На картине «Девушка с жемчужной серёжкой» изображена незнакомка с тюрбаном на голове, которая смотрит прямо в глаза зрителю и как будто собирается ему что-то сказать. Это одно из самых загадочных произведений искусств в истории, которое до сих пор волнует многих исследователей. Рассказываем, какие тайны скрывает знаменитое полотно и почему название, возможно, совсем ему не подходит.
Кто автор картины «Девушка с жемчужной серёжкой»
Картину «Девушка с жемчужной серёжкой» написал голландский художник Ян Вермеер. Наравне с Рембрандтом он считается одним из самых ярких представителей «Золотого века голландской живописи». И самым загадочным. Удалось установитьGirl with a Pearl Earring/ Mauritshuis только 36 картин, которые точно принадлежат его кисти.
О жизни Вермеера известно не так много. Он родилсяJohannes Vermeer/ Britannica в голландском городе Делфте в 1632 году. Его крестили 31 октября, и именно эта дата считается датой его рождения.
Отец Вермеера был ткачом, а также торговал произведениями искусства. Ещё у семьи была своя гостиница, которая называлась «Мехелен». После смерти отца в 1652 году Ян, будучи единственным сыном, унаследовал и гостиницу, и дело по торговле произведениями искусства. Примерно в это же время он решил стать художником. По крайней мере, точно известно, что 29 декабря 1653 года он зарегистрировалсяJohannes Vermeer/ Britannica как мастер-живописец в Делфтской гильдии Святого Луки. Но что повлияло на его решение, кто был его наставником и как именно он обучался живописи, остаётся загадкой.
В этом же году он женился на католичке Катерине Больнес. Ради брака с ней он сменил вероисповедание — воспитывался Вермеер в протестантской вере. Мать Катерины была дальней родственницей художника Абрахама Блумарта, который относился к утрехтским караваджистам, группе художников — современников Вермеера из голландского города Утрехт.
картина «Диана и её спутницы»
Караваджисты вдохновлялись стилем итальянца Караваджо: переняли его любовь к резкому контрасту света и тени и реалистичным, драматичным сценам, но соединили это с голландской сдержанностью и бытом. Художественный путь Вермеера начался с изображения библейских и мифологических картин. В них ярко прослеживается влияние той самой утрехтской школы. Это особенно видно на полотнах «Диана и её спутницы» и «Христос в доме Марфы и Марии». Здесь используется контраст света и тени, изображены реалистичные фигуры, а мифологические персонажи выглядят приземлённо, как обычные люди.
Также в ранних работах Вермеера чувствуется влияниеJohannes Vermeer/ Britannica Рембрандта. Это видно по тому, как он использует насыщенные тона (красный, жёлтый, синий) и сильные светотеневые эффекты. Неизвестно, был ли Вермеер лично знаком с Рембрандтом, но, скорее всего, знал его ученика Карла Фабрициуса, который также жил в Делфте.
Во второй половине 1650‑х Вермеер начал изображать сцены повседневной жизни. В главных ролях здесь в основном женщины. На картине «Спящая девушка» героиня уснула, сидя за столом и подпирая голову рукой. На полотне «Молочница» девушка переливает молоко из кувшина в чашу. «Кружевница» показывает рукодельницу, увлечённую вышиванием.
картина «Уроки музыки»
Именно эти работы прославили Вермеера и вписали его имя в историю живописи. Они ценятся за то, как искусно и интимно он показал сцены бытовой жизни, при этом оставивVermeer’s Girl with a Pearl Earring: Who was she?/ BBC место для тайны. Один из ярких примеров — картина «Уроки музыки», на которой девушка играет на инструменте под внимательным взглядом элегантного мужчины. Вермеер дразнит зрителя, заставляя гадать, кто они друг другу — просто наставник и ученица или же влюблённые? А может, тут и вовсе скрыта история безответной любви?
Оставляет много вопросов и картина «Девушка с жемчужной серёжкой» — главное произведение Вермеера.
Что известно о картине «Девушка с жемчужной серёжкой»
картина «Девушка с жемчужной серёжкой»
На самом деле не так уж много: даже год создания мы знаем приблизительно. Вермеер не всегда подписывалGirl with a Pearl Earring/ Britannica свои картины. В данном случае повезло: на полотне видны его инициалы. Но само название «Девушка с жемчужной серёжкой» картине дал вовсе не художник, оно закрепилось уже позже. Историкам удалось определить, что написана «Девушка» была примерно в 1665 году. В тот период Вермеер создал группу картин с общим «жемчужным мотивом». К ним, например, относятся «Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней» и «Хозяйка и служанка».
картина «Женщина с лютней»
Женщины того времени не носили тюрбаны
В первую очередь «Девушка» привлекает внимание тем, что на голове у героини красуется золотисто-синий тюрбан. В Голландии XVII века женщины не носили таких головных уборов. Некоторые эксперты предполагают, что при создании картины Вермеер мог вдохновляться произведением фламандского художника Михаэля Свертса «Мальчик в тюрбане с букетом». Полотно увидело свет в 1661 году, и ведущими цветами на нём также были золотой и синий.
картина «Мальчик в тюрбане с букетом»
Вермеер использовал редкие и дорогие краски
Синий цвет на картине Вермеера поражает своей насыщенностью. Исследователям удалось установитьJohannes Vermeer/ Britannica, что для его создания он использовал специальный пигмент — ультрамарин. Он получается из полудрагоценного камня лазурита, который добывают на территории современного Афганистана. В XVII веке он считался очень редким и дорогим, даже дороже золота. Исследователи до сих пор гадаютGirl with a Pearl Earring/Mauritshuis, как Вермеер мог его себе позволить, учитывая, как щедро он его использовал не только для написания платка, но и в тех местах, которые не так заметны наблюдателю — например, изображая тени.
Также известно, что ярко-красные губы «Девушки» Вермеер изобразил Johannes Vermeer/Britannicaс помощью пигмента, который получили из насекомого кошенили. Обитает оно в Мексике и Южной Америке.
Возможно, никакой жемчужной серёжки на картине нет
Конечно, главный элемент картины — жемчужная серьга. Вермееру удалось изобразитьGirl with a Pearl Earring/Mauritshuis её всего парой мазков. Жемчуг во время Вермеера был модным, но очень дорогим. К тому же сложно представить, чтобы он был такого большого размера. Поэтому некоторые эксперты считают, что серёжка вовсе не жемчужная. Это просто стекло. А значит, и само название картины может быть ошибочным.
От других картин Вермеера «Девушка» отличается тем, что изображённая героиня не занята никаким делом. Она словно осознаёт присутствие зрителя.
Смотрит прямо, чуть разомкнув губы, — будто собирается что-то сказать. Её ещё часто называют Северной «Моной Лизой». Как и знаменитая картина да Винчи, «Девушка с жемчужной серёжкой» приковывает внимание и заставляет гадать, кто же стал моделью художника.
Кто изображён на картине «Девушка с жемчужной серёжкой»
Картина Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» приобрела популярностьGirl with a Pearl Earring/Britannica только в самом конце XX века. В 1999 году вышел одноимённый роман американской писательницы Трейси Шевалье, ставший бестселлером, а следом, в 2003 году, — его экранизация со Скарлетт Йоханссон и Колином Фёртом в главных ролях.
Шевалье представила историю о том, кем могла бы быть незнакомка с картины. В её вариации на полотне изображена юная служанка Грит, которая настолько очаровала художника, что он научил её смешивать краски. И хотя, работая над романом, Шевалье подробно изучала биографию художника и его быт, она неоднократно подчёркивалаVermeer’s Girl with a Pearl Earring: Who was she?/ BBC, что это всего лишь фантазия на тему. Документальности в её произведении нет.
Тем не менее людям всё ещё любопытно узнать секрет «Девушки с жемчужной серёжкой». Существует несколько теорий о том, кем она могла быть.
Теория 1. Это дочь Вермеера — Мария
У Вермеера и его жены былоJohannes Vermeer/Britannica пятнадцать детей, Мария была старшей. Некоторые исследователи думают, что героинями бытовых сцен в творчестве художника становились домочадцы: жена, дочери, даже служанки. Поэтому Мария вполне могла позировать для «Девушки с жемчужной серёжкой». Но здесь не сходятся даты: если историкам удалось верно установить, что картина была написана в 1665 году, то Марии на тот момент было не больше двенадцати лет.
Тем не менее существуют рьяные последователи этой теории. Например, американский искусствоведWho Was the Girl With the Pearl Earring?/Slate Бенджамин Бинсток. Он предполагает, что картина могла быть написана в 1669 или 1670 году. И тогда Мария вполне могла подходить по возрасту. Более того, у него есть теория, что она была ученицей своего отца и что некоторые его работы на самом деле принадлежат ей. К таким Бинсток относит «Женщину с лютней».
Теория 2. Это одна из дочерей меценатов художника — Магдалена
Искусствовед Эндрю Грэм-Диксон, написавший книгу «Вермеер: потерянная и обретённая жизнь», считает360-year-old mystery of ‘Girl With The Pearl Earring’ solved — who was Johannes Vermeer’s muse?/ New York Post, что для картины позировала Магдалена ван Рейвен. Дело в том, что Вермеер зарабатывал, в частности, написанием картин для меценатов. Супруги ван Рейвен были его главными покровителями, а ещё членами радикальной христианской секты. И по словам Грэм-Диксона, девушка на картине одета как Мария Магдалина. Вера, которой придерживались ван Рейвены, возносили и её, и других женщин — последовательниц Иисуса. Поэтому вполне возможно, что они могли заказать такую картину и попросить изобразить на ней свою дочь.
Однако нет подтверждённых фактов, кто именно был заказчиком картины. И на момент написания (опять же, если историкам удалось точно установить год) Магдалене было всего десять лет.
Теория 3. Это может быть собирательный образ
Этого мнения придерживаютсяVermeer’s Girl with a Pearl Earring: Who was she?/ BBC сотрудники музея Маурицхёйс в Гааге, где хранится картина. Важно понимать, что «Девушка с жемчужной серёжкой» относится к жанру «трони» — изображениям людей по плечи с необычными выражениями лица или в экзотической одежде. В таких картинах важно не кто именно изображён, а какие чувства произведение вызывает у зрителя. А «Девушка с жемчужной серёжкой» существует как будто вне времени: неважно, в каком веке живёт зритель, черты лица кажутся ему знакомыми и современными.
Возможно, Вермеер просил позировать кого-то из знакомых — жену или дочь. А возможно, вдохновлялся более «обобщёнными» образами вроде сивилл — пророчиц из античной культуры — или персонажей из Библии.
Придерживается этого мнения и Рут Миллингтон, авторка книги «Муза: раскрывая скрытые фигуры, стоящие за шедеврами истории искусств». «Очарование этой картины заключается в тайне музы, — говорит360-year-old mystery of ‘Girl With The Pearl Earring’ solved — who was Johannes Vermeer’s muse?/ New York Post она. — Слишком часто люди воспринимают картины как чисто биографические, хотя в них скрыто что-то более сложное».