Смотреть
14 октября 2023

14 культовых советских фильмов про подростков

Школьные годы чудесные.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
Изображение
2

Советское кино занимает в сердцах зрителей особое место. А некоторые фильмы про школьников давно разобрали на цитаты. От истории Ромео и Джульетты 80-х и нежной драмы взросления до щемящего рассказа о беспризорниках — собрали популярные и неочевидные советские картины о приключениях юных героев.

«Доживём до понедельника» (1968 год)

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

Девятиклассники обожают своего учителя истории Мельникова — прямого, принципиального и поэтому неудобного для окружающих. Его раздражает сухой, формальный подход коллег, которые не дают ребятам выражать свои мысли. Несколько дней из жизни этой школы становятся испытанием для Мельникова и учительницы английского Натальи, которая и сама недавно здесь училась.

Сюжет «Доживём до понедельника» сложно пересказать: в фильме нет резких сюжетных поворотов. Герои — школьники и учителя — переживают влюблённости, кризисы, ссорятся, мирятся, бунтуют и проверяют свои идеалы на прочность. Тихая вдумчивая интонация, с которой об этом рассказывают зрителю, покоряет и заставляет им сопереживать. А ещё немного завидовать ученикам, которым задают сочинение на тему «Что такое счастье?». И радоваться, что их любимый учитель готов принять любой ответ.

«Друг мой, Колька!» (1961 год)

Режиссёры: Алексей Салтыков, Александр Митта

Школьный хулиган Колька Снегирёв терпеть не может старшую пионервожатую Лидию Михайловну. Она откровенно не любит детей, равнодушна к своей работе и доброжелательна только с подхалимами. В знак протеста Снегирёв с компанией создают подпольную организацию ТОТР — «Тайное общество троечников». Его участники клянутся «помогать обиженным и слабым и мстить зубрилам и выскочкам». Но вскоре об этом узнаёт пионервожатая. Она настроена воинственно и хочет уничтожить общество, но ТОТР сдаваться не намерено.

Весёлое и доброе кино предлагает поговорить о невесёлом — конфликте жёсткой системы и человека, который пытается быть собой. Школьной системе не нужны троечники, она работает по принципу «быстрее, выше, сильнее» и выдавливает всё лишнее. «Друг мой, Колька!» пусть и наивно, но очень метко её критикует. И показывает: «образцовые активисты-отличники» не равно «хорошие люди», а неважная учёба и курение за школой не делают вас плохим человеком. А у подростка-хулигана может обнаружиться большое сердце, которое вернёт к жизни чёрствые сердца взрослых. 

«В моей смерти прошу винить Клаву К» (1980 год)

Режиссёры: Николай Лебедев, Эрнест Ясан

Серёжа и Клава дружат с четырёхлетнего возраста. У Клавы сильное, почти магнетическое обаяние: девочка мгновенно очаровывает и детей, и взрослых. Герои были не разлей вода: он помогал ей с задачками по математике, а она следила, чтобы он носил тёплую шапку зимой. И вот друзья выросли и учатся в старших классах. Серёжа по-прежнему решает все проблемы Клавы: дарит подарки, «тянет» в учёбе. Его чувства давно переросли во влюблённость — но это не взаимно. Клаве он порядком надоел, а самой ей нравится парень из параллельного класса. Тогда герой заявляет девушке: он покончит с собой. Клава отвечает, что пошла бы за ним куда угодно, будь он действительно на это способен.

Ни Клаву, ни Серёжу не назовёшь положительными героями. Первая использует друга, чтобы получать хорошие оценки, а второй ревнует и шантажирует подругу самоубийством. Но в конечном счёте это не банальный любовный треугольник, а история о созависимости. Болезненная привязанность героя к Клаве «съедает» его изнутри и не даёт видеть прекрасное — влюблённую в него одноклассницу, заботливых родителей — и строить планы на жизнь.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964 год)

Режиссёр: Элем Климов

Костю Иночкина исключают из пионерлагеря за «самоволку», и теперь ему предстоит отправиться домой раньше срока. Не желая огорчать свою бабушку, мальчик переходит на «нелегальное» положение. Он прячется под трибуной на центральной площади, а ребята из отряда носят ему еду. Однако скоро тайна может раскрыться: близится родительский день, на который должна приехать бабушка. Иночкин, его друзья и вожатая их отряда пытаются это мероприятие сорвать. Но им мешает педантичный начальник лагеря товарищ Дынин, которому доносят о «заговоре».

Фильм заслужил звание одного из самых добрых и смешных фильмов 60-х. Эта история дружбы и взаимопомощи, где даже отрицательных героев вроде Дынина не назовёшь злодеями, запомнилась без преувеличения каждому. А диалоги из фильма вошли в золотой фонд цитат советского кино и до сих пор бродят по интернету. Например, крылатая фраза «А чё это вы тут делаете?» — именно отсюда. При этом «Добро пожаловать…» далеко не так прост. Здесь хватает тонкой сатиры на окружавшую режиссёра действительность. Фильм называли высказыванием против «системного идиотизма», двойных стандартов и въевшейся народу в подкорку привычки «стучать».

«Чучело» (1984 год)

Режиссёр: Ролан Быков

13-летняя Лена переезжает к деду в маленький провинциальный город и идёт в новую школу. Деда — бывшего фронтовика — в городе считают «странным». Всё своё время он посвящает коллекционированию картин и много лет ходит в одной и той же одежде. Поэтому одноклассники посмеиваются и над внучкой. Лена простодушно смеётся вместе с ними. Но однажды героиня пытается защитить мальчика, который ей нравится, и становится жертвой травли. На её долю выпадают жестокий «бойкот», предательство первой любовью и физическое насилие. 

Фильм сняли по одноимённой книге Владимира Железнякова, и он сразу вызвал споры: могут ли дети быть такими жестокими. Чиновники и вовсе сначала хотели запретить картину, посчитали её совсем недетской и решили, что она «позорит честь советских школьников». При этом многие узнали в сюжете себя и свои школьные годы. Режиссёр «Чучела» Ролан Быков едва успевал отвечать на письма. Зрители благодарили создателей за честный разговор об эгоизме, равнодушии и их чудовищных последствиях. 

«Не болит голова у дятла» (1975 год)

Режиссёрка: Динара Асанова

14-летний Сева по прозвищу Муха хочет стать джазовым музыкантом и пробует собрать свою музыкальную группу. Окружающие не в восторге и пытаются «выбить из него эту дурь», ведь джаз — это совсем не по-советски. Но Сева беззаветно предан своей мечте. И также беззаветно влюблён в одноклассницу Иру, с которой его вот-вот разведёт судьба.

Дебютная работа Динары Асановой принесла в советское кино настоящую оттепель. Оказалось, что фильмы про школьников можно снимать вот так — поэтично и с большой нежностью к героям. На глазах зрителей Сева прощается с детством: учится отстаивать перед скучными благоразумными взрослыми себя и свою мечту, узнаёт горечь первой любви и спасительную силу дружбы. 

«Вам и не снилось...» (1981 год)

Режиссёр: Илья Фрэз

Вместе с мамой и «свежеиспечённым» отчимом Катя переезжает в новый район. В школе она знакомится с Ромой, дружба с которым перерастает в первые отношения. Мать Ромы из ревности всячески пытается им помешать: когда-то давно её муж встречался с мамой Кати. Кате и Роме предстоят нелёгкие испытания, ведь взрослые рядом, кажется, забыли, что такое любовь. 

Вышедшая в конце 70-х повесть, по которой снят фильм, разбила сердца читателей своим трагичным финалом. Но когда речь зашла об экранизации, чиновники категорично заявили: мрачную концовку сценария нужно переписать. В итоге фильме история советских Ромео и Джульетты заканчивается позитивнее. Что не мешает ей быть пронзительной и очень настоящей. Картина моментально пришлась зрителям по душе. Исполнивший роль Ромы Никита Михайловский, который на момент съёмок и сам был школьником, стал всеобщим любимцем. А их экранную пару с сыгравшей Катю Татьяной Аксютой до сих пор считают киносимволом первой любви.

«Пацаны» (1983 год)

Режиссёрка: Динара Асанова

Павел работает в летнем спортивно-трудовом лагере. Его подопечные — «трудные» подростки из неблагополучных семей. Кого-то герой берёт на поруки прямо в зале суда — иначе бы ребята отправились в тюрьму. Один из них — 15-летний Вова Киреев. Мальчик едет в лагерь, со страхом оставляя дома сестру, над которой издевается их отец. Однажды бессердечие отца к девочке приводит к трагедии, и Вова сбегает, чтобы отомстить.

«Пацаны» — ещё один фильм Асановой о взрослении, но снятый прямее и жёстче, чем нежный дебют «Не болит голова у дятла». Взрослеть здесь приходится тем, с кем жизнь обошлась несправедливо. Павел делает всё, чтобы им помочь, и это оказывается сложной задачей. Воспитанники лагеря не верят людям: они озлобились и привыкли решать проблемы силой. Но герой уверен: этих подростков ещё можно спасти. Он становится для них другом и тем самым взрослым, с которым можно поделиться любыми мыслями.

У Павла есть реальный прототип: в 60-е годы выпускник ленинградского инженерного вуза провёл педагогический эксперимент. Он собрал вокруг себя подростков из неблагополучной среды и создал для них трудовой лагерь «Прометей». Истории его воспитанников легли в основу сценария. При этом Асанова разрешала актёрам — почти все они были непрофессиональными — импровизировать. Игровые сцены здесь перемежаются с документальными вставками. В них мальчишки рассказывают о совершённых преступлениях и отвечают на вопросы «Как ты думаешь, что такое добро?» или «Мог бы ты ударить человека?». Так режиссёрка дала голос тем, кого привыкли не слушать.

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988 год)

Режиссёр: Эльдар Рязанов

Десятиклассники приходят в гости к учительнице математики — поздравить с днём рождения. Елена Сергеевна принимает этот жест за чистую монету: её мать тяжело больна, и героине очень грустно. На самом деле ребята узнали, что дома у преподавательницы хранится ключ от сейфа с экзаменационными работами. Чтобы заполучить его и поправить свои оценки, они готовы на всё.

Камерная драма на пять актёров вполне могла бы разыгрываться на театральной сцене — настолько эмоциональна словесная дуэль, в которую вступают ученики с учительницей. Первые пытаются доказать, что её время — время «старых» идеалов — прошло и что нет ничего плохого в небольшом обмане. Тем более если Елена Сергеевна никому о нём не расскажет. Скромная и кроткая героиня стоит на своём: честность и порядочность устареть не могут. И эта страшная схватка закончится бедой.

«Дорогая Елена Сергеевна» — неожиданно жёсткая история. На первый взгляд и не скажешь, что её снял король лирических комедий Эльдар Рязанов, подаривший нам «Иронию судьбы» и «Служебный роман». И сделал её чем-то большим, чем традиционный конфликт отцов и детей. Это ещё и философская притча о природе зла, и точный срез времени. Действие происходит в «смутный» перестроечный период, когда советский проект подходил к концу, будущее пугало, а ценности менялись.

«Ключ без права передачи» (1977 год)

Режиссёрка: Динара Асанова

Ученики 10 «Б» постоянно конфликтуют с родителями и учителями и делают исключение только для своей классной руководительницы Марины Максимовны. Молодой, дерзкой и талантливой интеллектуалке они готовы доверить самое сокровенное. Уютные вечера в гостях у героини давно стали для ребят традицией. Марина считает своих коллег отсталыми консерваторами, не стесняется обсуждать это с классом. Однажды запись их разговора попадает в руки матери одной из учениц.

В этом поэтичном, живом и очень серьёзном фильме Асанова размышляет о важном. Что происходит, если учитель превращается в единственный всепоглощающий авторитет? Дистанция между преподавателем и учениками — всего лишь устаревшее правило или без неё и правда не обойтись? Обязан ли педагог быть ярким и одарённым человеком? Безусловно уважая свою героиню, режиссёрка ставит её максимализм под сомнение и намекает: в школе имеют право работать и обычные люди тоже. И в какой-то момент они раскрываются с неожиданной стороны.

«Розыгрыш» (1977 год)

Режиссёр: Владимир Меньшов

Старшеклассники собираются на весёлую вечеринку и не успевают подготовиться к контрольной по математике. Договориться с принципиальной математичкой Марией Васильевной о переносе теста невозможно, и ребята решают её «разыграть». Весь класс, включая самого бойкого ученика Олега Комаровского, заявляет учительнице, что она забыла предупредить о контрольной. Мария Васильевна сетует на свою память и извиняется перед ребятами. Но ложь быстро раскрывается. В это же время в класс приходит новый ученик Игорь Грушко — творческий и независимый парень. Между ним и Олегом назревает конфликт.

Наверное, в советском кино нет другого фильма, лучше подходящего под определение «школьный». Но уроки, перемены и контрольные здесь далеко не главное. Обманчиво простой сюжет оборачивается острым противостоянием двух противоположностей — чистого и честного героя-романтика Игоря и Олега, для которого цель оправдывает средства. «Розыгрыш» хорош тем, что не даёт готовых ответов и предлагает взглянуть на мир глазами каждого из них. И всё это под ностальгическую, уже ставшую культовой щемящую песню «Когда уйдём со школьного двора».

«Уроки французского» (1978 год)

Режиссёр: Евгений Ташков

Голодные послевоенные годы. Мать хочет для 11-летнего Володи лучшего будущего и отправляет мальчика из деревни в город учиться в школе. Героя селят у женщины, в одиночку воспитывающей троих детей. Один из её сыновей подворовывает у Володи продукты, и он недоедает. Чтобы заработать на еду, мальчик играет с местной шпаной в дворовую игру «чика». Когда герой указывает на то, что один из ребят играет нечестно, Володю избивают. Раздобыть денег теперь не получится. Молодая учительница французского Лидия Михайловна решает ему помочь. Под предлогом дополнительных занятий языком, который никак ему не даётся, она пытается его накормить. Володя упрямо отказывается от угощения. Тогда Лидия Михайловна сама начинает играть с ним на деньги — и постоянно поддаётся. Об этом узнаёт директор школы.

С одноимённым рассказом Валентина Распутина, по которому поставили фильм, многие знакомы по школьной программе. Экранизация точно передаёт его простой, бесхитростный посыл: сила — в эмпатии. С точки зрения общества, завязывая дружбу с учеником, Лидия Михайловна переступает черту. Но она делает это, чтобы спасти другого человека — гордого, маленького и несчастного. Так «Уроки французского» становятся историей о сложном выборе и неравнодушии.

«Большая перемена» (1972 год)

Режиссёр: Алексей Коренев

Молодой историк Нестор Северов проваливает экзамены в аспирантуру и от отчаяния устраивается учителем в вечернюю школу. Здесь он становится классным руководителем разношёрстного 9 «А». Преподавать этому классу не так-то просто: за партами сидят взрослые люди. Кто-то из них гораздо старше и самого Нестора. У всех полно забот: семья, работа, личные драмы. Домашние задания большинство делают неохотно и часто в последнюю очередь. Поначалу отрешённого от суеты Нестора затягивает в этот сумасшедший водоворот. 

«Большая перемена» не самое обычное кино про школу. Но как и в самой обычной школе, здесь есть очень узнаваемые типажи — и самая популярная девушка класса, и прогульщик, и хулиган, и слегка надоедливый отличник. Флегматичному герою придётся с ними справляться и параллельно решать проблемы в личной жизни. Вместе со своими взрослыми подопечными Нестор меняется: учится прощать, сопереживать и жить дружно с теми, с кем, казалось бы, никогда не найти общий язык. 

«Республика ШКИД» (1966 год)

Режиссёр: Геннадий Полока

1920 год, после Гражданской войны страну накрыла волна детской беспризорности. Власти отлавливают ребят на улицах и распределяют по спецшколам. Виктор Николаевич Сорокин, которого ученики нарекут Викниксором, руководит Школой-коммуной имени Достоевского. Он полон энтузиазма воспитать бывших беспризорников и собирает для этого лучших педагогов. Но ребята воспитанию не поддаются: воруют из столовой еду, устраивают погромы и разборки между собой и по ночам сбегают из школы. А потом и вовсе создают своё независимое хулиганское «государство» и объявляют войну учителям. Викниксор идёт с повстанцами на диалог.

За сценарий (и повесть, на основе которого он написан) отвечали выпускники реальной школы имени Достоевского Григорий Белых и Леонид Пантелеев. Они описали свой опыт — голодное и жестокое детство на улице, бесконечные побеги из детских домов и, наконец, то, как круто изменила их жизнь ШКИД. Фильм воссоздаёт эту историю и рассказывает, как подростки с поломанными судьбами пытаются отстроить их заново. Отношения героев с Викниксором не назовёшь безоблачными. Порой он бывает с ними чересчур строгим и принимает неверные решения. Но в отличие от большинства, герой не считает беспризорников «отсталыми» и «дефективными» и видит в них людей. Он искренне готов слушать воспитанников, и те в конце концов отвечают взаимностью.

Комментарии
Александра Иванова
14.10.23 16:55
А вот мне почему-то кажется, что мама Романа действовала не из ревности, а из желания помочь, потому что они с Юлькой были противоположностями: он хорошо учился, она — троечница. Ничего бы здорового из этих отношений не вышло, сегодня люди растут более образованные и стараются не общаться с теми, кто им не подходит
Анастасия Новикова
16.10.23 12:37|изменено
Оправдывать жестокое отношение матери Романа по отношению к сыну и его чувствам желанием оградить его от "неподходящего человека" очень странно. Нет никакой информации о том, что Юля - троечница в начале фильма (говорится только о том, что она стала хуже учиться после их разлуки и писем от Ромы с вопросами "Почему ты мне не пишешь?", хотя она писала-писала и звонила-звонила). А вот то, что являлось фактами: - мать Романа ревновала мужа к матери Юли (возможно, небезосновательно) - мать перевела Рому в другую школу, чтобы разлучить сына с его возлюбленной, о чём она прямо говорит с директором школы, прикрыв это благородной целью дать сыну более сильное образование - мать подготоворила бабушку притвориться больной, чтобы отправить сына в другой город и перевести в ещё одну школу накануне экзаменов ( это очень "заботливо" по отношению к сыну, которому нужно готовиться к поступлению) Не хочу говорить, что это резко отрицательный персонаж и главный злодей фильма, но забота о сыне абсолютно точно не являлась главным её приоритетом. В общем, вам, возможно, стоит пересмотреть фильм и своё отношение к его персонажам:)