцом. Дина же не слепа, а упорно закрывает глаза рукой в страхе столкновения с реальностью.

Таня Канарейкина «Шла собака по роялю» (1979)

Режиссёр: Владимир Грамматиков

Таня Канарейкина / кадр из фильма «Шла собака по роялю»

Таня Канарейкина неказисто, но отчаянно борется за лётчика, персонажа своей мечты, незнакомца, которого она наделила желанными качествами (сейчас мы бы назвали это крашем). Сначала она приглашает его на танцы, написав письмо и разодевшись в барышню XIX века. Потом ворует мотоцикл, чтобы к нему доехать. Финально она засовывает в турбину его вертолёта свёклу, чтобы он не улетел. Все эти действия лётчика только пугают, он на неё рявкает, и любовь Тани как неожиданно пришла, так и растворяются. Чувства Таня показывает, будто в книжке вычитала. Она выстраивает ситуации встреч по мотивам любовных сюжетов, а до словесных признаний дело так и не доходит. Безответная любовь здесь сродни детской игре — спонтанно появившейся и быстро забытой.

Туся Ищенко из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979)

Режиссёр: Николай Лебедев, Эрнест Ясан

Туся / кадр из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

Туся Ищенко, влюблённая в Серёжу, — персонаж второго плана, но яркий пример переживания безответности. Она открывается Лаврику в своем страдании по Серёже, но не говорит, в кого влюблена. В отличие от Дины из «Школьного вальса», Туся — девушка с широко раскрытыми глазами и пониманием трагизма своего положения. Ей не нужна подачка любви, ложь, поэтому, получив признание от Серёжи, она благородно и стоически отходит в сторону. Туся понимает то, что даже самому Серёже недоступно: его любовь принадлежит Клаве навсегда. Туся — человек в высшей степени достойный. Её единственный недостаток — угловатость в детстве. На вопрос, отчего любовь не получилась у Туси, кино вновь отвечает: «так бывает, и надо двигаться дальше».

Соня Загремухина из фильма «Сто дней после детства» (1975)

Режиссёр: Сергей Соловьёв

Соня Загремухина и Лена / кадр из фильма «Сто дней после детства»

В Мишу Лопухина влюблена Соня Загремухина. Она держится рядом, всегда готова помочь, но Миша её не замечает и воспринимает как сестру. Соня не собиралась говорить о своих чувствах, но от несправедливости выпаливает признание, о чём сразу же жалеет. Невзаимность — то, что Соне и Мише удалось разделить друг с другом. Сам Миша и предлагает решение — оставить себе память о первой любви. Соня играет здесь лишь пассивную роль.

Как в моралите, из советского кино 70‑х мы однозначного вывода не сделаем. Активная роль отдана скорее мальчикам, девчачья безответная любовь остаётся на периферии. И с той и с другой стороны есть яркие типажи, но мужским персонажам дана возможность раскрыться. Безответная любовь — чаще изъян. Признаваться же в своих чувствах и ценить их, кажется, умеет только герой Сергея Соловьёва в фильме «Сто дней после детства». 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий