Иногда после финального эпизода сериала, титров фильма или эпилога книги хочется почитать или посмотреть что-то ещё про любимых героев. А иногда невольно возникает мысль: «О, про этих двоих точно должен быть фанфик!» Фанфикшен пользуется большой популярностью и одновременно с этим стигматизируется. Люди задаются вопросом: кто и зачем пишет фанфики, а главное — почему их читают?

Подписывайтесь на наш Pinterest!
Мы постим полезные картинки с рецептами, бьюти-лайфхаками, хобби и списками фильмов. А ещё собираем лукбуки и мудборды к статьям о вещичках! Скорее смотрите на эту красоту!

Что такое фанфики 

Фанфики — это любительские истории, которые создаются интернет-пользователями и выкладываются на специальных сайтах. Условно фанфикшен можно разделить на три большие категории: по мотивам произведений (фильмов, аниме, книг), сюжеты про знаменитостей и оригинальные истории. Первые и вторые — это фанфики по фэндомам, так называют вселенные с уже существующими персонажами.  Произведения, созданные с нуля, — это ориджиналы. Авторы и тех и других зовутся фикрайтерами.

Явление фанфиков — не феномен XXI века. Например, поэма Роберта Генрисона «Завещание Крессиды» конца XV века — своеобразный фанфик оригинальной истории Джеффри Чосера. Он написал пятикнижный цикл о Троиле и Крессиде — паре, жившей во времена Троянской войны. Генрисон рассказывает свою версию развития отношений троянских любовников, подробнее раскрывая характер героини Крессиды. А Шарлотта Бронте, авторка знаменитого романа «Джейн Эйр», начинала свою писательскую карьеру с рассказов о фантастических приключениях герцогов, что можно считать прототипом фанфиков о реальных людях.

Современный фанфикшен отличается прежде всего доступностью: если раньше позволить себе прочитать книгу и написать продолжение истории могли лишь самые богатые и образованные (те немногие, кто, собственно, умел читать и писать), то сейчас фикрайтером может стать каждый желающий. Потому некоторым кажется, что нынешний фанфикшен менее профессионален и не отличается особыми литературными шедеврами. Зато благодаря низкому порогу входа в мир писательства растёт конкуренция среди авторов: выложить своё творчество на сайт могут все, но далеко не ко всем придёт популярность. 

В итоге мы имеем сотни тысяч произведений на любой вкус и цвет: качественные и не очень, драматические и комичные, краткие зарисовки и монументальные труды. Порой они ничем не отличаются от тех, что издательства печатают огромными тиражами. В этом и есть главная особенность фанфиков — они могут быть созданы кем угодно и написаны о чём угодно.

Если идея собрать персонажей фильмов Marvel, все амплуа «Доктора Кто» и героев сериального Шерлока в одной комнате кому-то покажется безумной, то любители фанфикшена получают удовольствие от написания и чтения такого рода кроссоверов. 

Но и издательства не стоят на месте. Сейчас на полках магазинов нередко можно встретить книги, изначально опубликованные на сайтах для фанатского творчества. Так что для многих авторов дорога к первым строчкам в рейтингах бестселлеров лежит именно через фанфики. Нашумевший бестселлер «Гарри Поттер и методы рационального мышления» стал книгой именно благодаря поклонникам — они собрали на его печатное издание более миллиона рублей за первые 30 часов. 

Почему люди пишут фанфики

Не нужно создавать мир с нуля

Есть готовый мир, описанный в оригинальном произведении, и готовые персонажи, характеры которых уже известны и автору, и читателю.

Parusinsky
Авторка и читательница фанфиков

Создать свою вселенную с нуля — задача заманчивая, но очень, очень непростая: недостаточно просто нарисовать картинку с помощью описаний, её нужно ещё и оживить. А работать с уже существующим миром и известными героями, безусловно, проще. Но всё равно их можно и нужно наделять личностными чертами. И если представление автора не совпадает с каноничным, принято ставить отметку «не в характере». Вообще система отметок, категоризирующих фанфики по ключевым элементам, помогает намного легче найти произведение, которое придётся по вкусу конкретно вам.

Популярность фандомов

Благодаря использованию узнаваемых образов, авторам фанфиков проще снискать популярность, чем авторам оригинальных историй. 

Об этом говорит количество лайков и откликов на фанфиках по фэндомам и на оригинальных историях, которые выложил один и тот же автор. Хоть самые популярные интернет-ресурсы для фанфикшена (в России это, например, ficbook.net) и позволяют публиковать «ориджиналы», аудитория больше интересуется фанфиками по фэндомам — сейчас в топе истории об участниках группы BTS и Гарри Поттере.

Желание исправить сюжет 

Очень многих фикрайтеров (и ещё больше читателей) в фанфикшен приводит желание подлатать отдельные сюжетные дыры и изменить нелогичные повороты в оригинальном произведении. Так и появляется жанр fix-it — дословно «исправь это».

Sister of darkness
Пользовательница «Фикбука» с 2012 года, авторка фанфиков по серии фэнтези-романов Терри Гудкайнда

Я написала первый фанфик в двенадцать лет или около того. Он почти сразу полетел на фикбук. К счастью, сейчас его там нет, потому что качество было очень низким, но в том возрасте это меня совершенно не пугало. К написанию фанфика меня подтолкнуло Чеховское «больно так, словно из тебя выходит калёное железо». Мне хотелось «починить» историю, которая явно пошла под откос в цикле «Ричард и Кэлен» и хотя бы немного прервать страдания героев. С того момента я всё ещё люблю жанр fix-it — мне кажется, это в принципе краеугольный камень всего фанфикшена.

Почему люди хейтят фанфики

Миф 1: фанфики пишут только дети

Существует мнение, что фанфикшен — исключительно детское дело, которое серьёзные взрослые люди должны осуждать. Из-за этого многим авторам и читателям становится стыдно говорить о своём увлечении друзьям и знакомым в реальной жизни.

Parusinsky
Авторка и читательница фанфиков

Конечно, нельзя отрицать, что существуют безграмотно написанные работы, но сейчас они не приобретают популярность среди читателей. Такие опусы, как правило, пишутся смеха ради и становятся не более чем локальной шуткой в какой-нибудь дружеской компании. Помнится, и мы с одноклассниками тоже чем-то таким занимались, только никуда не выкладывали. Предлагаю просто оставить детей в покое и дать им возможность наслаждаться беззаботной жизнью без стеснительности и предрассудков, которые часто мешают делать первые шаги в писательстве и получать позитивный опыт.

Сейчас среди самого фикбук-комьюнити такой стереотип уже уходит в прошлое: авторы и читатели ценят не возраст, а качество текста, по которому далеко не всегда можно понять, сколько лет фикрайтеру. Но тем не менее, исходя из личного опыта общения с авторками (кстати, общий фэндом — отличный повод для знакомства с новыми интересными людьми!), могу отметить, что большинство из них старше двадцати. У этих людей есть образование, работа, у некоторых даже дети. И это не мешает им заниматься творчеством, проявлять себя и свои таланты. В общем, фанфикам, как и любви, все возрасты покорны.

Миф 2: фанфики — это только про секс

Из-за того, что самый популярный фанфик, ставший книгой, это «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс, может показаться, что фанфики пишутся исключительно ради эротических сцен. Самые топовые работы по вкладке «Популярное» на «Фикбуке» действительно имеют рейтинг 18+.

Parusinsky
Авторка и читательница фанфиков

Кто-то долго и кропотливо расписывает каждую эмоцию персонажа, для которого секс является кульминацией внутреннего конфликта. Постельная сцена в данном случае служит такой же важной частью сюжета, как и любое другое взаимодействие в тексте. Ну а кто-то действительно пишет и читает эротику по чуть более приземлённым причинам. Только стоит ли так стыдить людей за подобные безобидные радости? Я думаю, что нет. 

В работах, которые я читала и писала, тоже были постельные сцены. Потому что для меня секс в фанфиках — это прежде всего про чувства, про один из важных этапов развития персонажей. Часто даже про закрытие сюжетных арок, обозначенных, но не доведённых до ума в оригиналах. А вообще, описать секс с точки зрения внутреннего мира героев, не превратив это в пошлятину вроде «сунул, плюнул и пошёл» или не уйдя в скупую физиологичность, — целое искусство. Такой своеобразный тест на писательский талант.

Sister of darkness
Пользовательница «Фикбука» с 2012 года, авторка фанфиков по серии фэнтези-романов Терри Гудкайнда

С такими предубеждениями я сталкивалась разве что в школе, но уже в более осмысленном возрасте — почти нет. Иногда слышала нечто подобное от людей, которые и сами не сильно любят высокодуховные развлечения. Обычно все проясняют первые минуты разговора, когда я рассказываю более подробно о своих работах и работах, которые мне нравятся. И становится понятно, что суть фанфиков заключается вовсе не в порнографии.

Миф 3: фанфики — несерьёзное увлечение «для девочек»

К такому неоднозначному восприятию фанфикшена может быть причастна мизогиния. Фанфики — преимущественно женский вид творчества. Многие люди в силу укоренившихся стереотипов о женщинах считают фикрайтерш и их работы по умолчанию глупыми, даже не пытаясь разобраться, насколько глубокие темы и мотивы могут крыться за этими историями. Остросоциальные и глубоко личные тексты часто до слёз трогают за душу читателей, о чём те открыто пишут в комментариях. 

Parusinsky
Авторка и читательница фанфиков

Признаюсь, у меня самой есть любимый фанфик, который я стабильно перечитываю перед своим днём рождения. Он о сложных детско-родительских отношениях. И раз в год возвращаясь к нему, я понимаю, как сильно со временем меняется моё отношение к личным моральным травмам. Как иначе я проживаю болезненные моменты жизни героев и своей собственной. Какой бесценный опыт я приобретаю с годами. И я уверена, что далеко не одна такая! Мне и ещё многим людям фанфики помогали пережить самые мрачные дни и месяцы, позволяя выразить чувства и поделиться ими через творчество. Мои самые популярные фанфики писались в дни огромного стресса. В какой-то момент они помогли мне сублимировать страх неопределённости будущего. В них порой куда больше смысла, чем думают окружающие. В комментариях мне как-то написали «это терапия для израненной души» — вот самое точное определение для тех текстов.

Из-за патриархальных устоев в обществе, где открытое проявление любви, уязвимости, привязанности, для мужчин порицаемо и грозит презрительным «чё ты как баба», мужской фанфикшен — явление довольно редкое.

Sister of darkness
Пользовательница «Фикбука» с 2012 года, авторка фанфиков по серии фэнтези-романов Терри Гудкайнда

Я общалась со многими авторами-мужчинами, и да, их меньше в процентном соотношении, но по качеству работ они не выше и не ниже женских. Мужчины чаще фокусируются на сюжете, интриге и экшене, женщины — на чувствах и психологии. Но я видела множество исключений, так что это правило очень условно. И я заметила такой момент: 75% моих знакомых авторов мужского пола все же предпочитают оригинальные идеи фанфикам. 

Думаю, это связано с типом мышления. Мужчины-авторы обычно довольно эрудированные и мыслят стратегически, плюс большая часть мужского фанфикшена строится на фэнтези-вселенных, похожих на DnD, где стратегия всегда на первом месте. Но чем более зрелого автора читаешь, тем меньше выражена вот эта страсть к сюжету ради сюжета и тем больше там эмоций и копания в персонажах. Вообще, самый плоский пример мужского фэнтези — это литРПГ, где герой всегда должен завоевать определённые территории, взять самых красивых женщин и в процессе просто убить всех подряд.

Парней-читателей тоже сравнительно меньше, но они есть, и они любят хорошие истории точно так же, как и девушки.

Гендерный перекос в фанфикшене 

Исторически сложилось, что мужские персонажи в поп-культуре прописаны лучше женских. Они имеют более яркие характеры, попадают в остросюжетные приключения, у них есть хорошо выстроенная предыстория. Именно вокруг их переживаний вращается придуманный автором мир, тогда как женщина до сих пор остаётся «подружкой главного героя» в большинстве произведений. Чтобы понять, насколько это применимо к конкретному фэндому, можно использовать тест Бекдел — Уоллес.

Чтобы пройти тест, художественное произведение должно отвечать трём основным правилам:

  1. Среди героев должны быть как минимум две названные по именам женщины.
  2. Они должны разговаривать друг с другом.
  3. Разговор должен быть о чём-то, помимо мужчин.

Результат этого теста показывает, насколько хорошо прописаны в сюжете женские персонажи. Чтобы оставить ещё меньше пространства для стереотипов, в некоторых вариациях к пункту «помимо мужчин» добавляют «кроме детей и домашнего хозяйства». Конечно, этот тест не идеален: не всегда получается объективно оценить художественные произведения с точки зрения наличия или отсутствия там сексизма. Но тем не менее это хороший инструмент, чтобы понять, есть ли у героинь свои интересы и личностные особенности. Например, согласно сайту bechdeltest.com, где все желающие могут оценить любой фильм с помощью теста Бекдел — Уоллес, фильм «Барби» прошёл такую проверку, а «Оппенгеймер» — нет. 

По фандомам, где главные героини — женщины, такого сильного перекоса в исключительно мужскую сторону намного меньше. Сейчас, даже спустя год после выхода сериала «Уэнсдей», истории о главной героине, сыгранной Дженной Ортегой, по-прежнему популярны на «Фикбуке». Ещё больше лайков получают работы об участницах телешоу «Пацанки» — волны популярности к фанфикам о них возникают одновременно с каждым новым сезоном и выпуском. 

Люди хотят читать фанфики об интересных, многогранных героях, и так как в оригинальных произведениях хорошо прописанных мужских персонажей больше, они и становятся центром внимания фикрайтеров и читателей.

Морально-этические дилеммы фанфикшена

В фанфикшене есть отдельный жанр — RPF (от англ. real famous people), и в нём действительно имеются спорные моменты. Прежде всего, конечно, ставится под сомнение этичность написания рассказа, который в теории может прочитать его главный герой. И не всегда человека может оскорбить эротическая составляющая такого текста. Это может быть, например, специфический юмор, неуместный пейринг или абсолютно что угодно, ведь речь идёт о личности со своими убеждениями. Координаты допустимого и недопустимого конкретного человека могут не совпадать с таковыми у автора. 

Некоторые публичные личности c иронией относятся к RFP-фанфикшену. Например, книжный блогер Anthony Uly сделал из обзоров фанфиков про себя целую рубрику для YouTube-канала. Там он говорит: «Я не против того, что вы пишете про меня фанфики, потому что я отношусь к этому как к творчеству. Мне, наоборот, очень лестно! Главное, чтобы это всё было в рамках приличия. И чтобы там не было чего-то совсем ужасного <...>, потому что такого я не переживу, если вдруг про себя это прочитаю. Но в целом я не против»

Консенсуса в вопросе этичности написания таких фанфиков нет и среди фикрайтеров.

Sister of darkness
Пользовательница «Фикбука» с 2012 года, авторка фанфиков по серии фэнтези-романов Терри Гудкайнда

Вообще, я никогда не писала о реальных людях, и это кажется мне чем-то совершенно непонятным: это подразумевает фантазии не о каком-то абстрактном образе, которого нет в реале, а о вполне конкретном человеке, который может это прочитать. Я слежу за группами о нескольких актёрах, которые мне действительно нравятся, но фанфики о них больше напоминают жёлтую прессу или подростковую фантазию.

Parusinsky
Авторка и читательница фанфиков

Я сама писала когда-то фанфики о реальных людях и обсуждала этот вопрос с другими авторами в комментариях на «Фикбуке». Мы сошлись во мнении, что написание фанфиков об известных личностях не всегда построено вокруг обожания персоны. Часто публичный образ человека становится для нас, фикрайтеров, некоторым «сосудом», который наполняется новыми идеями. В процессе написания текста получившийся персонаж совсем перестаёт быть похожим на реальный прототип. В публичной личности могут привлекать какие-то конкретные черты характера, которые хотелось бы видеть в герое своего произведения, потому за основу берётся образ известного человека. Но в любом случае нельзя забывать, что, хоть жизнь селебрити и может казаться сериалом, всё же это не так.

Почему фанфики любят

Несмотря на всю противоречивость фанфикшена, он действительно популярен. И причина его популярности довольно проста: в конечном счёте люди ищут в любительских историях то, чего им не хватило в оригинале. Это могут быть альтернативные концовки, более проработанные эмоции персонажей, подробно описанные чувства между героями. «Большая литература» не всегда может дать это своим поклонникам. А фикрайтеры, будучи ближе к читателям, способны написать по-настоящему цепляющую историю. Пусть не всегда идеальную, не всегда грамотную, но искреннюю — без цензуры и без купюр, что действительно ценно. И, что не менее важно, аудитория фанфикшена может непосредственно влиять на авторов, лайками и комментариями голосуя за продолжение историй. Да, фанфики не идеальны, но читатели могут сделать их лучше, выбирая те, что будут соответствовать их ценностям и ориентирам.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий