Когда говорят о сёстрах Бронте, в первую очередь вспоминают Шарлотту и Эмили. Их романы «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал» входят во всевозможные списки для чтения, много обсуждаются и имеют не одну экранизацию. Младшая Энн остаётся в тени — её произведения мало кто назовёт сразу. Как же так вышло? Рассказываем, почему творчество Энн Бронте не стало таким же заметным и как на это повлияла её сестра Шарлотта.
Энн Бронте — Золушка своей семьи
Сёстры Бронте — одни из самых известных и влиятельных писательниц английской литературы. Старшая Шарлотта прославилась «Джейн Эйр» — романом о женской независимости и силе. Эмили подарила миру «Грозовой перевал» — шедевр романтизма. Младшая же Энн, написавшая «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-холла», всегда оставалась в стороне. У неё была репутация тихой и скромной сестры Шарлотты и Эмили, лишённой таланта. «Самая младшая из них, нежная Энн, вообще не имела бы права считаться писательницей, если бы не её связь с этими влиятельными душами», — писалаWOMEN NOVELISTS Of QUEEN VICTORIA'S REIGN by Mrs. Oliphant, Mrs. Lynn LintonMrs. Alexander, Mrs. Macquoid, Mrs. ParrMrs. Marshall, Charlotte M. YongeAdeline Sergeant & Edna Lyall шотландская писательница Маргарет Олифант в 1897 году.
Некоторые исследователи считаютХудожественный мир Энн Бронте : диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, что такой образ Энн закрепился благодаря двум источникам: «Биографической заметке» Шарлотты Бронте к роману «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» и биографии «Жизнь Шарлотты Бронте» за авторством Элизабет Гаскелл. Последняя была посвящена личности старшей сестры и основана на её письмах и дневниках. Характеристики, которые Шарлотта дала своим сёстрам — страстная Эмили и кроткая Энн — надолго закрепились в сознании критиков и читателей. Сама же Шарлотта была показанаThe Brontë Biographies: Romance, Reality, and Revision by Katherine Frank как образец нравственности и моральной чистоты, а потому ни у кого не возникало сомнений в правдивости её слов.
Шарлотта описывалаХудожественный мир Энн Бронте : диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна Энн как «мягкую и покорную». А про её писательские навыки говорила так: «ей недоставало силы, огня и оригинальности своей сестры [Эмили], однако она была наделена своими скромными достоинствами». И добавлялаПредисловие к книге «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» Энн Бронте: «От природы она была чувствительной, сдержанной и подавленной натурой. Она ненавидела свою работу, но хотела заниматься ею».
На самом деле Энн Бронте — младшая из шести детей — довольно быстро поняла, насколько суровой может быть жизнь. Когда ей не было и двух лет, мама умерла от рака шейки матки. И Энн всегда считалаХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, что часть вины лежит на ней. Без материнской ласки она росла самостоятельной и уже в юном возрасте больше тяготела к реализму, чем к романтике.
Ближе всего девочка была с Эмили — некоторые даже считали их близнецами. Вдвоём они придумали воображаемый мир Гондал, о котором в юношестве писали мелодраматические истории. Сборник назывался «Хроники Гондала», но так и не увидел свет. Шарлотта уничтожила егоIn the Foot of The Brontes by Mrs. Ellis H.Chadwick после смерти Эмили в 1848 году — по её словам, она выполняла волю сестры.
Чем старше становились девочки, тем заметнее были различия между ними. Энн стремилась к самостоятельностиХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, отличалась твёрдым характером и не боялась трудностей. В 19 лет она устроилась гувернанткой во влиятельную семью Ингэм. Подопечные были избалованными жестокими детьми, которые издевались над Энн. Родители запрещали делать им замечания, но были требовательны к самой Энн. В итоге девушке не удалось обуздать нрав детей и её уволили. Но вскоре Энн снова нашла работу, на этот раз в семье преподобного Робинсона. Она была намерена учесть ошибки и быть смелее.
Энн успешно проработала у Робинсонов пять лет, но ушла по собственному желанию. Дело в том, что девушка также попросила Робинсонов принять на работу её единственного брата Бренуэлла. Он с юности был повесой, пристастившимся к алкоголю и наркотикам. Мистер Робинсон взял его наставником сына, а Бренуэлл завёл тайный роман с миссис Робинсон. У исследователей есть основания полагатьХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, что Энн обо всём узнала и решила уволиться именно поэтому. На обратной стороне молитвенника, которым она пользовалась, пока работала у Робинсонов, было написано карандашом: «Тошнит от людей и их отвратительных поступков».
Первый роман Энн Бронте «Агнес Грей» — новаторство, оставшееся в тени
Летом 1845 года Энн вернулась домой в Хоэрт, где уже были Шарлотта и Эмили. Всё то время, что Энн работала гувернанткой, она писала стихи. Оказалось, что её сёстры тоже занимались поэзией в разлуке. Вместе они решили издать общий сборник стихотворений за свой счёт и выбрали мужские псевдонимы, чтобы избавиться от предвзятости по отношению к авторам-женщинам. Так появились Каррер, Эллис и Эктон Беллы.
Ирина Салдина / Горящая изба / Recraft
Сборник почти не заметили — за год продали всего два экземпляра. Но сёстры не сдавались: каждая работала над собственным романом. Шарлотта над «Учителем» — историей молодого человека, который преподаёт латынь и английский язык в школе для девочек. Эмили над «Грозовым перевалом» — романом о страстях и интригах внутри одной усадьбы.
Свой первый роман «Агнес Грей» Энн сделала почти автобиографичным. Главной героиней стала девушка Агнес из небогатой семьи, которая устраивается гувернанткой. Так же, как и Энн, Агнес попадает в семью, где вынуждена терпеть издевательства капризных детей и их родителей.
Эмили и Энн быстро нашли издателя Томаса Ньюби, а вот «Учитель» Шарлотты получил отказы от всех издательских фирм, в которые она его отправляла. При этом Эмили и Энн были готовы вновь заплатить за публикацию. Шарлотта же хотелаWOMEN NOVELISTS Of QUEEN VICTORIA'S REIGN By Mrs. Oliphant, Mrs. Lynn Linton Mrs. Alexander, Mrs. Macquoid, Mrs. Parr Mrs. Marshall, Charlotte M. Yonge Adeline Sergeant & Edna Lyall не тратиться, а, наоборот, зарабатывать литературным трудом. Когда издательство «Смит, Элдер и компания» указало на недостатки «Учителя», Шарлотта отправила им свой второй роман — «Джейн Эйр».
История девушки-сироты увидела свет в октябре 1847 года. Это был ошеломительный успех, который заставил Томаса Ньюби поторопиться с публикацией двух других романов. «Грозовой перевал» и «Агнес Грей» вышлиThe forgotten genius: why Anne wins the battle of the Brontës/ The Guardian в декабре того же года.
На фоне яркого, наполненного страстями «Грозового перевала», «Агнес Грей» осталась незамеченной. Читатели не оценили реализм и будничность событий. К тому же в 1830‑х годах был расцветThe Victorian Governess Novel by Cecilia Wadsö-Lecaros так называемых «романов о гувернантках». Их было так много, что нужна была недюжинная оригинальность, чтобы выделиться.
«Джейн Эйр» это как раз удалось. Шарлотта создала сильную и стойкую героиню. Также принято считать, что она была первойThe Literature 100: A Ranking of the Most Influential Novelists, Playwrights, and Poets of All Time by Daniel S. Burt, кто сделал главную героиню непривлекательной. Но исследователи отмечаютХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, что в «Джейн Эйр» явно прослеживается влияние «Агнес Грей». Именно Энн была первой из сестёр, кто сделал героиню гувернанткой, причём ничем не примечательной внешне. И она же одной из первых писательниц в принципе начала вести повествование от первого лица. Шарлотта просто повторила этот приём.
Роман «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» — шок для Викторианской Англии
Второй роман Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» вышел в 1848 году. Уже при публикации произошёл инцидент. Энн продолжала сотрудничать с издателем Томасом Ньюби. Он не всегда действовал добросовестно и готов был пойти на многое, чтобы увеличить продажи. Поэтому «Незнакомку из Уайлдфелл-холла» он презентовалХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна как роман, вышедший из-под пера автора «Джейн Эйр». Это вызвало негодование у обеих сестёр. Шарлотта и Энн даже ездили в Лондон, чтобы разрешить недоразумение.
Роман рассказывает о Хелен, вышедшей замуж за обаятельного Артура Хантингдона. Но брак оказался несчастливым. После свадьбы выяснилось, что Артур склонен к алкоголю, расточительству и насилию. Чтобы защитить сына, Хелен сбегает. Сегодня этот сюжет воспринимается как важное и актуальное высказывание, но тогда «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» подверглась жёсткой критике.
Во-первых, роман критиковалиThe Tenant of Wildfell Hall: Narrative Silences and Questions of Gender by Carol A. Senf за смелое и честное изображение Артура. Хантингдон вызывает отторжение и Энн осуждает его злодеяния. Мужчина тратит деньги Хелен за развлечения, изменяет жене, устраивает дома попойки с любовницей, спаивает их сына. Энн не превращает Артура в романтического героя, которого способна изменить любовь главной героини. Для викторианской Англии с её консервативными ценностями это было слишком революционно.
Энн ответилаПредисловие к книге «Незнакомка из Уалдфелл-холла» Энн Бронте на критику в предисловии ко второму изданию романа: «Когда мы имеем дело с порочными и безнравственными персонажами, я считаю, что лучше изображать их такими, какими они являются на самом деле, нежели такими, какими нам бы хотелось их видеть».
Во-вторых, в уста Хелен Энн вложила довольно смелые феминистские мысли о разнице между мужским и женским образованием, о браке, который не всегда выгоден для женщин, и о двойных стандартах общества.
Критику получила и структура романа — рассказ в рассказе, похожий на «Грозовой перевал» Эмили. История начинается с письма фермера Гилберта, который рассказывает о таинственной вдове Хелен. Гилберт влюбляется, но Хелен не отвечает взаимностью, вместо этого даёт ему свой дневник, где подробно описано её прошлое.
Некоторые критики отмечалиThe Tenant of Wildfell Hall: Narrative Silences and Questions of Gender by Carol A. Senf, что эпистолярная часть романа неоправданна и не имеет смысла. Ирландский поэт и прозаик Джордж Мур писал: «Любой литератор положил бы руку ей на плечо и сказал: „Ты не должна позволять своей героине отдавать дневник молодому фермеру со словами: ‚Вот это моя история, иди домой и прочти её‘. Ваша героиня должна рассказать свою историю молодому фермеру, и вы должны создать захватывающую сцену из этого рассказа. Более того, присутствие вашей героини, её голос, её жесты, вопросы, которые возникнут, и ответы, которые будут даны на них, сохранят атмосферу страстной и оригинальной истории любви”».
Но несмотря на это всё — а возможно, и благодаря такой бурной реакции критиков — роман вызвал широкий интерес у аудитории. Первый тираж был распроданAnne Brontë: The First Feminist Novelist?/ The Collector за шесть недель. Тем самым «Незнакомка» превзошла «Джейн Эйр» Шарлотты и «Грозовой перевал» Эмили.
Ирина Салдина / Горящая изба / Recraft
Шарлотта Бронте против «Незнакомки из Уайлдфелл-холла»
Шарлотте Бронте не нравился роман «Незнакомка из Уайлдфелл-холла». Однажды издатель Шарлотты, Уильям Смит Уильямс, обратил вниманиеХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/ Полякова, Елена Анатольевна, что у Артура Хантингдона и Эдварда Рочестера из «Джейн Эйр» много общего. Это очень задело Шарлотту. В ответном письме она указала, что Артур «эгоистичный по натуре, чувственный и поверхностный мужчина» и «он совсем не учится на своих ошибках и наверняка с возрастом становится хуже и хуже». В то время как Эдвард «обладает вдумчивой природой и умеющим чувствовать сердцем» и «годы исправляют его; свойственное молодости кипение уходит, как пена, а хорошее остаётся. Его характер как выдержанное вино: время смягчает его, но не портит».
Артур Хантингдон, Эдвард Рочестер и Хитклифф из «Грозового перевала» Эмили — типичные байронические герои. Они харизматичны и загадочны, но при этом ставят себя выше морали и закона. Считается, что прообразом всех троих персонажей стал Бренуэлл, брат писательниц. Энн воплотила в Артуре все его пороки — разврат, пьянство, зависимость от опиума — и показала их последствия. И если Шарлотта изображает Рочестера привлекательным, а Эмили добавляет Хитклиффу трагизма, то Энн однозначно предупреждает: от таких мужчин нужно держаться подальше. В предисловии ко второму изданию «Незнакомки» она написалаПредисловие к роману «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» Энн Бронте: «Если я предостерегла одного опрометчивого юношу от того, чтобы он пошёл по их стопам, или не дала одной легкомысленной девушке совершить вполне естественную ошибку моей героини, то книга была написана не напрасно».
В отличие от счастливого исхода в «Джейн Эйр», отношения Хелен и Артура заканчиваются более реалистичноAnne Brontë: the unsung sister, who turned the gaze on men/ The Guardian. Если любовь Джейн помогла Рочестеру исправиться, то попытки Хелен не увенчались успехом. Более того, героиня поняла, что спасти Артура невозможно — остаётся только надеяться на искупление на небесах.
Энн Бронте умерла в 1849 году от туберкулёза. Последние дни жизни она провела в компании Шарлотты и её подруги Эллен Насси в городке Скарборо — любимом месте Энн. Старшая сестра заботилась о ней до самого конца.
После смерти Энн право распоряжаться рукописями и их дальнейшей судьбой перешло Шарлотте. Старшая сестра запретила переиздавать роман «Незнакомка из Уайлдфелл-холла». Она аргументировалаThe forgotten genius: why Anne wins the battle of the Brontës/ The Guardian это так: «„Уайлдфелл-холл“, как мне кажется, вряд ли желательно сохранять. Выбор темы для этого произведения был ошибочным — он слишком мало соответствовал характеру, вкусам и идеям мягкого, замкнутого, неопытного писателя».
На протяжении десяти лет «Незнакомка» ни разу не переиздавалась — вплоть до смерти Шарлотты. Это считаетсяThe forgotten genius: why Anne wins the battle of the Brontës/ The Guardian главной причиной, почему писательская карьера Энн Бронте не стала столь же яркой, как у её сестёр. Пока главные романы в карьере Шарлотты и Эмили переиздавались и вновь попадали в руки читателей, «Незнакомка» пылилась на полках. Более того, есть мнениеХудожественный мир Энн Бронте: диссертация/Полякова, Елена Анатольевна, что благодаря влиянию именитой Шарлотты за Энн на долгие годы закрепился образ наименее талантливой сестры. Которой к тому же писательство якобы не приносило удовольствия.