Смотреть

5 вдохновляющих героинь из мультфильмов Миядзаки

Учимся у решительных и сильных девчонок, готовых бросить вызов обстоятельствам, несправедливости, жестокости и собственным страхам.

2

Во многих картинах знаменитого японского режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки главные герои — женские персонажи. Это решительные и сильные девочки, готовые бросить вызов обстоятельствам, несправедливости, жестокости и собственным страхам. В книге «Волшебные миры Хаяо Миядзаки» Сюзан Нейпир подробно рассказала о вселенной маэстро анимации и созданных им героинях. Мы выбрали пять самых ярких из них. 

1. Навсикая — «Навсикая из Долины Ветров» (1984)

Кадр из фильма «Навсикая из Долины Ветров»

Это аниме в жанре научной фантастики, сделавшее Миядзаки знаменитым на всю страну, было для Японии того времени довольно революционным. Ведь до этого в картинах подобного жанра центральной фигурой становился мужчина-исследователь. Миядзаки же вывел на первый план женский персонаж — молодую княжну Навсикаю.

Девушка живёт в далёком будущем — в мире, разрушенном войной. Планета покрыта Лесом, который испускает ядовитые пары, вызывающие удушье и паралич. Населяют этот Лес ужасные насекомоподобные чудовища — омы. А выжившие люди борются за оставшиеся экологические ресурсы. 

В постапокалиптическом мире осталось всего одно место, где воздух чистый, а земля плодородная, — утопическая Долина Ветров. Но со временем война приходит и сюда, и Навсикае приходится бороться за мир. Она станет посредником между природой и людьми, чтобы убедить их жить в согласии. 

Миядзаки наделил Навсикаю качествами, которые традиционно маркируются как типичные женские, — заботой и милосердием. Она любит всех: и людей, и природу, и животных. И в то же время героиня оказывается смелой и решительной. Чтобы спасти человечество, она не боится рискнуть собственной жизнью. Но всё заканчивается хорошо, а финальная сцена выглядит очень символичной. Девушка идёт к людям, раскинув руки, по золотым щупальцам омов, и кажется, что именно она, как мессия, сумеет возродить разрушенный войной мир. 

В своей жертвенности и заботливости Навсикая олицетворяет тысячи реальных японских женщин, заявивших о себе во имя спасения будущего всей страны. В 1950–1960‑х годах Япония переживала бурное развитие промышленности и столь же бурный экологический кризис. Химические загрязнения почвы и воды отравляли не только природу, но и людей. По всей стране вспыхивали экологические протесты, и многие из них возглавляли обычные матери и бабушки.

2. Сацуки — «Мой сосед Тоторо» (1988)

Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо»

Двенадцатилетней Сацуки пришлось рано стать самостоятельной. Её мама серьёзно болеет, а папа постоянно занят работой, поэтому девочка берёт на себя обязанности по дому. 

Она просыпается раньше всех, занимается хозяйством и по-матерински заботится о младшей сестре Мэй. А это совсем непросто: например, если малышка капризничает и не хочет засыпать, пока папы нет дома, Сацуки приходится ночью под дождём идти на остановку и ждать его. Однажды там она встречает Тоторо — странное мифическое существо, в существование которого девочка не верила до этого момента. И даже по отношению к нему она проявляет заботу и делится с ним зонтиком. Встреча оказывается судьбоносной: когда Мэй неожиданно исчезает, именно Тоторо приходит на помощь Сацуки.

Сацуки, в отличии от других героинь Миядзаки, не спасает мир и не обладает волшебными способностями. Она просто ребёнок, который рано осознал, что люди смертны, и столкнулся с довольно весомыми для своего возраста трудностями. И всё же она не беспомощна: её сила — в любви и вере в чудо. 

Как считают критики, образ Сацуки — отражение самого Миядзаки. Как и девочка, он довольно рано пережил первые психологические травмы, связанные с семьёй (его мама долгое время болела туберкулёзом). И в этой умиротворённой картине с ровным повествованием и отсутствием экшена режиссёр пытался переосмыслить свои переживания.

3. Кики — «Ведьмина служба доставки» (1989)

Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки»

«Ведьмина служба доставки» — это адаптация одноимённого романа японской писательницы Эйко Кадоно. Она создала поистине революционный для японского искусства женский образ, который оказался близок Миядзаки.

Кики — тринадцатилетняя колдунья, которая улетает из родной деревни в большой город, чтобы стать настоящей взрослой ведьмой. Пытаясь развить своё дело — службу доставки, сталкиваясь с трудностями, в том числе и с утратой способности летать, Кики учится верить в себя и не обращать внимания на чужое мнение. 

Кики очень эмоциональная девочка, способная злиться, радоваться, стесняться, впадать в отчаяние. Она сталкивается с типичными для её сверстниц проблемами: переживает из-за недостаточно красивого платья и чувствует себя белой вороной на фоне других девочек. При этом Кики очень трудолюбивая и стремится к финансовой независимости.

Образ Кики — это двойной разрыв шаблона. Во-первых, традиционно ведьма — это могущественная старуха, но у Эйко (и Миядзаки) это девочка с типичной «ведьминской» атрибутикой — метлой и чёрным котом. А во-вторых, обычно отчий дом в поисках приключений покидают мужские персонажи. И подобная смелость в сюжете оказалась особенно нестандартной для патриархальной Японии. 

В 1980‑х роль женщин в японском обществе начала переосмысляться, в том числе и ими самими. Всё больше женщин поступали в колледжи и уезжали работать далеко от дома. Неудивительно, что история про Кики стала феминистской сказкой о взрослении и пользовалась популярностью у молодых женщин. Миядзаки посвятил это аниме всем работницам своей студии «Гибли», которые уехали из дома, чтобы воплотить свои мечты. Он хотел, чтобы картина стала примером для юных девушек и стимулировала их развиваться. 

4. Тихиро — «Унесённые призраками» (2001)

Кадр из фильма «Унесённые призраками»

Десятилетняя Тихиро в начале этого двухчасового аниме — типичный представитель молодого поколения, которое Миядзаки оценивал весьма невысоко. Тихиро несамостоятельна, плаксива и боится всего на свете. Девочка мало что знает о жизни за пределами своего дома и вообще не интересуется ею. Но судьба заставит её повзрослеть. 

Заблудившись при переезде в новый дом, её семья оказывается в пустынном городе. На их пути возникает загадочный ресторан, где нет ни души, в том числе и персонала. Родители девочки, устроив себе настоящую пирушку, превращаются в свиней. И это не фигура речи: так злая ведьма наказывает их за обжорство. 

Теперь девочке предстоит взять ответственность за жизнь — и свою, и отца с матерью. Ей придётся искать способы их спасти и учиться договариваться с духами, населяющими новое и враждебное для неё пространство. Одна из самых символичных сцен — путешествие Тихиро на поезде, парящем над морем, в ещё один волшебный мир. Миядзаки сам признавался, что считает этот эпизод кульминационным, символизирующим последний шаг Тихиро к независимости. Героиня сама принимает решение побывать в незнакомом ей мире, хотя ей и очень страшно.

Пройдя полосу препятствий в виде тяжёлого труда и моральных испытаний, Тихиро проявляет всю силу характера и растёт как личность. К финалу она предстаёт совсем другим человеком — взрослой, смелой, осознанной. 

«Унесённые призраками» — пожалуй, самая известная работа Миядзаки. Она получила не только мировое признание, но и премию «Оскар» за лучший анимационный фильм. 

5. Софи — «Ходячий замок» (2004)

Кадр из фильма «Ходячий замок»

Софи — самая нестандартная героиня Миядзаки. Прежде всего потому, что в отличие от остальных женских персонажей она не совсем юная девочка. В самом начале фильма она превращается в старуху под действием ведьминского проклятия. 

Эти метаморфозы Софи принимает даже с некоторым облегчением. Ведь традиции и стереотипы предполагают, что молодая девушка должна быть кокетливой и флиртовать с мужчинами. А это совсем не по душе Софи. Жизнь в теле пожилой дамы будто освобождает её от всего этого, при этом не препятствуя чувствам. Одна из центральных линий этого аниме — зарождающиеся отношения Софи и волшебника Хаула. 

Как и многие другие героини Миядзаки, Софи трудолюбива и добра. Она не унывает и не смиряется с судьбой, а ищет способ снять проклятье. Для этого Софи устраивается служанкой в замок Хаула и заботится о нём и его домашних. Она оказывается добра даже к ведьме, которая и подвергла девушку такому суровому испытанию. Обладает ли Софи магическими способностями, Миядзаки открыто не говорит. Но совершенно точно, что в замке раскрывается иной её талант — эмпатия и способность видеть хорошее в других, даже если они высокомерны и не слишком добры.

В анимационной студии «Гибли» работало много пожилых сотрудниц, и Миядзаки посвятил эту картину им. Своим творением мастер показал, что старость — это не наказание, а скорее обретение свободы. Как минимум — от стереотипов и давления общества.

Galka Hurkova
Было бы интересно почитать про Могилу светлячков от Миядзаки!
олег останин
Душевно.Автору благодарочка.Только сейчас ,понял проблематику "Мой сосед Тоторо",для меня на первый взгляд,не существующую ранее.
Читайте также
ТЕСТ: Какие слова вам нужно услышать до конца года? Подскажет фея Винкс!
Google назвал фильм, который чаще всего искали в сети в 2025 году. В нём играют российские актёры!
Как играть в «Тайного Санту»: в офисе, дома и с друзьями
Главным цветом 2026 года по версии института Pantone стал «облачный танцор»
Больше не Чёрная Вдова. Скарлетт Йоханссон после фильмов Marvel решила присмотреться к вселенной DC
Глава HBO Max объяснила, почему новая экранизация «Гарри Поттера» не разочарует ни одного поттеромана