Смотреть
1 августа

Мы снова стали консервативными? Почему в современном кино показывают меньше секса

1

Только все успели обсудить большое количество эротики в «Бедных-несчастных», как подоспел новый повод — весьма откровенный фильм «Солтбёрн» с Барри Кеоганом. Может показаться, что сегодня в кино нет недостатка в секс-сценах — но цифры говорят обратное. По словам киноаналитика Стивена Фоллоуза, с начала XXI века эротических сцен в кино стало на 40% меньше. Кинообозревательница «Избы» Саша Подольникова рассказывает, правда ли это так и в чём причина такой интересной статистики.

Секс-сцен в кино правда стало меньше?

В исследовании Стивена Фоллоуза проанализировали 250 кассовых фильмов, вышедших на экраны с начала нулевых, и пришли к выводу, что количество секс-сцен снизилось практически во всех жанрах и нишах: и в экшене, и в драмах, и в триллерах, и в романтических комедиях. А в некоторых из них никакого сексуального контента нет совсем. 

Признаться, впервые увидев данные, я им не очень-то поверила. Память начала подкидывать примеры фильмов, где секса было предостаточно. Кажется, в этом году в соцсетях только и разговоров было, что о смелых сценах с Эммой Стоун в «Бедных-несчастных» Лантимоса, обнажённом Барри Кеогане в «Солтбёрне» Эмиральд Феннел и о том, как хорош был Эндрю Скотт в чувственной драме «Мы всем здесь чужие» Эндрю Хэя. А награждённая в Каннах «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша? Культовые «Мечтатели» Бертолуччи? А фильмы бондианы? Из фильмов категории B на ум сразу приходит трилогия «50 оттенков серого» (и её посредственный российский ремейк «Непослушная»). 

Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Однако перечисленные выше примеры — скорее яркие исключения, которые невольно искажают восприятие. Фильмов без откровенных сцен за последние годы на деле вышло гораздо больше. Взять хотя бы «Оскаровский» список этого года: «Прошлые жизни» Селин Сон, «Оставленные» Александра Пейна, «Американское чтиво» Корда Джефферсона получились исключительно невинными. Даже поцелуй там — большая редкость. В «Барби» Греты Гервиг нет и поцелуев. В «Оппенгеймере» Нолана ровно одна эротическая сцена. Вспомним, какие фильмы получали главную кинонаграду за несколько лет до этого. «Всё, везде и сразу» Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, «Земля кочевников» Хлоэ Чжао, «Ла-Ла-Лэнд» Дэмьена Шазелла, «Король говорит!» Тома Хупера, «В центре внимания» Тома Маккарти тоже обошлись совершенно без эротики — и список можно продолжать. 

Пройдёмся по менее титулованным мейнстримным фильмам и увидим, что и здесь с откровенными сценами негусто. В недавнем амазоновском ромком-хите о любви с разницей в возрасте «Мысль о тебе» секс показан всего однажды — и то очень скромно. Как и в последнем фильме Луки Гуаданьино о затейливом любовном треугольнике «Претенденты». Или в меланхоличной истории о разбитом сердце на все времена «500 дней лета». А если открыть топ-20 самых кассовых фильмов 21-го века на IMDb , станет заметно: в него не попало ни одной картины, где бы открыто изображали секс. Список возглавляют оба «Аватара» и «Мстители: финал» — куда уж целомудреннее.

Кадр из фильма «Основной инстинкт»

Теперь посмотрим, что показывали на больших экранах лет 30–40 назад и раньше. «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун и Майклом Дугласом, «Роковое влечение» с Гленн Клоуз, «Синий бархат» с Изабеллой Росселлини и Кайлом Маклахленом, «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер — во всех фильмах открыто, порой очень натуралистично изображали разные секс-практики. Или вновь обратимся к экшену — бондиане: в фильмах 90-х у агента 007 было столько секса, что ему бы позавидовали герои «Девяти с половиной недель». Сравнивая это с тем, что индустрия предлагает сейчас, можно подумать, что мы живём в пуританскую эпоху. Но в консервативности ли дело?

В этом же исследовании Стивен Фоллоуз приводит другую статистику: количество сцен с драками, употреблением наркотиков и ненормативной лексикой с начала тысячелетия почти не изменилось. Стало быть, секс-сцены исчезают из фильмов не из-за того, что общество стало консервативным. Однако, кажется, вкусы и настроения зрителей всё равно изменились.

А что именно изменилось?

На первый план вышел разговор о согласии 

В 2024 году мы относимся к сексуальности иначе и говорим о ней бережнее. Несколько волн #MeToo и истории тысяч пострадавших от харассмента женщин привели к тому, что в обществе стали обсуждаться вопросы согласия и уважения к сексуальному партнёру. В том числе речь идёт о том, что объективировать женщину — не окей, она не предмет, с которым можно обращаться как заблагорассудится. И кино не осталось от этого в стороне. В 1972 году, когда вышло «Последнее танго в Париже», аудиторию возмущала реалистичность секс-сцен, по мнению многих, напоминавших порнографию. Случись этот фильм в наши дни, возмущение было бы по другому поводу: вообще-то, в картине показывают насилие. В одной из сцен персонаж Брандо занимается с героиней Шнайдер сексом без согласия. Много позже Шнайдер признавалась , что и впрямь чувствовала себя изнасилованной, потому что режиссёр не спрашивал согласия на то, что будет происходить с её телом. Например, не предупредил, что в сцене изнасилования Брандо должен нанести на гениталии актрисы сливочное масло. 

«Марлон сказал: „Не волнуйся, это всего лишь фильм“. Но во время этой сцены, хотя то, что он делал, было не по-настоящему, я плакала настоящими слезами. Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, почти изнасилованной и Брандо, и Бертолуччи. После сцены Марлон не утешал меня и не извинялся».

Мария Шнайдер

актриса, Daily Mail

Маловероятно, что настолько дикая история могла произойти бы сегодня. Всё больше кинопроектов приглашают в команду координаторов интимных сцен — понемногу это становится золотым стандартом. Например, такие специалисты работали с кастом «Бедных-несчастных» , «Претендентов» и сериала «Бриджертоны» . Координаторы следят, чтобы актёры чувствовали себя психологически комфортно и никто не нарушал их личных границ в очень уязвимые моменты. Сами артисты подтверждают: это действительно работает. По словам Зендеи, координатор помог ей ощущать себя уверенно и безопасно во время интимных сцен в «Претендентах». Эмма Стоун тоже благодарна координаторке интимных сцен за создание безопасной атмосферы на съёмках «Бедных-несчастных».

«Думаю, что за последние пять лет индустрия сильно изменилась к лучшему. Находясь в кадре во время секс-сцен, я чувствовала, что у меня есть тот, кто и поддержит, и „поставит“ движения. Мы с координаторкой переписывались после съёмочного дня, обсуждали моё самочувствие. Это было очень, очень для меня важно».

Эмма Стоун

… и о женском удовольствии

Кадр из фильма «Мысль о тебе»

Одновременно в публичном поле наконец заговорили о том, какой секс нравится женщинам (и какой не нравится). Например, о том, что большинство из нас не испытывает оргазма от пенисо-вагинального контакта. Кино подхватило этот замечательный тренд. В «Солтбёрне» все обсуждают Ту Самую сцену, где персонаж Барри Кеогана делает героине Элисон Оливер куннилингус во время месячных. За три сезона «Бриджертонов» мы тоже увидели не одну сцену орального секса, где принимающая сторона — женщина. А в скупом на любовные сцены ромкоме «Мысль о тебе» первая близость между персонажами происходит, когда героиня Энн Хэтэуэй полностью одета, и герой Николаса Голицына доводит её до оргазма пальцами. 

… а ещё о том, что секс в жизни далеко не главное

Кадр из фильма «Целиком и полностью»

В 2023 году Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе провёл опрос среди зумеров и выяснил, что они хотели бы видеть на экране меньше секс-сцен. Представители поколения «зет» рассказали, что их больше волнуют темы платонических отношений, дружбы, одиночества, эмоциональной привязанности. Секс как таковой в этом списке не фигурирует.

Современное кино заметно отражает и эту тенденцию. В той же «Мысли о тебе» основное внимание уделяют эмоциональной стороне отношений между персонажами, тому, как героиня Хэтэуэй страдает от давления общества и сомневается в праве на счастье. На протяжении фильма Луки Гуаданьино «Целиком и полностью», лав-стори двух каннибалов, герои Тимоти Шаламе и Тейлор Расселл едва ли несколько раз целуются. Значительная часть истории посвящена тому, какими отверженными они себя чувствуют из-за своей инаковости.

Фильм «Мы всем здесь чужие» часто упоминают в свете чувственных секс-сцен, однако на деле их одна-две на весь фильм (скорее всего, эти разговоры о сценах с «очень горячим Эндрю Скоттом» — заслуга сериала «Дрянь», где он сыграл возлюбленного главной героини). Большая часть хронометража — это метания одинокого героя Скотта и его попытки разобраться с травмами прошлого. Нам показывают уязвимого человека, который отчаянно хочет близости — главным образом эмоциональной. Это по-умному сделанный фильм: здесь нет «лишних» откровенных сцен, добавленных не из сюжетной мотивации, а ради зрелищности и фансервиса. Забавно, что «Солтбёрн» этим как раз временами грешит: пара эпизодов выглядит вставным аттракционом для эпатажа. Да, они разошлись в соцсетях, но картине ничего не дали.

Почему кино прислушалось к общественной дискуссии о сексе

Кадр из фильма «Солтбёрн»

Разумеется, дело не в чистых бескорыстных побуждениях кинематографистов, которые внезапно решили заботиться о чувствах актёров и уважать женщин. Всё же кино — это бизнес, где каждая ошибка в прямом смысле стоит дорого. Продюсерам нужно продвигать фильм, и большое количество эротических сцен существенно снижает шансы это сделать. Проекту могут запросто выдать высокий возрастной рейтинг, что автоматически означает меньшее число зрителей и заработанных денег. Вполне понятно, что продюсеры предпочитают не рисковать. Ещё одно практическое опасение связано с международным прокатом. В некоторых странах показ хоть сколько-нибудь откровенных сцен невозможен из-за цензуры, и, чтобы продать фильм в условные Индию или Южную Корею, надо постараться.

И разумеется, кинематографистам выгодно подстраиваться под запрос аудитории. Если зумерам хочется меньше секса на экранах — не надо их расстраивать. Всё-таки именно молодое поколение ходит в кино чаще всего: об этом говорят исследования, проведённые в Великобритании , США и Австралии . Если женщинам не нравится объективация и наплевательское отношение к собственному удовольствию и об этом открыто говорят — нужно дать им кинопродукт, который бы это отразил. Пусть там не будет изобилия «классических» секс-сцен, зато будут такие, которые им точно придутся по душе. Женщины составляют солидную часть зрителей кинопроката, и разбрасываться этой частью просто глупо.

Tarkol Islecu
01.08.24 16:40
Я мужчина и раньше очень любил секс - сцены. Больше 10 раз ходил на Основной инстинкт, столько же на Мечтателей, пять раз на С широко закрытыми глазами, столько же на Жизнь Адель. Всё это сейчас в России запрещено или показывают с цензурой. С Основного инстинкта и Мечтателей я ушёл, ибо, на размытые гениталии и размытый лесбийский поцелуй смотреть невозможно. С сериалами у меня и до эпохи миту было плохо. Поэтому, здесь мимо. Вот только, такая же секс - позиция показана в недавнем сериале о Риме с Хопкинсом. И ничего, никто не возмущался. А зачем Игру престолов за это хаяли? И если нет того самого мужского взгляда и сексплуатейшнна, то это банальнейшая цензура. Полагаю, что это можно влить в эпоху миту. Дело всё в том, что на западе с этим как - то органично, что ли, сложилось, с сексом. Я ничего не знал о сексуальной объективации, харассментах всяких, возмущался только российской цензурой, а оно вон чего. Координатораов секс - сцен я тоже считаю цензурой, читая правила, я бы не смог так снимать, если мои задумки не реализуются. Софья Лебедева рассказывала, что мужчины смотрят в пол, гендеоное равенство, а если не хватит женщин для равенства? Съёмки прекращаются? Впрочем, Бог с ним, с иностранным кино, пусть, как хотят, ибо, "загнивающий" запад;))).
Читайте также
Курсы «о браке и любви» для студентов и защита моделей от харассмента: главное о правах женщин за неделю
3 вещи, которые помогут во время предновогодней генеральной уборки
В России массово закрываются маникюрные студии. К этому привели три причины
Как сдать сессию, не отчислиться и не сойти с ума
В учебнике по ОБЖ написали, что женщина сама провоцирует насилие ярким макияжем и короткой юбкой
Кем работали родители Кевина из фильма «Один дома»: отвечает Крис Коламбус