Зарабатывать
16 марта 2021

«Мы боролись за то, чтобы закон изменили». Интервью первой в России машинистки на железной дороге

20 лет профессия машиниста была официально запрещена для женщин.

Юлия Ершова
Юлия Ершова
Феминистка и гедонистка.
Первая женщина в профессии машиниста электропоезда

20 лет профессия машиниста была официально запрещена для женщин в России. Но с 1 января 2021 года список запрещённых профессий сократили. 12 января Елена Лысенко-Салтыкова совершила первый рейс как машинистка электропоезда. Уже два месяца она работает на Московской железной дороге. Елена рассказала нам, оправдались ли её ожидания от работы, за которую она так долго боролась.

«Если машинист девушка — это не значит, что она не может закрепить состав»

Я никогда не терпела и не терплю, если меня на работе жалеют. Там я в первую очередь машинист. В должностных инструкциях нет ни слова о том, что если машинист девушка, то она не сможет закрепить состав, допустим. Все документы написаны для должности, а не для женщины или мужчины. Я считаю, что таким же должно быть и отношение. Если женщины борются за равные права, то это должны быть и равные обязанности, и равная ответственность. 

Сейчас больше девушек устраиваются помощницами машиниста, и скоро в профессии будет ещё больше женщин. И я этим горжусь. Вместе с моей коллегой Юлией Юровой в 2018 году мы решили объединить девушек, которым было сложно получить образование и должность помощника машиниста из-за сексизма. Собрались 27 человек. Мы боролись за то, чтобы закон изменили, писали обращения в Министерство труда РФ. Письмом в Минтруда нас поддержала компания АО «Центральная ППК»: они уведомили чиновников, что готовы набрать девушек на должности помощников машинистов, так как имеют современный парк поездов. Теперь в России вместо 456 запрещённых для женщин профессий осталось 100. 

Знакомые девушки из других депо рассказывают, что помощниц машинистов из якобы доброжелательных соображений не ставят в ночные смены. То есть девушкам доверяют только самые простые поезда в дневные смены. Я считаю, что это проявление сексизма. Мы пришли работать наравне со всеми не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а из желания это делать. Эту разницу надо понимать.

На должность помощника машиниста должны набирать самых способных и компетентных людей, а не конкретно девушек или конкретно мужчин.

Я работаю сменным графиком день — ночь — выходной на всех видах электропоездов. Управляю и обычными пригородными поездами — это электрички, которые останавливаются на каждой платформе, и экспрессами. У нас есть модель «Иволга», она модернизированная, новая, комфортная, там много физического труда не требуется. Но также я работаю на самых обычных электропоездах с совсем другими условиями. И никто из начальников мне не говорит: «Ну ты же девочка, давай ты будешь только на „Иволге“ ездить».

Я знаю, что смогу получить продвижение по карьерной лестнице наравне с мужчинами. Зарплаты тоже равны. Бывают неуместные комплименты, конечно, но я к ним стараюсь относиться снисходительно.

«Машинисты говорили, что я не справлюсь»

По внештатным ситуациям я сильно переживала заранее. Прокручивала в голове, повторяла, перечитывала учебные материалы. Боялась, вдруг растеряюсь или что-то забуду. Недавно был перепад с морозов на плюсовую температуру, и вода попала туда, куда не следует. А мы везём десятки тысяч жизней, это как маленький город.

Есть такое правило, что с молодым машинистом в первые несколько месяцев случается всё, что только может произойти. Я собираю свою коллекцию, но ни разу я не растерялась: всё делаю молча, быстро. И только когда приезжаю домой, позволяю себе пережить эту эмоцию.

Изначально машинисты говорили, что я не справлюсь. Например, приезжаю к слесарям в депо. Они меня не знают толком, приходят и переспрашивают про неисправность, считают, что я её выдумала. Приходилось показывать, чтобы разрушить недоверие. Сейчас всё наладилось, слесари относятся ко мне уважительно.

Была и другая ситуация. Мы с машинистом приехали в депо. Я тогда ещё помощницей работала. У нас истёрлись тормозные колодки, пора было менять. Мы приехали, слесари сказали: «Вот, помощник есть, идите, меняйте». Машинист сказал: «Она-то поменяет, но я‑то — нет». Это сильно поддерживает, когда в меня верят.

Сейчас мой помощник всегда на подхвате, когда двумя руками не управиться. Если бы мой помощник был девушкой, я не думаю, что было бы сложнее. Это зависит от физподготовки, а не от пола. Я как спортсмен: качаюсь, соблюдаю режим сна и питания. Важно находиться в хорошей физической форме, чтобы техобслуживание состава не стало проблемой.

«Когда я усталая еду с работы, я знаю, что муж приготовил мне ужин»

У нас часто говорят, что если женщина будет сильной, то мужчина расслабится в семье. Неправда это. Я считаю, что никто никому ничего не должен, и люди друг для друга что-то делают только потому, что любят. У нас одна профессия на двоих, мы в равных условиях. Я готовлю ему ужин, только когда у него нет возможности или когда хочу его побаловать. Когда я усталая еду с работы, я знаю, что он приготовил мне ужин. Это забота, которая никак не связана с тем, слабый ты или сильный, какая у тебя профессия. Очень многие женщины считают, что мужчина в такой ситуации на шею сядет. Если так происходит, возможно, просто муж не любит, не уважает, не пытается помочь.

Сейчас я самый счастливый человек на свете. Хотя чувство обиды где-то внутри существует. Мне столько раз говорили, что я не справлюсь, у меня не выйдет. Из-за этого я всё время искала какой-то подвох, когда моя мечта сбылась. Была в себе уверена, но червячок сомнения внутри где-то грыз.

Я проработала три года в должности помощника, справлялась с нештатными ситуациями, общалась с большим количеством адекватных и неадекватных пассажиров, работала с исправными и неисправными поездами. И сейчас в должности машиниста у меня тоже всё получается. Я не понимаю, в чём подвох.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий