Знать

Девушка с жемчужной серёжкой: кем она была и какие ещё тайны скрывает эта картина

Самое известное и самое загадочное полотно Яна Вермеера! 

На картине «Девушка с жемчужной серёжкой» изображена незнакомка с тюрбаном на голове, которая смотрит прямо в глаза зрителю и как будто собирается ему что-то сказать. Это одно из самых загадочных произведений искусств в истории, которое до сих пор волнует многих исследователей. Рассказываем, какие тайны скрывает знаменитое полотно и почему название, возможно, совсем ему не подходит. 

Кто автор картины «Девушка с жемчужной серёжкой»

Картину «Девушка с жемчужной серёжкой» написал голландский художник Ян Вермеер. Наравне с Рембрандтом он считается одним из самых ярких представителей «Золотого века голландской живописи». И самым загадочным. Удалось установить только 36 картин, которые точно принадлежат его кисти. 

О жизни Вермеера известно не так много. Он родился в голландском городе Делфте в 1632 году. Его крестили 31 октября, и именно эта дата считается датой его рождения.

Отец Вермеера был ткачом, а также торговал произведениями искусства. Ещё у семьи была своя гостиница, которая называлась «Мехелен». После смерти отца в 1652 году Ян, будучи единственным сыном, унаследовал и гостиницу, и дело по торговле произведениями искусства. Примерно в это же время он решил стать художником. По крайней мере, точно известно, что 29 декабря 1653 года он зарегистрировался как мастер-живописец в Делфтской гильдии Святого Луки. Но что повлияло на его решение, кто был его наставником и как именно он обучался живописи, остаётся загадкой. 

В этом же году он женился на католичке Катерине Больнес. Ради брака с ней он сменил вероисповедание — воспитывался Вермеер в протестантской вере. Мать Катерины была дальней родственницей художника Абрахама Блумарта, который относился к утрехтским караваджистам, группе художников — современников Вермеера из голландского города Утрехт. 

картина «Диана и её спутницы»

Караваджисты вдохновлялись стилем итальянца Караваджо: переняли его любовь к резкому контрасту света и тени и реалистичным, драматичным сценам, но соединили это с голландской сдержанностью и бытом. Художественный путь Вермеера начался с изображения библейских и мифологических картин. В них ярко прослеживается влияние той самой утрехтской школы. Это особенно видно на полотнах «Диана и её спутницы» и «Христос в доме Марфы и Марии». Здесь используется контраст света и тени, изображены реалистичные фигуры, а мифологические персонажи выглядят приземлённо, как обычные люди.

Также в ранних работах Вермеера чувствуется влияние Рембрандта. Это видно по тому, как он использует насыщенные тона (красный, жёлтый, синий) и сильные светотеневые эффекты. Неизвестно, был ли Вермеер лично знаком с Рембрандтом, но, скорее всего, знал его ученика Карла Фабрициуса, который также жил в Делфте. 

Во второй половине 1650‑х Вермеер начал изображать сцены повседневной жизни. В главных ролях здесь в основном женщины. На картине «Спящая девушка» героиня уснула, сидя за столом и подпирая голову рукой. На полотне «Молочница» девушка переливает молоко из кувшина в чашу. «Кружевница» показывает рукодельницу, увлечённую вышиванием. 

картина «Уроки музыки»

Именно эти работы прославили Вермеера и вписали его имя в историю живописи. Они ценятся за то, как искусно и интимно он показал сцены бытовой жизни, при этом оставив место для тайны. Один из ярких примеров — картина «Уроки музыки», на которой девушка играет на инструменте под внимательным взглядом элегантного мужчины. Вермеер дразнит зрителя, заставляя гадать, кто они друг другу — просто наставник и ученица или же влюблённые? А может, тут и вовсе скрыта история безответной любви?


Оставляет много вопросов и картина «Девушка с жемчужной серёжкой» — главное произведение Вермеера. 

Что известно о картине «Девушка с жемчужной серёжкой» 

картина «Девушка с жемчужной серёжкой»

На самом деле не так уж много: даже год создания мы знаем приблизительно. Вермеер не всегда подписывал свои картины. В данном случае повезло: на полотне видны его инициалы. Но само название «Девушка с жемчужной серёжкой» картине дал вовсе не художник, оно закрепилось уже позже. Историкам удалось определить, что написана «Девушка» была примерно в 1665 году. В тот период Вермеер создал группу картин с общим «жемчужным мотивом». К ним, например, относятся «Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней» и «Хозяйка и служанка». 

картина «Женщина с лютней»

Женщины того времени не носили тюрбаны 

В первую очередь «Девушка» привлекает внимание тем, что на голове у героини красуется золотисто-синий тюрбан. В Голландии XVII века женщины не носили таких головных уборов. Некоторые эксперты предполагают, что при создании картины Вермеер мог вдохновляться произведением фламандского художника Михаэля Свертса «Мальчик в тюрбане с букетом». Полотно увидело свет в 1661 году, и ведущими цветами на нём также были золотой и синий. 

картина «Мальчик в тюрбане с букетом»

Вермеер использовал редкие и дорогие краски

Синий цвет на картине Вермеера поражает своей насыщенностью. Исследователям удалось установить, что для его создания он использовал специальный пигмент — ультрамарин. Он получается из полудрагоценного камня лазурита, который добывают на территории современного Афганистана. В XVII веке он считался очень редким и дорогим, даже дороже золота. Исследователи до сих пор гадают, как Вермеер мог его себе позволить, учитывая, как щедро он его использовал не только для написания платка, но и в тех местах, которые не так заметны наблюдателю — например, изображая тени. 

Также известно, что ярко-красные губы «Девушки» Вермеер изобразил с помощью пигмента, который получили из насекомого кошенили. Обитает оно в Мексике и Южной Америке. 

Возможно, никакой жемчужной серёжки на картине нет

Конечно, главный элемент картины — жемчужная серьга. Вермееру удалось изобразить её всего парой мазков. Жемчуг во время Вермеера был модным, но очень дорогим. К тому же сложно представить, чтобы он был такого большого размера. Поэтому некоторые эксперты считают, что серёжка вовсе не жемчужная. Это просто стекло. А значит, и само название картины может быть ошибочным. 

От других картин Вермеера «Девушка» отличается тем, что изображённая героиня не занята никаким делом. Она словно осознаёт присутствие зрителя. 

Смотрит прямо, чуть разомкнув губы, — будто собирается что-то сказать. Её ещё часто называют Северной «Моной Лизой». Как и знаменитая картина да Винчи, «Девушка с жемчужной серёжкой» приковывает внимание и заставляет гадать, кто же стал моделью художника. 

Кто изображён на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» 

Картина Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» приобрела популярность только в самом конце XX века. В 1999 году вышел одноимённый роман американской писательницы Трейси Шевалье, ставший бестселлером, а следом, в 2003 году, — его экранизация со Скарлетт Йоханссон и Колином Фёртом в главных ролях. 

Шевалье представила историю о том, кем могла бы быть незнакомка с картины. В её вариации на полотне изображена юная служанка Грит, которая настолько очаровала художника, что он научил её смешивать краски. И хотя, работая над романом, Шевалье подробно изучала биографию художника и его быт, она неоднократно подчёркивала, что это всего лишь фантазия на тему. Документальности в её произведении нет.

Тем не менее людям всё ещё любопытно узнать секрет «Девушки с жемчужной серёжкой». Существует несколько теорий о том, кем она могла быть. 

Теория 1. Это дочь Вермеера — Мария 

У Вермеера и его жены было пятнадцать детей, Мария была старшей. Некоторые исследователи думают, что героинями бытовых сцен в творчестве художника становились домочадцы: жена, дочери, даже служанки. Поэтому Мария вполне могла позировать для «Девушки с жемчужной серёжкой». Но здесь не сходятся даты: если историкам удалось верно установить, что картина была написана в 1665 году, то Марии на тот момент было не больше двенадцати лет.

Тем не менее существуют рьяные последователи этой теории. Например, американский искусствовед Бенджамин Бинсток. Он предполагает, что картина могла быть написана в 1669 или 1670 году. И тогда Мария вполне могла подходить по возрасту. Более того, у него есть теория, что она была ученицей своего отца и что некоторые его работы на самом деле принадлежат ей. К таким Бинсток относит «Женщину с лютней». 

Теория 2. Это одна из дочерей меценатов художника — Магдалена 

Искусствовед Эндрю Грэм-Диксон, написавший книгу «Вермеер: потерянная и обретённая жизнь», считает, что для картины позировала Магдалена ван Рейвен. Дело в том, что Вермеер зарабатывал, в частности, написанием картин для меценатов. Супруги ван Рейвен были его главными покровителями, а ещё членами радикальной христианской секты. И по словам Грэм-Диксона, девушка на картине одета как Мария Магдалина. Вера, которой придерживались ван Рейвены, возносили и её, и других женщин — последовательниц Иисуса. Поэтому вполне возможно, что они могли заказать такую картину и попросить изобразить на ней свою дочь. 

Однако нет подтверждённых фактов, кто именно был заказчиком картины. И на момент написания (опять же, если историкам удалось точно установить год) Магдалене было всего десять лет. 

Теория 3. Это может быть собирательный образ 

Этого мнения придерживаются сотрудники музея Маурицхёйс в Гааге, где хранится картина. Важно понимать, что «Девушка с жемчужной серёжкой» относится к жанру «трони» — изображениям людей по плечи с необычными выражениями лица или в экзотической одежде. В таких картинах важно не кто именно изображён, а какие чувства произведение вызывает у зрителя. А «Девушка с жемчужной серёжкой» существует как будто вне времени: неважно, в каком веке живёт зритель, черты лица кажутся ему знакомыми и современными. 

Возможно, Вермеер просил позировать кого-то из знакомых — жену или дочь. А возможно, вдохновлялся более «обобщёнными» образами вроде сивилл — пророчиц из античной культуры — или персонажей из Библии. 

Придерживается этого мнения и Рут Миллингтон, авторка книги «Муза: раскрывая скрытые фигуры, стоящие за шедеврами истории искусств». «Очарование этой картины заключается в тайне музы, — говорит она. — Слишком часто люди воспринимают картины как чисто биографические, хотя в них скрыто что-то более сложное».

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Как Эдит Эгер выжила в концлагере, стала психологом, а в 90 лет написала бестселлер о своей жизни
Как распланировать дела, чтобы успеть всё до Нового года: пошаговая инструкция
3 приёма, чтобы маникюр держался дольше
«Нет, мы не встречаемся»: как построить здоровую дружбу с привилегиями
10 онлайн-сервисов для составления вишлистов
Сочное мясо по-французски с сырной шапочкой