Знать
18 июля 2023

Как кино обретает «женский взгляд» и чем он отличается от «мужского»

Разбираемся, что такое женское кино и почему оно нам нужно.

Надя Попова
Надя Попова
Авторка
фильмы для женщин
1

Не всегда киногероини могли стать самостоятельными персонажами. Порой их создавали только как способ раскрыть главного героя-мужчину: как трофей, любовный интерес или злейший враг. Помимо этого, женщин в кино сексуализировали, лишая какого-либо развития. В 70-х исследовательница кино Лора Малви обратила внимание на эту несправедливость. Она ввела термины male gaze (мужской взгляд) и противоположный ему female gaze (женский взгляд). Рассказываем, чем они отличаются, как найти фильмы для женщин и почему нам нужно такое кино.

У этой статьи есть аудиоверсия!

Что такое male gaze 

Мужской взгляд предполагает, что в кино есть три фигуры: создатель-оператор (его роль мы видим через камеру), главный герой и зритель. Все они мужчины. В этой системе женщина — сексуализированный пассивный объект. То есть мужчина «наблюдает» (looks), а женщина «наблюдаема» (looked at). Через психоанализ Малви доказала, что так голливудские фильмы создают побуждение, известное как «скопофилия» — сексуальное удовольствие, связанное с просмотром.

Пример мужского взгляда: сцена из фильма «Трансформеры». Героиня Меган Фокс Микаэла чинит машину. Она наклоняется к двигателю, камера фокусируется на её животе, проходится по верху и спускается через спину. Акцент делают на отдельных частях тела. Чистая объективация. Кроме того, Микаэла — «крутая девчонка», любящая всё «мужское». Этот троп — тоже пример мужского взгляда. Он представляет идеальную женщину глазами мужчины.

Проблемы мужского взгляда в кино

  • Героини больше напоминают идеальную картинку для мужчины, чем реальных женщин.
  • Мужской взгляд искажённо отображает женские желания, эмоции и интересы.
  • Сексуальная объективация в кино приводит к ментальным проблемам у женщин. И у мужчин, кстати, тоже.

Что такое female gaze

После работы Лоры Малви стали появляться организации, которые стремились устранить гендерный дисбаланс в киноиндустрии. В 1973 году журналистка Тичи Уилкерсон Кассель основала организацию «Женщины в кино» в Лос-Анжелесе. Объединение поддерживало создательниц кино и выносило на обсуждение проблему сексизма в киноиндустрии. «Женщины в кино» существует до сих пор — у них есть фонд по поддержке режиссёрок, менторские программы для женщин, которые хотят работать в киноиндустрии, и горячая линия для тех, кто столкнулся с сексизмом в этой сфере.

Постепенно стало появляться больше фильмов с феминистской направленностью. Например, «Ванда» Барбары Лоден — фильм о положении женщины, когда она лишается семьи. Тогда же режиссёрки Биргит Хайн, Нелли Каплан, Катрин Брейя и Барбара Хаммер начали создавать кино о женской сексуальности через призму женского взгляда.

Фильмы с женским взглядом сохраняют три элемента: создатель-оператор, главный герой и зритель. Но эти места занимают женщины. Канадская режиссёрка и писательница Зои Дирс в работе «Гендер в кинематографе: женский взгляд за камерой» пишет, что женский взгляд фокусируется на мотивах и желаниях реальных женщин. Героини перестают быть пассивными объектами для наблюдения и сексуального возбуждения. Если женщина сексуальна, она исследует свою сексуальность или наслаждается ею.

Тори Телфер в издании Vulture так сказал о женском кино: «Оно эмоционально и интимно. Видит людей как настоящих людей. Стремится сочувствовать, а не объективировать». В этой же статье оператор Эшли Коннор добавила: «„Мужской взгляд“ стремится контролировать, а „женский“ — это, скорее, состояние ума, где подход к герою и материалу более эмоциональный и уважительный <...> Я хочу, чтобы образ ожил, а совершенство — это скучно».

Проблемы женского взгляда в кино

Сексуальная объективация мужчин

Она встречается в жанре chick flick — фильмах для женской аудитории. Это не «чистый» женский взгляд, так как создателями могут быть мужчины. Но некоторые исследователи относят его к этой категории. Например, Перфетти Уотс и Флорида Стейт указывают на объективацию мужских тел в фильмах «Сумерки. Сага. Новолуние», «В пролёте», «Золото дураков» и «Супер Майк». Они считают, что такие фильмы не ведут к равноправию. Они созданы для женщин, но сохраняют дисбаланс. Есть те, кто наблюдает, и те, за кем наблюдают.

Романтизация опасности

Исследовательница Джессика Тейлор также анализирует сумеречную сагу в работе «Романтика и женский взгляд, скрывающий гендерное насилие в „Сумерках“». Она считает, что эти фильмы поощряют насилие. Главные герои Эдвард и Джейкоб хорошо обращаются с Беллой, но постоянно демонстрируют агрессию к другим. А их накачанные тела регулярно мелькают в кадре и восхваляются. Из-за этого, пишет Тейлор, девушки перестают видеть в агрессивных и физически сильных мужчинах опасность.

Деление кино на мужское и женское

В интервью Vulture операторы Наташа Брайер и Аньес Годар говорят, что признают существование мужского взгляда. Однако они хотят, чтобы создателей фильмов оценивали за способности и видение, а не пол.

Почему женский взгляд всё равно нужен

Исследования показывают, что до сих пор киноиндустрия в большой степени принадлежит мужчинам. Как мейнстримные блокбастеры, так и независимое кино. Но есть сдвиги. Некоторые фестивали, например ММКФ, ввели отдельные программы для исключительно женского кино, чтобы оно обрело более уверенный голос. На кинопремиях мы всё чаще слышим женские имена в качестве режиссёрок и сценаристок: София Коппола, Кэтрин Бигелоу, Нэнси Мейерс, Хлоя Чжао.

Женский взгляд даёт новую точку зрения на кино. Он помогает сделать фильмы чувственными, уважительными к женщинам. Героини перестают быть картонным набором стереотипов, и зрительницы могут себя с ними отождествлять. Поэтому, несмотря на недостатки, женский взгляд нужен кинематографу.

Что посмотреть

Журналистка The Guardian Гвендолин Смит советует посмотреть две версии «Рокового искушения»: Дона Сигела (1971) и Софии Копполы (2017). Эти фильмы хорошо показывают разницу мужского и женского взглядов в кино. Кроме этого, мы собрали ещё несколько фильмов о женщинах, которые сняли женщины.

Фильмы

  • «Дневник девочки-подростка» (2015) — комедия о 15-летней девочке, которая начинает встречаться с парнем своей матери.
  • «Леди Бёрд» (2017) — драма о девушке из провинции, которая мечтает переехать в Нью-Йорк. Но её задумка оказывается слишком смелой и пугающей для близких.
  • «Ведьма любви» (2016) — стилизованная под 60-е комедия о ведьме, которая влюбляет в себя мужчин. Из-за чего они впоследствии умирают.

 Сериалы

  • «Рассказ служанки» (2017) — сериал-антиутопия про общество, в котором женщины могут быть только жёнами или суррогатными матерями для богатых семей.
  • «Я люблю Дика» (2016) — трагикомедия о семейной паре. Муж и жена пытаются разобраться, что делать, когда одного из них влечёт к другому человеку.
  • «Дрянь» (2016) — британская трагикомедия Фиби Уоллер-Бридж об одинокой, сексуально-активной и остроумной владелице кафе.
  • «Белая ворона» (2016) — современная версия «Секса в большом городе» с темнокожими героинями.
  • «Джессика Джонс» (2015) — история супергероини с психологической травмой, которая мешает ей строить жизнь и карьеру.
Комментарии
S J
24.06.24 11:05
Я вижу культурные стереотипы которые не адекватны моим стереотипам поэтому я буду писать то как я не соглашаюсь. >Мужской взгляд предполагает Не знаю что такое мужской. Это слово придумали слишком рано чтобы те кто его придумал давали на него объяснение. >взгляд предполагает Как он может что то предполагать. Его нет в физическом мире. Он даже не находится внутри глаз, а простирается снаружи. У взгляда нет личности чтобы спросить его мысли и предположения. >Мужской взгляд предполагает, что в кино есть три фигуры: создатель-оператор (его роль мы видим через камеру), главный герой и зритель Я c мужским взглядом не встречался никогда. Кто он такой? Мужской взгляд с нами в одной комнате? С ним остались видеозаписи чтобы можно было его послушать и с ним поспорить, или это социальный конструкт которому присвоены условные характеристики? >В этой системе женщина — сексуализированный пассивный объект. Не знаю кто такая женщина, но очевидно что она будет той с кем она себя индентифицирует. Приставка «сексуализированный» ничего не дополняет по факту того что сексуальность в мире выражается везде. В профессиональном ремонте, строгих очерченных формах вещей, гладком лакированным покрытием, глянцевым отражением. Как внешней характеристике, так и той сексуальной энергии которая применялась для того чтобы материалу придать форму. Сексуален даже бомж, просто по факту того что он добавляет красок миру. Пассивности не существует как в физическом мире, где процессы не останавливаются, так и в мире знаков где все знаки не прекращают своего означивания. «Объект». Не вижу почвы в объектно-субъектной дихотомие. Моя рука пользуется мышкой так же как моя мышка наделяет меня туненльным синдромом. >То есть мужчина «наблюдает» (looks), а женщина «наблюдаема» (looked at). Это языковой аффект. В кинозале можно провести различение зрителя, как пассивного наблюдающего, и полотно с проекцией, как перехватывающего воображение, активного демонстратора. >Пример мужского взгляда: сцена из фильма «Трансформеры». Героиня Меган Фокс Микаэла чинит машину. Она наклоняется к двигателю, камера фокусируется на её животе, проходится по верху и спускается через спину. Акцент делают на отдельных частях тела. Чистая объективация. Кроме того, Микаэла — «крутая девчонка», любящая всё «мужское». Этот троп — тоже пример мужского взгляда. Он представляет идеальную женщину глазами мужчины. Показан человек, который в процессе действования воспроизводит физическую активность вкупе с интеллектуальной сублимацией. Что должно сращивать его объектом? Взгляд ? Оформление в слова? То что кинокадр это фантазия в моменте, а не продолжающаяся реальность жизни? Тогда зритель это как таковой объективатор вне зависимости как его называешь мужчиной или женщиной, просто по факту того что у него есть зрение и слова.