Палач обычно представляется высоким сильным мужчиной. Его лицо обязательно скрывает маска, а в руках сверкает огромный топор. Однако не всегда этот образ совпадает с реальностью. Например, в XVIII веке палачом в Ирландии стала женщина, которая не скрывала ни лица, ни имени. Рассказываем, как она получила эту работу.
Женщину, о которой мы хотим рассказать, зовут Элизабет Сугрю. Её история больше похожа на легенду: достоверных источников, раскрывающих биографию Сугрю, нет. Так, об Элизабет писал Уильям Уайльд — отец Оскара Уайльда и фольклорист, который утверждает, что историю женщины ему рассказали её соседи. Элизабет также упоминает писательница и редактор Мериан Бродерик в своей книге, посвящённой ирландским женщинам. Тень Сугрю можно встретить скорее на страницах литературных произведений, а не научных трудов. Но её биография настолько потрясла нас, что мы не можем не поделиться этой историей.
Женщина, которая потеряла всё
Элизабет Сугрю родилась в 1750 году в семье фермера. Она жила в графстве Керри и там же вышла замуж. Её муж, как и отец, тоже был фермером. В браке женщина родила троих детей.
Но однажды муж Элизабет умер, и женщина осталась без денег. Тогда она взяла детей и в поисках лучшей жизни отправилась в графство Роскоммон. Путь был тяжёлым и долгим. По дороге двое детей умерли от голода и переохлаждения, и в живых остался только старший сын. Мать с мальчиком добралась до Роскоммона и поселилась в заброшенной лачуге. Денег у семьи не было, поэтому, чтобы прокормиться, Элизабет с сыном просили милостыню или воровали.
Судя по воспоминаниям жителей Роскоммона, упомянутым в книге Уильяма Уайльда, Элизабет была образованной и обладала хорошими манерами, но ей сильно мешала её вспыльчивость. Другие же источники утверждают, что Сугрю была тихой и молчаливой.
Потерянный сын и разбитое сердце
Единственный оставшийся в живых сын очень много значил для Элизабет, и оттого она так горевала, когда им пришлось расстаться. Есть разные версии, почему это произошло. В книге Уильяма Уайльда утверждается, что женщина была суровой и жестоко обращалась с юношей, поэтому он записался на военную службу, буквально чтобы сбежать от матери. Другие источники говорят, что парень просто устал жить в бедности и мигрировал в Америку, чтобы заработать там денег. Какое-то время он даже якобы отправлял часть доходов Элизабет. Но постепенно письма приходили всё реже и однажды связь сына с матерью окончательно оборвалась.
Элизабет вела одинокую и замкнутую жизнь. Она зарабатывала тем, что разрешала путешественникам переночевать у себя дома за скромную цену.
Как-то раз к ней постучался очередной гость в поисках ночлега. Мужчина был хорошо одет и явно голоден. Он попросил еды, но Элизабет ответила, что ей нечем его накормить. Тогда незнакомец достал кошелёк, дал хозяйке денег и сказал купить продуктов. Элизабет отметила, что в отличие от других постояльцев, этот был явно небеден.
Тогда отчаявшаяся женщина, долго жившая в нищете, решила воспользоваться случаем. Она решила ограбить постояльца. Ночью она дождалась, когда гость уснёт, и зарезала его. После этого хозяйка стала искать деньги среди вещей, но неожиданно наткнулась ещё и на документы убитого. В этот момент Элизабет с ужасом осознала, что убитый — её сын. По словам Уильяма Уайльда, он вернулся, чтобы узнать, осталась ли его мать такой же чёрствой или наконец изменилась.
Элизабет была в ужасе. Сразу же после случившегося она созналась во всём соседям. По одной из версий, она выбежала из дома и закричала: «Я убила своего сына».
«Сохраните мне жизнь, и я их всех повешу»
Женщину вскоре признали виновной в убийстве и приговорили к смертной казни. Она была заключена в тюрьму Роскоммон. Уильям Уайльд описывает это место как тёмное и мрачное здание с зазубренной вершиной. Писатель утверждает, что тюрьма напоминала древнюю крепость.
Вместе с Элизабет Сугрю казни ждали и другие нарушители порядка. Мариан Бродерик пишет, что в общей сложности на виселицу отправили 26 человек, среди которых были воры, «белые мальчики» — люди, которые устраивали беспорядки из-за высоких налогов для фермеров, — и иные преступники. Однако другиеисточники утверждают, что помимо Элизабет наказания дожидались лишь несколько воров, укравших овец.
Но когда наступил назначенный день, выяснилось, что казнить Элизабет и других преступников просто некому. Есть несколько версий, почему так вышло. По одной из них, в городе просто не нашлось палача: никто не хотел участвовать в убийстве «белых мальчиков», так как у них было много сторонников. Вторая же версия гласит, что палач заболел и умер и никто не хотел вызываться ему на замену. Как объясняет Уайльд, казни не входили в должностные обязанности тюремщиков и им не хотелось своими руками лишать кого-то жизни.
Как бы то ни было, казнь заключённых была под угрозой срыва. Именно тогда Элизабет вызвалась стать палачом. По одной из версий, она сказала: «Сохраните мне жизнь, и я их всех повешу». Так Элизабет Сугрю стала женщиной-палачом и приступила к казням.
Как утверждает Мариан Бродерик, после этого для безопасности Элизабет ей выделили жильё на территории тюрьмы, а спустя некоторое время она получила прощение за совершённое убийство. В народе у неё появилось много прозвищ — Женщина из ада, Женщина-палач, но самым распространённым было Леди Бетти. Так её обычно и называли.
Леди Бетти не только казнила людей, но также публично порола их в качестве наказания. Мариан Бродерик отмечает, что Сугрю славилась своим хладнокровием, поэтому многие жители Роскоммона опасались или ненавидели её. Также она рисовала обожжённой палкой на стенах своей квартиры портреты всех казнённых ею людей.
Так женщина провела остаток своей жизни, пока в 1807 году не умерла. Предполагается, что Элизабет убил один из заключённых, который кинул камень в её голову. Сугрю похоронили на территории тюрьмы Роскоммона.
Героиня страшных сказок
В истории Элизабет Сугрю до сих пор много невыясненного. Образ хладнокровной женщины-палача перекочевал в страшные сказки и легенды. Мариан Бродерик утверждает, что потребовалось много лет, чтобы матери перестали пугать своих детей злой Леди Бетти.
Позднее взгляд на историю Сугрю несколько изменился. В 1989 режиссёр Деклан Доннеллан на основе биографии женщины-палача создал постановку «Леди Бетти». Вначале пьесы героиня предстаёт наивной пастушкой. Ничего не предвещает того, что она окажется жестоким палачом в будущем.
«Бетти не может не улыбаться так же, как ирландский пейзаж не может не казаться живописным»,
говорит один из героев вначале пьесы.
В спектакле Бетти — женщина, которая родила внебрачного ребёнка и отдала его обеспеченной семье. От неё отвернулись все близкие, а люди кидали в неё камнями и желали умереть с голоду. После этого она сошла с ума, и всеми её поступками двигала не ненависть, а боль.
В XXI веке люди снова вспомнили про Элизабет Сугрю. В 2001 году ирландская поэтесса Айне Миллер выпустила сборник Touchwood, куда включила поэму «Бетти Сугрю — женщина-палач, женщина из ада». А в 2019 в подкасте об истории Ирландии вышел эпизод про Леди Бетти, где ведущий рассказывает о её судьбе.
В 2021 году по истории Леди Бетти даже создали анимационную короткометражку. В ней двое друзей коротают вечер в баре, и один из них рассказывает историю о первой женщине-палаче в Ирландии. Так образ Элизабет Сугрю продолжает будоражить умы людей, как и несколько сотен лет назад.
Обложка: Софья Игинова
Станьте первым, кто оставит комментарий